![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Необходимость, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Факторы, обусловливающие необходимость государственного регулирования экономики можно объединить на три основные группы: – факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики, сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма (ограничение стихийности рыночных процессов; обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры; обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд; поддержка конкурентоспособности, открытости рынка); – факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства (создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения «правил игры» хозяйствующих субъектов; обеспечение циклического развития экономики; стимулирование долгосрочного экономического роста, роста деловой активности; формирование оптимальной структуры народного хозяйства; поддержка макроэкономического равновесия; обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики; потребность в государственных инвестициях, малорентабельных с точки – факторы, связанные с решением социальных проблем (обеспечение рационального перераспределения доходов; экономической основы социальной стабильности, сокращение социальной напряженности; полной занятости населения; формирование условий расширенного воспроизводства рабочей силы, проявления интеллектуальных способностей человека (развитие здравоохранения, образования, переподготовки кадров и т. д.). Государственное регулирование предпринимательства происходит посредством социально-экономического прогнозирования, а на этой основе воздействия на процессы социально-экономического развития, в том числе через определение приоритетных направлений и отраслей развития народного хозяйства, формирование инвестиционной, налоговой, кредитной, антимонопольной политики, разработку федеральных комплексных, а на уровне субъектов Федерации – региональных программ. Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности – это комплекс форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых ею (предпринимательской деятельностью) (рис. 4).
Рис. 4 – Комплекс форм и методов государственного регулирования предпринимательской деятельности
Административные методы – способы и формы регулирования, которые базируются на силе государственной власти, включают мероприятия запрета, разрешения и принуждения и воплощаются в жизнь с помощью указов и распоряжений. В развитых странах мира административные методы регулирования предпринимательской деятельности применяются в формах: – управления государственной собственностью; – лицензирования и квотирования; – применения санкций; – охраны окружающей среды. Их роль значительно возрастает в сложных критических ситуациях. Правовые методы – способы и формы регулирования предпринимательской деятельности, которые воплощаются в практику с помощью принятия соответствующих законов. Примером такого регулирования являются антимонопольное законодательство и антимонопольная деятельность государства. Экономические методы – способы и формы регулирования, которые основываются на использовании налогов, денежно-кредитных рычагов, цен и Среди экономических методов различают: – прямые (формирование и использование бюджета; установление минимальной зарплаты; регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг; антимонопольная политика, защита конкуренции); – косвенные (индивидуальное планирование; целевое программирование; регулирование налоговой системы; определение нормы обязательных банковских резервов и учетной ставки центрального банка; кредитно-денежные инструменты). Рассмотрим некоторые методы экономического и правового регулирования предпринимательской деятельности. Если исходить из практики развитых стран мира, как уже было отмечено ранее, то основным инструментом влияния государства на предпринимательскую деятельность является налоговая политика, в частности, использование инвестиционного налогового кредита. Так, в США он означает снижение налогооблагаемого минимума на сумму капиталовложений на приобретение машин и оборудование. В Германии льготные инвестиционные кредиты предоставляются предприятиям при освоении отсталых регионов, специальные инвестиционные кредиты – при создании высокотехнологичных производств, субсидии - соответственно структурной программе развития средних городов и др. Во Франции при создании новых промышленных зон предприятия, которые специализируются на изготовлении определенных видов продукции, получают налоговые льготы сроком на 10 лет. В Англии не взимаются налоги при осуществлении капиталовложений в оборудование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а при осуществлении капиталовложений в строительство сооружений – снижаются почти на 80%. Прогрессивное налогообложение фирм существует и в других странах, которые не принадлежат к развитым. Так, в Малайзии при вкладывании капитала в передовые отрасли налоги не платят совсем на протяжении 5 лет; в последующие 5 лет также не платят, если количество работников не превышает 500 человек, а деятельность компании за этот период оказала содействие повышению технологического уровня производства. С целью стимулирования деятельности совместных предприятий в Австрии они не выплачивают налоги в случаях: если их инвестиции составляют не менее 25% от общего объема инвестиций; при инвестировании капиталов не позже, чем за 12 месяцев до составления отчета главной компании; определенного совпадения организационно-правовой формы австрийских фирм с иностранными и др. Никаких ограничений не существует в Германии при ввозе и вывозе иностранного капитала, в частности, при создании предприятий и обществ с участием такого капитала. В 2008 году в России налог на прибыль предприятий был снижен до 20%, что стимулировало рост предпринимательской активности. Однако российская налоговая реформа пока еще не решила ряд важнейших для предпринимателей вопросов, например, не создан эффективный механизм: – льготного кредитования инвестиционной и инновационной активности на предприятиях; – формирования отраслевых научно-технических фондов за счет отчисления части себестоимости продукции; – платежей за загрязнение окружающей среды. Главная проблема налоговой реформы – кардинальное снижение налогов на труд и освобождение от налогов расходов на инвестиции – может быть решена только тогда, когда в доход бюджета на основе новых механизмов начнет поступать природная рента. То, что принадлежит обществу, нужно аккумулировать в бюджете для того, чтобы финансировать науку, образование, социальную сферу и стимулировать инновационную и инвестиционную активность. Это даст возможность структурно перестроить экономику на базе современных технологий и выйти на траекторию устойчивого и быстрого экономического роста, резко сократить налоговое бремя. Важным инструментов государственного воздействия на предпринимательскую деятельность является амортизационная политика. Так, в России 1 января 2002 г. в связи с вступлением в силу 25 гл. НК РФ «Налог на прибыль организаций», определен новый порядок расчета амортизационных отчислений. Амортизационное списание основного капитала является эффективным средством стимулирования накоплений, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений. Особое место в экономической политике государства занимает антимонопольная деятельность государства.
|