![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность малого предпринимательства
Малым предпринимательством признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям), констатирующим сущность этого понятия. Малое предприятие – это предприятие с небольшими количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т. п.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли. Критериями, по которым субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, определены в ФЗ №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства». К ним относят: численность персонала (занятых работников), объем оборота и др. В соответствии с Федеральным законом РФ " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации. В уставном капитале, которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: – микропредприятие – до 15 чел.; – малое предприятие – до 100 чел.; – среднее предприятие – от 101 до 250 чел.; – крупное предприятие – свыше 250 чел. Несоответствие между большим количеством малых предприятий численностью занятых на них работников, с одной стороны, и относительно незначительной величиной валового дохода, вклада в создание товаров и услуг – с другой, объясняется следующими факторами: – более низкой фондовооруженностью труда на таких предприятиях – невозможностью внедрять новейшие крупные достижения науки и техники; – высокими банковскими процентами на получаемые кредиты; – в определенной степени дискриминационными контрактными отношениями значительного количества малых предприятий с крупнейшими компаниями; – стремлением многих людей, которые не имеют предпринимательского таланта, способностей и подготовки, создавать новые предприятия, а также отсутствием знаний и опыта управления у лиц, обладающих таким талантом; – ограниченной возможностью повышения квалификации наемных работников, их профессиональной переподготовки; – значительными трудностями с финансированием, получением кредитов (недостаточность оборотных средств, задолженность и т. п.); – отсутствием тех прав в управлении производством, которые завоевали наемные работники на крупных предприятиях, и защиты профсоюзов; – финансовыми ограничениями во внедрении наиболее прогрессивных технологий, форм и методов организации производства, управления, маркетинга. Факторам, сдерживающим развитие малого предпринимательства, противостоят такие преимущества малого бизнеса, как: – гибкость и оперативность в управлении и организации производства; – более интенсивное использование рабочей силы и оборудования, – простая и рациональная организационная структура предприятия; – быстрая адаптация к конъюнктуре рынка, местным условиям, запросам потребителей, оперативное обновление ассортимента продукции; – возможность быстрого внедрения значительной части новых идей, – возможность привлечения относительно небольших ресурсов для создания таких предприятий; – опора на развивающуюся систему государственной поддержки малых и средних предприятий. Чтобы усилить положительные и ослабить отрицательные стороны деятельности малых предприятий, необходима всесторонняя поддержка их деятельности как со стороны государства, так и со стороны других рыночных институтов. Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами: - численностью МП и индивидуальных предпринимателей в общем - вкладом МП в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг); - вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование - ростом численности занятого трудоспособного населения на малых предприятиях, вкладом в сокращение числа безработных; - насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения; - навыками создания собственного дела у дееспособных граждан, накоплением опыта управления предприятиями и др. В экономически развитых государствах ЕС малые предприятия, по различным оценкам, создают 50-60% внутреннего валового продукта. В странах ЕС на 1 млн. жителей приходится не менее 3000 малых предприятий, тогда как в среднем по России – около 615. Только в Москве и Санкт-Петербурге, где на 1 млн. жителей приходится около 2400 МП, этот показатель приближается к мировому уровню. Выйти на показатели передовых стран России мешают следующие обстоятельства: - недостаток квалифицированных кадров для развивающихся предпринимательских структур; - отсутствие четко сформулированной через систему правовых актов - излишние административные барьеры (регистрация, лицензирование, сертификация, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений и т. д.); - «налоговый пресс» и громоздкая система отчетности; - монополизация рынков крупными предприятиями и их объединениями; - отсутствие надежного правового обеспечения предпринимательской - растущее недоверие предпринимателей к власти, ее способности проводить долгосрочную политику и обеспечивать стабильные условия На первом месте среди указанных факторов, по данным исследований Госкомстата России, – недостаток квалифицированных кадров, тогда как в середине девяностых годов прошлого века самой актуальной проблемой были неплатежи, нарушения договорных обязательств. Опыт пятнадцати лет развития малого предпринимательства показал, что оно является важным фактором решения следующих проблем становления социально-ориентированной рыночной экономики: - формирование в обществе конкурентных, цивилизованных рыночных - создание условий для развития активности и творчества членов общества, их самореализации как личностей; - формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий основы среднего класса - фундамента гражданского общества, его устойчивого и динамичного развития; - расширение ассортимента, повышение качества товаров, работ, услуг - содействие структурной перестройке экономики, придание ей гибкости, - привлечение личных сбережений населения для развития различных - создание дополнительных рабочих мест, сокращение безработицы; - активизация научно-технического прогресса; - освоение и использование местных источников сырья и отходов - укрепление доходной части региональных местных бюджетов; освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий. Сегодня МП более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные фонды, сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу), поэтому, как правило, на них достигается более высокая рентабельность продукции (работ, услуг) и ниже уровень затрат по сравнению со средними показателями в соответствующих отраслях экономики. В отдельных регионах страны МП вносят значительный вклад в формирование федерального бюджета (например, в Москве — около 40% городского бюджета). Наиболее активным фактором экономического развития страны становится инновационное предпринимательство – особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли, создание и активное распространения инноваций во всех сферах экономики страны. Такое предпринимательство базируется на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков сбыта, материалов, форм управления) и создания нового инновационно-ориентированного предприятия. В России имеется мощный научно-технический потенциал для организации и развития малого предпринимательства в инновационной сфере. Количество инновационных предприятий составляет около 9% к общему числу МП, но в последние годы оно стабильно увеличивается. Для реализации в полной мере этих задач для России необходимо, прежде всего: – развитие системы налогообложения, обеспечивающей, с одной стороны, пополнение бюджета, а с другой – стимулирующей развитие малого предпринимательства; – решение задачи ресурсного обеспечения малого предпринимательства; – осуществление эффективной финансовой поддержки малых предприятий; – проведение кадровой поддержки малых предприятий; – создание инфраструктуры поддержки малых предприятий.
|