Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы.
Конкуренция – борьба (в том числе соревнование, столкновение, взаимодействие) между производителями (продавцами) за выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг, за извлечение максимальной прибыли. В случае столкновения интересов отдельных производителей или продавцов товаров и услуг каждый из них старается доказать свои преимущества, обеспечить более выгодное и стабильное положение, в том числе за счет ослабления или даже банкротства конкурирующих предприятий. Конкуренция – важнейший элемент механизма рыночного саморегулирования. Она лежит в основе предпринимательских решений относительно цен, объемов продаж, рыночной стратегии в целом. Конкуренция – экономический закон, выражающий устойчивые причинно-следственные связи между товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции – с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты, повышать качество товаров и услуг, то есть бороться за рост их конкурентоспособности. Методами этой борьбы могут быть: - рост качества товаров и услуг; - обновление ассортимента продукции, его дизайна; - предоставление предпродажных, гарантийных и сервисных услуг; - временное снижение цен; - заключение соглашений с конкурентами по условиям товарной финансовой политики и пр. Сущность конкуренции наиболее полно раскрывается в ее функциях. Она способствует: - расширению предприятиями масштабов производства, повышению производительности труда и за счет этого снижению затрат производства на единицу продукции, а следовательно, и цены; - экономии ресурсов (природных, материальных, трудовых, финансовых и др.); - внедрению достижений науки и техники в производство, что обусловливает рост производительности труда; - улучшению качества продукции и обслуживания (в том числе послепродажного) потребителей; - перераспределению капитала между отраслями и выравниванию нормы прибыли в разных сферах и отраслях экономики; - созданию условий для банкротства отсталых и ненужных обществу предприятий (их продукции), росту на этой основе безработицы; - возникновению экономических кризисов; - усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, то есть обогащению одних и разорению других (побеждает сильнейший); - монополизации экономики. Таким образом, конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны, влияющие на экономическое поведение предпринимателя. Их соотношение зависит от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства. Сущность конкуренции и ее функций изменяются в процессе эволюции экономической системы. Свободная конкуренция властвовала на низшей стадии капитализма. Для нее характерны: большое количество конкурентов-производителей и конкурентов-покупателей, свободный доступ товаропроизводителей к любому виду деятельности. В этих условиях процесс ценообразования происходил вследствие свободного (без любых ограничений) и стихийного взаимодействия спроса, предложения и цен, что означает саморегулирование экономической системы, ценовой характер конкурентной борьбы. Товаропроизводители ориентируются на удовлетворение потребностей потребителей. Идеальной моделью в этой схеме является ситуация, когда потребитель всегда прав и полностью исключается его дискриминация. При свободной конкуренции ни одна из фирм не может влиять на точную цену. В определенной мере таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг и услуг. В продолжительном промежутке времени цены тяготеют к общественно необходимым затратам производства. Свободная конкуренция проявляется в форме внутриотраслевой и межотраслевой. Внутриотраслевая конкуренция – борьба между товаропроизводителями, которые, действуют в одной отрасли народного хозяйства и изготовляют однородную или взаимозаменяемую продукцию. Основным методом борьбы при такой конкуренции является снижение затрат производства. Чтобы оно не приводило к уменьшению или исчезновению прибыли, предприятия должны внедрять в производство последние достижения науки и техники, новые формы и системы заработной платы, совершенствовать формы организации производства и труда и т. п. Другим важным методом конкурентной борьбы в условиях внутриотраслевой конкуренции является улучшение качества продукции. Это дает возможность несколько повысить цены по сравнению с ценами конкурентов, если качество их продукции ниже. Межотраслевая конкуренция – конкуренция между товаропроизводителями, которые действуют в разных отраслях народного хозяйства и выпускают разнородные виды продукции. Из-за разных условий производства в отраслях предприниматели получают при одинаковых затратах капитала неодинаковую норму и массу прибыли. Поэтому товаропроизводители, получающие меньше прибыли, стараются перекинуть свои капиталы в отрасли, где она выше. Это осуществляется путем перепрофилирования производства, продажи акций менее перспективных отраслей через механизм фондовой биржи и приобретения акций более перспективных предприятий и др. В современных условиях межотраслевой перелив преобладающей части капитала происходит в границах многоотраслевых концернов и конгломератов. С возникновением монополий свободная конкуренция превращается в монополистическую или несовершенную. Монополистическая конкуренция ведется между крупными компаниями (внутри монополизированного сектора, между членами групповых монополий) и средними (мелкими) фирмами. Это борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии, получение государственных контрактов, кредитов, владение интеллектуальной собственностью (патентами, лицензиями и т. п.). Ее важнейшими чертами являются установление Монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей (монопольной сверхприбыли, то есть выше среднеотраслевой нормы прибыли). Чтобы получить эти прибыли, крупные компании-монополисты используют рекламу, расширяют количество послепродажных услуг, улучшают качество продукции, ее полезные свойства и др. Вообще компания-монополист не может беспредельно повышать цены, поскольку это приводит к сокращению спроса на ее продукцию, следовательно, и объема продаж. Ценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за потребителя путем уменьшения затрат на производство, снижения цены на товары и услуги без существенного изменения их качества и ассортимент Предприниматели при этом нередко прибегают к манипулированию ценами (устанавливают заниженные цены до тех пор, пока товар не завоюет рынок сбыта, после чего значительно повышают их), ценовым уступкам, сезонным распродажам и т. п. Важной чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация (например, диктат транспортных компаний при перевозке сельскохозяйственной продукции, которая быстро портится), при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам. Неценовая конкуренция – борьба между товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, которые предопределяют новые потребительские свойства товара, улучшение качества продукции, ее ассортимента. Кроме того, для завоевания больших рынков сбыта компании удлиняют сроки гарантийного обслуживания, предоставляют покупателям привлекательный кредит и др. Большей частью неценовой характер конкуренция имеет в условиях господства олигополистической структуры рынка (то есть контроля нескольких крупных компаний над производством и сбытом продукции определенного вида). В данном случае конкуренции присуща определенная стабильность цен (поскольку происходит их согласование между несколькими могущественными компаниями), которая получила форму «лидерства в ценах». Чтобы предотвратить проникновение других предприятий на свой рынок, крупные компании осуществляют патентование и лицензирование новых изобретений, угрожают введением новых производственных мощностей и перенасыщением рынков товарами и.т. п. Неценовая конкуренция полнее выражает интересы потребителей. Разновидностью несовершенной конкуренции является нечестная конкуренция, которая ведется преимущественно неэкономическими методами (подкуп чиновников, промышленный шпионаж, заключение тайных соглашений о единой политике цен и даже диверсии против конкурентов).
|