![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура и этика предпринимательства
Культура предпринимательской деятельности – совокупность материально-духовных достижений в предпринимательстве, определяемых, с одной стороны, материально-производственными процессами на предприятии, а с другой — экономическими отношениями между людьми. Эта культура воплощается в системе социальных норм и ценностей, сознании, знаниях, в профессионализме и природе труда, мировоззрении, морально-этических нормах деятельности, поведении. Предпринимателям присущи следующие психологические качества: - уверенность в благоприятном исходе; - эмоционально-психологическая устойчивость; - готовность принять ответственность и проявить решительность; - новаторское, креативное мышление; - настойчивость в достижении поставленной цели; - стремление к выполнению более сложной работы; - получение удовлетворения от достижения цели; - стремление к разумному риску; - самообладание; - устойчивые способности к преодолению препятствий; - высокий уровень самоорганизации и стремление постоянно совершенствовать уровень профессионализма; - умение ставить реальные цели, сопоставлять их с ресурсной базой, - навыки стратегического и тактического планирования. Важнейшими среди этих качеств и черт являются личная ответственность за решение поставленных проблем, формирование целей предпринимательской деятельности и их достижение на основе планирования. Важнейшим моментом в принятии решения стать предпринимателем является осознание степени риска и возможной неудачи. Предприниматели рискуют карьерой, не только финансовым, но и семейным благополучием. Финансовые неудачи могут иметь серьезные эмоциональные последствия, негативно сказаться на здоровье. Основные элементы предпринимательского риска – общая склонность к риску вообще, понимание возможности неудач, системное осознание их последствий. Двумя основными альтернативами предпринимательской деятельности являются: с одной стороны, получение крупного вознаграждения, но и большая вероятность неудачи; с другой – скромное вознаграждение, но меньшая возможность неудачи. В управлении материально-производственными процессами важными звеньями культуры предпринимательской деятельности являются: - культура труда (то есть соблюдение требований эксплуатации техники, технологическая дисциплина и др.); - информационная культура (знания об эффективном использовании В управлении экономическими процессами важную роль играют знание и владение навыками: - научной организации производства и труда, которые относятся к элементам организационно-экономической культуры; - финансовых, контрактных, организационно-экономических отношений между субъектами предпринимательской деятельности — элементы технико-экономической культуры; - технологий привлечения наемных работников к участию в прибыли предприятия (продажа им акций, облигаций и т. п.) — элементы культуры трудовых отношений. Культура предпринимательской деятельности должна опираться на такие социальные ценности, как равенство, справедливость, уважение, согласие, порядок. Различают также материальные и духовные, личностные и институциональные элементы культуры предпринимательской деятельности: - к материальным относят уровень развития предприятия, в частности, управленческой и информационной техники; - к духовным — совокупность профессиональных знаний предпринимателя, производственного опыта и привычек, экономическое мышление; - к личностным — вид предпринимательской деятельности, возможность обогащения, степень экономической свободы и др.; - к институциональным — социальные ценности и нормы, в том числе веру и убеждения. Огромную роль в успешной предпринимательской деятельности играет этика предпринимательства, которая означает комплекс норм и правил морального поведения руководителя и умение соединять профессиональные принципы управления с общечеловеческими, базируется на уважении к действующему законодательству, честности, соблюдении данного слова и т. п. Важный элемент этики предпринимательства (и одновременно принцип управления) – выполнение руководителем предприятия взятых на себя обязательств. Основными методами влияния предпринимателя или менеджера на людей с целью их побуждения к высокоэффективной работе являются: - личностный (личные качества руководителя); - поведенческий (стиль руководства, манера поведения с подчиненными). - ситуационный. При этом важно придерживаться таких принципов взаимодействия руководителя с подчиненными, как ориентация на человеческие качества сотрудников (их чувства, стремления), привлечение их со временем к управлению производством, собственностью и др. Реализация этих принципов в практике предпринимательства разработана в современных теориях мотивации. Данные теории лежат в основе механизмов долговременного воздействия на работников в целях активации их трудового потенциала. Их можно подразделить на: - содержательные, к которым относятся теории А. Маслоу, Мак Клейна, Фредерика Герцберга. В их основе лежат механизмы внутренних побуждений, потребностей; - процессуальные, теория ожиданий, теория справедливости и модели мотивации Портела-Лоунера. Они основываются, прежде всего, на том, как ведут себя люди с учетом уровня их воспитания, образования, культуры. Эффективность мотивации зависит от многих факторов, но главный из них – оплата труда – основа благополучного существования работника и его семьи. Переменная часть заработной платы работника позволяет получить дополнительные средства от повышения уровня его трудового вклада в конечный результат работы предприятия. В условиях развитых рыночных отношений предприниматели применяют различные системы оплаты труда: повременные, сдельные, смешанные, комиссионные, с участием в прибыли, с приобретением акций предприятия. Дифференцируя уровень оплаты, предприниматели должны соблюдать оптимальный разрыв между минимальной и максимальной заработной платой. Его уровень определяется многими факторами и различается по странам. Например, японские предприниматели устанавливают 8-9 кратный разрыв в оплате труда руководителя предприятия и начинающего работника, американские – увеличивают его до 20. Важно знать, что незначительный разрыв порождает уравниловку, высокий – трудовую апатию. Обе проблемы ведут к снижению заинтересованности в производительности и качестве труда. Особое место в материальном и моральном стимулировании занимает поощрение на разработку инновационных предложений. На предприятиях создаются специальные фонды для поощрения изобретателей и новаторов, куда отчисляют 10-25% экономического эффекта от реализации новаций. Исследователи теории и практики мотивации персонала постоянно разрабатывают новые мотивы и стимулы, позволяющие сохранить ценных сотрудников, оградить их от перехода к конкурентам. При выборе предпринимателем мотивационных средств привлечения работника к осознанной высокопроизводительной работе важную роль играет оптимальный комплекс стимулов. Его основные элементы: - внедрение прогрессивных форм и систем заработной платы; - участие в принятии управленческих решений, в том числе по управлению собственностью; - внедрение бригадной формы организации труда, при которой члены - планирование продвижения по службе (планирование карьеры); - регулярное информирование руководителями предприятия работни - стимулирование осознания работниками важности выполняемой работы; - развитие рационализаторской работы сотрудников. - создание внутри предприятий временных творческих групп для разработки и реализации инновационных решений; - рациональное соединение поощрений и взысканий.
|