Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система государственного антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности: понятие, сущность
Современная конкуренция, дополненная государственной антимонопольной политикой, выступает одним из важнейших элементов механизма разрешения противоречий интересов субъектов предпринимательской деятельности. Государственная антимонопольная деятельность подчинена главной задаче – активизации конкуренции. Она реализуется через методы административного регулирования, с одной стороны, и методы нормативно-ориентирующего регулирования, – с другой стороны. Государственная антимонопольная деятельность – комплекс мероприятий, направленных на ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства. Впервые антимонопольные законы были приняты в конце XIX - начале XX веков в США и Канаде. Существуют американская, европейская и японская системы антимонопольного законодательства, основные элементы которых представлены в табл. 5. Таблица 5 Основные элементы систем антимонопольного законодательства
Европейская и японская системы запрещают не саму монополию, а лишь ее злоупотребление властью. Например, картели считаются полезными для развития экономики, поэтому основной формой государственного контроля является система регистрации картельных соглашений в специальных органах (в Германии – Федеральное управление картелями, в Японии – Комиссия по справедливым операциям). Большинство антимонопольных законов в европейских странах запрещает такие виды монопольных соглашений, как: о разделе рынков, фиксированных ценах и т. п. В Германии монополией считается компания, которая сосредоточила в своих руках 1/3 оборота; в Японии – если доля одной компании превышает 50, а двух – 75% и более. Подобные цели продекларированы и в Договоре стран СНГ «О проведении согласованной антимонопольной Политики». Российское законодательство запрещает действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые могут ограничить конкуренцию и (или) ущемить интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. К таким действиям относят: – изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышение цен; – навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него; – создание препятствий доступу на рынок (выхода с рынка) другим хозяйствующим субъектам; – нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования. Для реализации государственной политики по развитию конкуренции было создана Федеральное агентство по антимонопольной политике. Органам власти и управления запрещается принимать акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов или создают для них благоприятные (неблагоприятные) условия. Должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, самостоятельно или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, долей участия при принятии общим собранием решений, занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием применяются методы нормативно-ориентируюшего воздействия: влияние на ценообразование, налоги, государственные субсидии. Одно из важнейших направлений антимонопольной политики – демонополизация системы распределения государственных и муниципальных заказов и связанные с ней вопросы антимонопольного контроля и обеспечения справедливых условий сделок. Несмотря на усилия по упорядочению процесса размещения таких заказов, в данной области предпринимательских отношений пока не удалось достичь стандартов, присущих странам с развитой рыночной экономикой. Мировой опыт использования механизма распределения государственных и муниципальных заказов показал, что они как форма сотрудничества государства с предпринимателями широко применяется в США, Великобритании, Франции, Германии, других странах. Отечественный средний и малый бизнес сталкивается со значительными трудностями в получении государственных законов. Это связано, прежде всего, с несовершенством действующего законодательства и отсутствием практических механизмов по его реализации. Не созданы информационные системы поддержки государственного муниципального заказа и участия в нем малого предпринимательства. Чиновники не желают и не умеют привлекать малое предпринимательство к выполнению государственного заказа. Для совершенствования системы размещения государственных заказов и принятия практических мер, направленных на защиту предпринимательства необходимо: – закрепить в законодательном порядке механизм гласного контроля за – обязать соответствующие органы государственного управления и местного самоуправления резервировать часть госзаказа для субъектов – внести изменения в антимонопольное законодательство. Одним из главных препятствий в развитии эффективных форм и методов современного отечественного государственного регулирования предпринимательства является порождаемое им неравенство условий предпринимательства. Государство, например, расходует ресурсы для поддержки тех предприятий, которые имеют возможность активно лоббировать свои интересы во властных структурах. Одни платят налоги, другие – платят частично, третьи – вообще их не платят. Неравными являются платежи за электроэнергию, условия доступа к госзаказам, земле и другим ресурсам. Выравнивание условий хозяйственной деятельности должно стать одним из основных направлений государственной стратегии развития предпринимательства. Разработка такой стратегии с учетом исторического опыта государственного управления экономикой, своеобразия российской модели предпринимательства может сделать его вполне конкурентоспособным
|