![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная поддержка развития малого предпринимательства
Государственная политика поддержки малого предпринимательства – самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах: - первый – широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки; - второй – умеренное государственное регулирование малого бизнеса в Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления: – формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; – создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; – установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов – поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; – организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др. Формами государственной поддержки МП являются: – оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; – финансирование федеральных программ поддержки и развития мало – льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; – предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов пpoдукции, и товаров (услуг) для государственных нужд и др. Важную роль в механизме поддержки МП должны сыграть общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектов малого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, в лизинг – оборудования. Заслуживает всемерной поддержки механизм финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства и в других субъектах Федерации. В некоторых из них финансирование осуществляется за счет средств: – городского бюджета; – от приватизации имущества; – муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства; – других внебюджетных источников финансирования, добровольных Как показывает зарубежный опыт, устойчивое развитие малого предпринимательства во многом зависит от функционирования разветвленной структуры поддержки малых предприятий, как на уровне государства, так и на региональных уровнях. Так, важную роль в достижении успехов предприятиями малого бизнеса в США играют Администрация по делам малого бизнеса, органы конгресса по делам малого бизнеса, Министерство торговли, Федеральная торговая комиссия, торговые ассоциации, торгово-промышленные палаты, коммерческие банки, федеральные фонды и другие организации. В Российской Федерации сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К федеральным органам, воздействующим на процессы развития малого предпринимательства, его поддержку относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы, государственные комитеты. Важное значение в инфраструктуре предпринимательства имеет Российская торгово-промышленной палата, ассоциации (союза) предпринимателей. В России создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 81 палату субъектов федерации и 70 палат административно-территориальных образований, осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства. Основным инструментом реализаций государственной политики по поддержке малого предпринимательства является краевая долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае на 2013–2015 годы» (далее – программа). Цель программы: обеспечение условий интенсивного роста малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае. Задачи: повышение эффективности существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и ее дальнейшее развитие; предоставление субсидий действующим субъектам малого и среднего предпринимательства и субсидий в виде грантов вновь созданным; повышение уровня доступности заемных средств для субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение их затрат, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов; обеспечение деятельности целостной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства; методическая поддержка органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства; создание системы стимулов для органов местного самоуправления в целях реализации мероприятий поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Важнейшие целевые индикаторы программы: Доведение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций к 2015 году до 39, 7 % (увеличение по отношению к 2012 году – на 1, 5 %); доведение доли продукции, произведенной субъектами малого и среднего предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта к 2015 году до 10, 3 % (увеличение по отношению к 2012 году на 3, 0 %); увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае в 2015 году по отношению к 2012 году до 6120 единиц (на 4, 6 %); увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка, в 2015 году по отношению к 2012 году до 700 единиц (на 40, 0 %); увеличение количества вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. существующих субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 году по отношению к 2012 году до 152 единиц (на 2 %). Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы:
Увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства на 1, 1 тыс. единиц; увеличение оборота малых и средних предприятий в сопоставимых ценах на 30, 9 %; увеличение числа рабочих мест на 1, 2 тыс. единиц; заполнение пустующих бизнес-ниш путем развития предпринимательства в соответствующих сферах деятельности; достижение более равномерного развития малого и среднего предпринимательства Забайкальского края в территориальном разрезе.
Наряду с выше обозначенными формами поддержки предпринимательства необходимо выделить поддержку субъектов малого предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации предпринимателей и работников разных специальностей. К настоящему времени уже сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых, трудовых процессов в малом предпринимательстве. Здесь получили развитие нескольких видов перспективных институтов поддержки малого предпринимательства: – финансовые институты, в том числе кредитные союзы, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды; – лизинговые компании; – бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры поддержки предпринимательства; – центры (пункты) информационного обеспечения; – инновационно-технические центры, инновационно-промышленньк комплексы; –учебные центры; – ассоциации, агентства поддержки малого предпринимательства. Таким образом, в нашей стране развиваются основные элементы системы поддержки малого предпринимательства, которыми обладают раз витые рыночные системы. Вопросы дли повторения 1. Каковы основные причины значительного роста численности малых предприятий в мире в послевоенный (после 1945 года) период? 2. Проанализируйте роль малого бизнеса в экономике. 3. 4. Почему, несмотря на абсолютное количественное преобладание малых предприятий в экономике, их доля в ВВП, произведенной продукции, валовых доходах незначительна? 5. Как комплексно раскрывается сущность малых предприятий? 6. Какова роль малых предприятий в реализации функций предпринимательства? 7. Охарактеризуйте основные способы государственной поддержки деятельности малых предприятий.
|