![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лизинг как форма инвестирования ресурсов.
Лизинг – это вид аренды, которому присущи элементы заемных операций, что придает ему сходство с кредитом. В России лизинговые отношения регулируются Законом «О лизинге» и Гражданским кодексом РФ. Закон «О лизинге» трактует его как вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам на установленный срок, за определенную плату и в соответствии с условиями, закрепленными договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Главное отличие лизинга от традиционной аренды состоит в том, что в нем принимают непосредственное участие три стороны: 1. лизингодатель (арендодатель) – физическое или юридическое лицо, приобретающее имущество в собственность и передающее его во временное владение и пользование лизингополучателю за определенную плату и на согласованных в договоре условиях; 2. лизингополучатель (арендатор) – физическое или юридическое лицо, принимающее имущество в пользование в соответствии 3. продавец (поставщик) – физическое или юридическое лицо, Помимо них в лизинговой сделке обычно принимают участие: 1. банки (или другие кредитные учреждения), предоставляющие кредиты лизингодателю для приобретения оборудования; 2. страховые компании, осуществляющие страхование имущества лизингодателя. Мировой опыт организации лизинговых операций показывает, что в качестве лизингодателя могут выступать: • банки, создающие в своих структурах лизинговые службы; • специализированные лизинговые компании; • лизинговые компании, созданные предприятиями, выпускающими машины и оборудование; • лизинговые компании, организованные фирмами, занятыми В России лизинговые компании и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, могут осуществлять лизинговую деятельность после получения соответствующей лицензии. Лизинговые компании создаются в форме коммерческих организаций и осуществляют предпринимательскую деятельность путем предоставления имущества в лизинг. В соответствии с российским законодательством предметом лизинга могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться в предпринимательских целях. По своему экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям. В процессе осуществления лизинговой деятельности лизингодатель несет затраты, связанные с приобретением и передачей имущества лизингополучателю, а также расходы, обусловленные необходимостью создания условий для нормального использования имущества, переданного в лизинг. Инвестиционные издержки лизингодателя включают: – стоимость приобретения имущества, – расходы на его транспортировку и установку, – налог на имущество, – стоимость таможенного оформления и оплату таможенных сборов, – затраты на страхование от всех видов риска, – расходы на выплату процентов за пользование привлеченными средствами, – стоимость регистрации предмета лизинга и расходы на передачу его лизингополучателю, – затраты на создание резервов в целях капитального ремонта имущества, а также затраты на его содержание и обслуживание. Кроме того, лизингодатель может оказывать дополнительные услуги, стоимость которых включается в инвестиционные издержки. Помимо затрат в общую сумму лизингового договора входит вознаграждение лизингодателя, которое, в свою очередь, включает оплату услуг по осуществлению лизинговой сделки и процент за использование собственных средств лизингодателя, направленных на приобретение лизингового имущества. Вознаграждение лизингодателя является его доходом. Прибыль рассчитывается как разница между доходами лизингодателя и его расходами по основной деятельности. В целях обеспечения привлекательности лизинговой деятельности уровень прибыли должен быть не ниже размера банковского процента. Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание оборудования, переданного в лизинг, и его текущий ремонт. Обязанности по проведению капитального ремонта лежат на лизингодателе. Однако договором могут предусматриваться и иные варианты распределения функций по ремонтному обслуживанию предмета лизинга. При прекращении срока договора лизингополучатель возвращает имущество лизингодателю, если это предусмотрено договором лизинга, В России наибольшее распространение получил финансовый лизинг, или лизинг с полной окупаемостью. Финансовый лизинг – это вид лизинга, при котором лизингодатель (арендодатель) по поручению лизингополучателя (арендатора) приобретает в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставляет его лизингополучателю во временное владение, и пользование за плату. В течение срока договора финансового лизинга имущество практически полностью амортизируется, и лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает его стоимость или большую его часть. Общераспространенной практикой является заключение лизинговых соглашений на срок, составляющий от 70 до 80% амортизационного периода. Имущество, передаваемое на длительный срок, морально и физически устаревает и не представляет интереса для лизинговых компаний. Поэтому по истечении срока договора предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя, если иное не предусмотрено договором. Имущество может переходить в собственность лизингополучателя и до окончания срока при условии выплаты лизингополучателем всей суммы, предусмотренной договором. Таким образом, при данном виде лизинга в пользование обычно сдается новое специально приобретенное лизинговой компанией оборудование (а не оборудование, которое находилось в эксплуатации у арендодателя) с целью передачи его в пользование лизингополучателю. Согласно гражданскому законодательству, объектом финансового лизинга может быть любое временно свободное имущество, кроме земельных участков и природных объектов. Чаще всего в финансовый лизинг передается высокотехнологичное оборудование. В условиях бурного научно-технического прогресса предприятия благодаря лизингу получают возможность быстро и с минимальным инвестиционным риском осуществить замену морально устаревшего оборудования. Схема лизинговых отношений представлена на рис. 2. В лизинговом договоре указываются: характеристика имущества, являющегося объектом лизинга; объем передаваемых прав собственности; наименование места и порядок передачи предмета лизинга; срок действия договора; порядок балансового учета предмета лизинга; условия содержания и ремонта имущества; общая сумма договора лизинга и размера вознаграждения лизингодателя; график платежей; условия страхования предмета лизинга; перечень дополнительных услуг, предоставляемых лизингодателем на основании договора комплексного лизинга. При лизинге движимого имущества договор оформляется в письменной форме, при лизинге недвижимого имущества он подлежит регистрации в едином государственном реестре. Помимо договора лизинга к обязательным договорам относится договор купли-продажи. К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении денежных средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и др. Рис. 2 – Схема лизинговых отношений
После определения общей суммы лизингового договора согласовывается способ уплаты взносов и составляется график внесения лизинговых платежей. Если финансовое положение лизингополучателя достаточно устойчиво, то может предусматриваться уменьшение размеров взносов к концу периода лизинга. Дегрессивная форма выплат снижает риск лизингодателя, который уже на первоначальном этапе за счет лизинговых платежей возвращает большую часть стоимости имущества. График внесения лизинговых платежей может предусматривать увеличение выплат к концу срока лизинга. Прогрессивная форма внесения взносов наиболее привлекательна для вновь создаваемых, а также малых предприятий, имеющих ограниченные финансовые возможности. Лизинг предоставляет выгоды всем участникам лизинговой сделки. Предприятие-изготовитель расширяет рынок сбыта продукции, налаживая долговременные связи с лизинговыми компаниями. Другими словами, лизинг является эффективным средством реализации продукции. Это особенно актуально в условиях нестабильной экономической ситуации, когда многие предприятия не имеют возможности единовременно отвлекать из оборота крупные денежные средства для покупки оборудования. Потенциальные возможности лизинга как способа сбыта сложной и дорогостоящей техники достаточно высоки. Предприятие-лизингополучатель одновременно решает две проблемы: приобретение и финансирование оборудования и использование его без мобилизации крупных финансовых ресурсов и без привлечения кредитов, что позволяет сохранить соотношение собственных и заемных средств без риска нарушения финансовой устойчивости предприятия. При организации новых производств лизинг дает возможность сформировать необходимый парк оборудования без больших начальных инвестиций. Поэтому лизинговые операции пользуются наибольшей популярностью у мелких и средств предприятий. В некоторых случаях лизинг может оказаться более дорогостоящим, чем банковский кредит. Вместе с тем преимуществом лизинговых операций по сравнению с ссудой является возможность становления более гибких условий выплат. Поэтому при приобретении оборудования и выборе способа его финансирования необходимо учитывать размер лизинговых платежей и график их внесения. Сроки выплаты лизинговых платежей, указанные в договоре, должны быть адаптированы к срокам окупаемости инвестиций. Лизинговые компании имеют возможность лучше изучить рынок оборудования, установить постоянные связи с его производителями и приобретать оборудование по более низким ценам по сравнению с рыночными. Это отвечает интересам и арендодателя, и арендатора. Важным моментом является то, что лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции, произведенной лизингополучателем, что позволяет значительно снизить налогооблагаемую прибыль и суммы уплачиваемых налогов. Условия принятия лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга. Как правило, имущество, переданное в лизинг, находится на балансе лизингодателя, который сохраняет право собственности на него со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Он же начисляет амортизационные отчисления. Российское законодательство предусматривает применение ускоренной амортизации путем использования равномерного метода ее начисления по имуществу, переданному в лизинг. При этом установленная норма амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения, не превышающий 3. Лизинговые компании получают необходимый доход от сдачи имущества в лизинг при более низком уровне риска по сравнению с обычным кредитованием. Так, в случае банкротства лизингополучателя или невнесения лизинговых платежей лизингодатель может продать имущество и компенсировать свои убытки. Вместе с тем в условиях инфляции лизинговые операции, носящие долгосрочный характер, становятся невыгодными для лизингодателей, несмотря на довольно высокий уровень защищенности используемых в сделке финансово-кредитных ресурсов. Помимо финансового лизинга широкое распространение в мире получили и другие его модификации, например оперативный и возвратный лизинг. В зависимости от особенностей сделки, числа участников, степени окупаемости имущества, объема оказываемых услуг и т. д. лизинговые операции можно подразделить на виды (рис. 3). Это деление достаточно условно, так как в одной сделке могут присутствовать признаки различных видов лизинга.
![]() ![]()
При оперативном лизинге лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю за плату во временное владение и пользование на определенный срок. По истечении срока действия договора предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет пава требовать перехода права собственности на имущество. В соответствии с российским законодательством переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю возможен только на основании договора купли-продажи. Таким образом, особенностью оперативного лизинга является то, что срок действия договора меньше, чем нормативный срок службы оборудования, т. е. это лизинг с неполной окупаемостью. Его еще называют сервисным лизингом, та как арендодатель, предоставляя имущество лизингополучателю, берет на себя обязанности по наладке, ремонту и обслуживанию оборудования. Данные расходы включаются в лизинговые платежи, вносимые арендатором. Их размер выше, чем при финансовом лизинге также и потому, что в них учитываются дополнительные риски, связанные с временным изъятием имущества из оборота в связи с отсутствием новых клиентов для повторной сдачи имущества в аренду. Объектами оперативного лизинга являются сложные виды информационной и вычислительной техники, транспортные средства, эксплуатация которых требует от персонала высокой профессиональной подготовки, а обслуживание — значительных затрат. В случае выхода из строя таких объектов предприятия, не всегда могут самостоятельно выполнить в сжатые сроки ремонт оборудования. Поэтому сервисный лизинг особенно привлекателен для небольших предприятий. По окончании срока оперативного лизинга лизингодатель ищет новых клиентов для повторной сдачи имущества в аренду. Для ускорения оборота лизинговая компания, специализирующаяся на оперативном лизинге, должна постоянно изучать спрос на рынке лизингового имущества. В борьбе за потребителя лизинговые компании непрерывно увеличивают спектр предоставляемых услуг, включая профессиональную подготовку специалистов арендатора и организацию эффективного использования оборудования. При прямом лизинге собственник имущества (поставщик) самостоятельно, без посредников, сдает объект в аренду. Примером прямого лизинга может служить возвратный лизинг, при котором фирма – собственник имущества продает его финансовой компании (в качестве последней могут выступать банк, страховая компания или лизинговая компания). Одновременно заключается соглашение о долгосрочной аренде имущества на условиях лизинга, которое превращает бывшего собственника имущества в арендатора. Фирма, ранее владевшая имуществом, получает необходимые денежные средства от его продажи и продолжает пользоваться им на правах аренды. Покупатель имущества становится арендодателем и устанавливает лизинговые платежи на уровне, покрывающем стоимость его приобретения и обеспечивающем получение среднего уровня дохода на инвестированный капитал. Возвратный лизинг позволяет предприятиям привлекать дополнительные ликвидные средства и продолжать эксплуатировать проданное имущество на условиях аренды, а также регулировать активы баланса путем продажи имущества по рыночной цене, как правило, превышающей его балансовую стоимость. При косвенном лизинге передача имущества в аренду осуществляется через посредника. Помимо классической трехсторонней сделки, когда в качестве посредника выступает одна лизинговая компания, получили распространение и более сложные — многосторонние сделки. Примером может служить сублизинг, при котором лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга. В соответствии с российским законодательством при передаче имущества в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме. При этом переуступка третьему лицу обязательств лизингополучателя по выплате лизинговых платежей не допускается. В зависимости от сектора рынка, в котором проводятся лизинговые операции, различают внутренний и внешний (международный) лизинг. При внутреннем лизинге лизингодатель, лизингополучатель и продавец являются представителями одной страны. При внешнем лизинге одна из сторон сделки (лизингодатель или лизингополучатель) является нерезидентом РФ. До появления первых специализированных лизинговых компаний в России лизинг активно использовался внешнеторговыми организациями для приобретения оборудования на внешнем рынке — в основном морских судов, контейнеров, грузового автотранспорта. Это разновидность внешнего лизинга – импортный лизинг, при котором нерезидентом является лизингодатель. При экспортном лизинге нерезидентом выступает лизингополучатель. Среди факторов, стимулирующих рост лизинговых операций, – предоставление налоговых льгот участникам лизинговых сделок, развитие инфраструктуры лизингового рынка, включающей сеть лизинговых компаний и специализированных консалтинговых фирм, и рынка страховых услуг. В перспективе лизинговые операции должны стать одним из основных источников финансирования инвестиционной деятельности. 8 28. Несостоятельность (банкротство) в предпринимательстве: понятие, сущность, содержание. Виды регулирования процесса банкротства.
Для рыночной экономики банкротство предприятий является неотъемлемым атрибутом и результатом конкуренции. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно тысячи фирм сходят с арены и появляются новые, и это считается естественным процессом. С переходом на рыночную экономику в России также начал создаваться институт банкротства. Первая попытка правового регулирования отношений, связанных с неплатежеспособностью предприятий, была предпринята в Указе Президента от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Данный указ устанавливал порядок признания Госкомимуществом России государственных предприятий банкротами и являлся переходным от советской экономики к развивающимся рыночным отношениям. Но уже 19 ноября 1992 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Указанный закон был введен в действие с 1 марта 1993 г. и действовал на протяжении 5 лет. Принятие первого закона о банкротстве не вызвало волну банкротств по России, как предсказывали многие. Кредиторы и должники осторожно относились к новому институту в законодательстве, воспринимая его только как механизм ликвидации организаций. 8 января 1998 г. был принят Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», который вступил в силу 1 марта 1998 г. и являлся большим шагом вперед на пути становления в России цивилизованного института банкротства. Но, как показала практика, и в новом законе оказалось много погрешностей. Законодателям не удалось обеспечить в законе учет интересов всех участников дела о банкротстве. Его применение позволило кредиторам, пользуясь предоставленными им чрезмерными полномочиями и отсутствием у должника эффективных механизмов защиты своих интересов, использовать процедуры банкротства для установления контроля за хозяйственной деятельностью своих конкурентов с последующей продажей бизнеса должника. Большое распространение получили «заказные» банкротства, целью которых было не оздоровление предприятий, а смена их собственника. Эти недостатки указанного закона вызвали необходимость продолжения работы по совершенствованию законодательства о банкротстве, и уже в 2002 г. был принят новый Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве), который вступил в силу 3 декабря 2002 г. Этот закон и Гражданский кодекс РФ являются основными нормативными документами в области банкротства в нашей стране. В экономической литературе сущность банкротства трактуется довольно неоднозначно. Но большинство авторов под понятием «банкротство» понимают следующее. Банкротство – долговая несостоятельность предприятия, несостоятельность его удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, а также неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, поскольку долговые обязательства предприятия-должника превышают размеры его имущества или структура его баланса неудовлетворительна. В Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» понятие «банкротство» трактуется следующим образом: «Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом несостоятельность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Из этого следует, что только арбитражный суд может объявить то или иное предприятие банкротом. В соответствии с этим же Федеральным законом юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не погашены им в течение трех месяцев с даты, когда, они должны были быть исполнены. При этом дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. Таким образом, предприятие может быть признано арбитражным судом банкротом только в том случае, если оно своевременно (в течение 3 месяцев) не выполняет свои обязательства перед контрагентами, а эти обязательства должны составлять не менее 100 тыс. руб. Обязательства предприятия могут быть подразделены на следующие группы: – обязательства перед фискальной системой. Это обязательства по налогам, штрафам и пени перед бюджетами и др., т. е. такие обязательства, по которым необходимо платить в установленном порядке независимо от воли предприятия; – обязательства перед финансово-кредитной системой. Это обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или заем в денежной форме либо в виде ценных бумаг на основе кредитного договора; – обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары или услуги. Это обязательства перед другими предприятиями или предпринимателями, которые возникают в результате договора; – обязательства перед акционерами и работниками предприятия (внутренний долг). В эту группу входят обязательства по оплате труда, выплате премий, дивидендов и т. д. Обязательства предприятия, возникающие в ходе его финансово-хозяйственной деятельности, имеют определенные сроки исполнения. Нарушение сроков исполнения обязательств ведет к возникновению у контрагентов рисков. Чем больше рисков создает предприятие контрагентам, тем чаще и длительнее оно задерживает исполнение обязательств, тем ненадежнее оно выглядит в глазах партнеров, контрагентов, собственных работников и т. д. Такое предприятие обретает репутацию ненадежного партнера, недобросовестного плательщика, налогоплательщика, работодателя и т. д. Ранее нами уже отмечалось, что объективное банкротство предприятий, выполненное в строгом соответствии с российским законодательством в этой сфере, является положительным явлением, так как направлено на повышение эффективности национальной экономики. Но в то же время, как показала российская практика, банкротство может быть фиктивным или преднамеренным, осуществляющимся с целью ухода от долгов (обязательств) или незаконного передела собственности. Такое банкротство, кроме вреда в экономическом и социальном плане, ничего не приносит, и поэтому государство в лице своих соответствующих органов должно в корне пресекать подобные противоправные действия. К сожалению, эту функцию государство в полной мере не выполняет, так как на практике случаи фиктивного или преднамеренного банкротства встречаются довольно часто. Это, в частности, подтверждается в ежегодном послании (2002 г.) президента страны Федеральному Собранию РФ. В этом послании Президент РФ В. В. Путин в очередной раз указал на необходимость срочно навести порядок в сфере банкротства, и прежде всего в законодательстве. ««Поточное» банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом, – сказал Президент РФ. – Мы обязаны сделать механизм проведения процедуры банкротства и оздоровления предприятий прозрачным, рыночным, а значит – невосприимчивым «к коррупции»». Необходимо различать два понятия: управление предприятием и антикризисное управление предприятием. Под управлением предприятием понимается комплекс мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых менеджерами с целью обеспечения финансовой устойчивости, максимизации прибыли и возрастания стоимости предприятия. Целью управления предприятием является недопущение его кризисного состояния и тем более банкротства. Если предприятие доведено до такого состояния и банкротство не является фиктивным или преднамеренным, то это свидетельствует, прежде всего, о плохом менеджменте на предприятии, и в дальнейшем вряд ли такие руководители способны вывести это предприятие из кризисного состояния. Антикризисное управление существенно отличается от традиционного управления предприятием, имеет свою специфику, которая связана с существенными изменениями в условиях деятельности предприятия, а также с непредсказуемостью ситуации и новыми управленческими проблемами. Антикризисное управление – это совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к предприятию-должнику, осуществляемых в рамках антикризисного законодательства. Механизм антикризисного управления предприятием-должником состоит из следующих основных элементов (понятий): 1) диагностики финансового состояния; 2) оценки бизнеса предприятия; 3) маркетинга; 4) организационно-производственного менеджмента; 5) управления персоналом; 6) финансового менеджмента; 7) антикризисной инвестиционной политики; 8) антикризисного бизнес-планирования; 9) организации ликвидации предприятия. Эффективность антикризисного управления предприятием в значительной мере зависит от выявления истинных причин, почему предприятие оказалось в таком положении. На банкротство предприятий влияют по сути те же факторы, что и на общую их деятельность, т. е. внутренние (субъективные) и внешние (объективные). Внешние факторы в целом характеризуют те условия, которые сложились на макроуровне для функционирования хозяйствующих субъектов. Они могут быть благоприятными и неблагоприятными для хозяйствующих субъектов, все зависит от эффективности функционирования государственного законодательного и исполнительного аппарата, т. е. оттого, насколько полно государство выполняет возложенные на него функции. К внешним факторам относятся: состояние национальной экономики в целом (спад, кризис, подъем); уровень инфляции и безработицы; политическая и социальная обстановка в стране; уровень теневой (криминальной) экономики; уровень совершенства налоговой системы; уровень инвестиционного риска и др. Все эти факторы, а вернее индикаторы, тесно взаимосвязаны между собой, но все они зависят от одной причины – уровня компетентности и ответственности государственных и региональных органов власти, их умения грамотно управлять экономикой страны в целом и отдельных регионов. Ухудшение макроэкономических показателей, характеризующих состояние страны, способствует банкротству предприятий, особенно малых. Крупные и средние предприятия более устойчивы в этом плане. На банкротство малых предприятий существенно влияет и уровень теневой экономики. В условиях теневой (криминальной) экономики банкротство предприятий довольно часто осуществляется преднамеренно, с целью передела собственности. Из внутренних факторов (субъективных) наибольшее влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии, особенно компетентности первых лиц предприятия. Можно смело утверждать, что на этот фактор приходится около 80-95% банкротств, если не учитывать криминального фактора. На уровень банкротства в стране существенное влияние оказывает совершенство законодательной основы в этой сфере, а также компетентность и ответственность лиц, на которых возлагается процедура банкротства. В первую очередь это относится к арбитражным управляющим. Поэтому не случайно в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» четко прописаны требования, предъявляемые к арбитражным управляющим. Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям: – зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; – имеет высшее образование; – имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности; – сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; – прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; – не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; – является членом одной из саморегулирующих организаций. Кроме этого, арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих арбитражные управляющие; – которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам; – в отношении которых введена процедура банкротства; – которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; – которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном Федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц; – которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвовавшим в деле о банкротстве. Если арбитражным судом признано, что предприятие является банкротом, то согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» применяются следующие процедуры банкротства: – наблюдение; – финансовое оздоровление; – внешнее управление; – конкурсное производство; – мировое соглашение. Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Основными целями наблюдения являются: 1) обеспечение сохранности оставшегося имущества должника. Данная цель достигается в основном за счет ограничения прав органов управления организации-должника по распоряжению имуществом и заключению сделок, которые впоследствии могут ухудшить финансовое состояние должника; 2) проведение анализа финансового состояния должника. При этом предполагается получение ответов на следующие основные вопросы; – какое имущество должника имеется в наличии; – достаточно ли его на покрытие судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражному управляющему; – в чем причина возникающей неплатежеспособности; – имеются ли в наличии признаки умышленного или фиктивного банкротства; – существует ли возможность восстановления платежеспособности; 3) составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. Срок наблюдения установлен в пределах 7 месяцев считая со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд. С материально-правовой позиции наблюдение является процедурой банкротства, а с процессуальной точки зрения — этапом подготовки дела о банкротстве к рассмотрению по существу. С момента введения наблюдения приостанавливается взыскание с должника по исполнительным документам, за исключением выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании: – задолженности по заработной плате; – выплаты вознаграждений по авторским договорам; – об истребовании вознаграждения по авторским договорам; – возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью; – возмещения морального вреда. Финансовое оздоровление, целью которого является восстановление платежеспособности должника и погашение его задолженности в соответствии с утвержденным графиком. Это позволяет отнести данную процедуру к числу реабилитационных, способствующих сохранению должника. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на срок не более двух лет. Для проведения процедуры финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. С введением процедуры финансового оздоровления Закон о банкротстве связывает наступление правовых последствий, аналогичных наступающим с введением наблюдения. Дополнительно можно выделить две формы финансового оздоровления. 1. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, в том числе введенные по инициативе временного управляющего в ходе наблюдения. 2. Не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. В ходе проведения процедуры финансового оздоровления должник обязан получить согласие собрания или комитета кредиторов на совершение сделки или нескольких взаимосвязанных сделок с заинтересованным в отношении должника лицом, а также: – связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника; – влекущих выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника. С административным управляющим должны согласовываться сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые: – влекут увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов; связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, за исключением реализации имущества в процессе обычной хозяйственной деятельности; – влекут получение займов (кредитов), уступку прав требований, перевод долга. По итогам финансового оздоровления арбитражный суд может принять один из судебных актов: 1) определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными; 2) определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника; 3) решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства. Внешнее управление, которое вводится с целью восстановления платежеспособности должника. При этом платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, не исполненных более чем за три месяца с даты, когда они должны были быть исполнены. Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев; если до введения внешнего управления вводилась процедура финансового оздоровления, то совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет. С момента введения внешнего управления начинает действовать мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки которых наступили до введения данной процедуры. Это правило распространяется как на добровольное исполнение обязательств, так и на принудительное взыскание по исполнительным документам. С введением внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности и может быть уволен в порядке, установленном ст. 278 ТК РФ. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, назначаемого арбитражным судом. В ходе внешнего управления органы управления должника вправе принимать решения об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника, о замещении активов должника, о внесении изменений в устав общества в части увеличения уставного капитала, об увеличении уставного акционерного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций и иные необходимые для размещения дополнительных акций должника решения. Наиболее крупные сделки (сделки с имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату) и сделки, стороной в которых являются заинтересованные лица в отношении внешнего управляющего или конкурсного кредитора, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания комитета кредиторов, если иное не установлено планом внешнего управления или Законом о банкротстве применительно к отдельным случаям. Свою деятельность по восстановлению платежеспособности должника внешний управляющий должен осуществлять на основании плана внешнего управления, который разрабатывается внешним управляющим в течение первого месяца с момента своего назначения. При рассмотрении представленного внешним управляющим для утверждения плана внешнего управления собрание кредиторов может принять одно из следующих решений: 1) об утверждении плана внешнего управления; 2) об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; 3) об отклонении плана внешнего управления и созыве следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления; 4) об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего. Законом о банкротстве определены и довольно подробно регламентированы основные меры по восстановлению платежеспособности должника. Большая часть из них была предусмотрена еще в Законе о банкротстве 1998 г. Это такие меры, как перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника, уступка прав требования должника, исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами), продажа предприятия должника. Конкурсное производство, конечным результатом которого должна быть ликвидация предприятия-должника. Основанием для выполнения этой процедуры является решение арбитражного суда о признании должника банкротом. Конкурсное производство по существу представляет собой процедуру ликвидации несостоятельной организации путем консолидации имущества должника (конкурсной массы) и последующего распределения между кредиторами денежных средств, вырученных от его продажи. Определение в законодательном порядке конкретных правил проведения конкурсного производства, формирования конкурсной массы и очередности ее распределения создает условия для охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга в конфликтных условиях. Для управления делами признанного банкротом должника, в том числе распоряжения его имуществом, а также проведения иных мероприятий конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. При этом руководитель должника отстраняется от выполнения своих функций, если ранее такого отстранения произведено не было, и учредители (участники, акционеры, члены, собственник имущества унитарного предприятия-должника) должника теряют почти все свои полномочия, за исключением возможности решения отдельных вопросов (о заключении крупных сделок и др.). Статус конкурсного управляющего в ходе производства по делу о несостоятельности (банкротстве) довольно высок и позволяет ему для достижения указанных целей, в частности: – проводить инвентаризацию и оценку имущества должника с привлечением в необходимых случаях независимого оценщика, принимать меры по обеспечению его сохранности, а также направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; – предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании; – заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику, вести реестр требований кредиторов, созывать собрания кредиторов, представлять необходимую информацию в суд и кредиторам, обжаловать в суде неправомерные решения собрания кредиторов; – заявлять отказ от исполнения договоров должника, требования о признании недействительными сделок должника в случаях, установленных Законом о банкротстве. В соответствии с Законом о банкротстве можно выделить три группы очередности удовлетворения требований кредиторов, условно именуемые: внеочередные, очередные, после очередные. 1. Вне очереди покрываются: – судебные расходы, в том числе расходы на опубликование информационного сообщения; – расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; – текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; – требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим ранее в ходе производства по делу о банкротстве до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства; – задолженность по оплате труда, возникшая в ходе производства по делу о банкротстве; – иные связанные с проведением конкурсного производства расходы (например, на проведение независимой оценки имущества должника, подлежащего продаже). 2. Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена в п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве. Несмотря на наличие внеочередной группы платежей, очередность удовлетворения требований кредиторов начинает исчисляться именно с первой очереди данной группы. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью. Данные требования обычно исчисляются в виде обязанности должника ежемесячно выплачивать определенную компенсацию. Поэтому в связи с ликвидацией должника определяется размер суммы, которую необходимо капитализировать путем сложения соответствующих повременных платежей, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. В этой же очереди выплачивается компенсация морального вреда. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. Кредиторы первой и второй очереди имеют ряд льгот при удовлетворении их требований. В частности, если кредиторы данных очередей опоздают с предъявлением своих требований до закрытия реестра, но предъявят их до завершения всех расчетов с остальными кредиторами, расчеты с кредиторами последующих очередей приостанавливаются для удовлетворения указанных требований. Если же на момент предъявления опоздавших требований будут осуществляться расчеты с кредиторами этой же очереди, то данные требования будут удовлетворены из оставшегося имущества преимущественно перед кредиторами других очередей. В третью очередь удовлетворяются требования других кредиторов. В данной очереди можно выделить три подочереди («очередь внутри очереди»). В «третью первую» очередь удовлетворяются требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Они подлежат преимущественному перед требованиями других кредиторов данной очереди удовлетворению за счет средств, полученных от продажи предмета залога. Следовательно, если сумма вырученных средств превышает размер задолженности такого кредитора, он получит преимущественное удовлетворение, что позволяет поставить его в особую подочередь перед остальными кредиторами. Если же данных средств будет недостаточно для полного погашения задолженности, оставшаяся часть требований подлежит удовлетворению наряду с требованиями других кредиторов третьей очереди. С учетом равных прав при голосовании на собраниях кредиторов кредитора по обеспеченным залогом требованиям можно отнести к числу привилегированных кредиторов. В «третью вторую» очередь удовлетворяются требования остальных кредиторов, кроме указанных выше (в основном это требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов), в сумме основного долга и причитающихся процентов, но без штрафных санкций. В «третью» очередь удовлетворяются требования по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустойки (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций. При завершении всех расчетов должника с кредиторами конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, включающий подробную информацию о формировании конкурсной массы, требованиях кредиторов, проведенных в ходе конкурсного производства мероприятиях. После рассмотрения указанных документов арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. В течение 5 дней после этого конкурсный управляющий представляет указанное определение суда в орган, зарегистрировавший данное юридическое лицо. На основании представленных документов в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник – ликвидированным. Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения о банкротстве между должником и кредиторами. Главная задача данной процедуры – погасить конфликт между должником и кредиторами, возникший вследствие неисполнения первым своих обязательств. Решение этой задачи возможно, только если обе стороны готовы пойти на уступки друг другу. Для большинства участников гражданского оборота прекращение производства по делу о банкротстве рассматривается как безусловное улучшение финансового положения должника. Действительно, кредиторы не пойдут на уступки, если финансовое положение должника бесперспективно. При этом смягчение их требований может позволить восстановить нормальный порядок расчетов. По своей форме мировое соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме, подлежащий утверждению арбитражным судом. Со стороны должника решение о заключении мирового соглашения могут принимать руководитель (исполняющий обязанности руководителя), внешний управляющий или конкурсный управляющий. Однако ни временный, ни административный управляющие таким правом не наделены. Более того, положения мирового соглашения даже не согласовываются с ними. Со стороны кредиторов решение принимается собранием кредиторов, большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. При этом необходимо, чтобы все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом, проголосовали за данное соглашение. Для утверждения мирового соглашения необходимо, чтобы задолженность по требованиям кредиторов первой и второй очереди была уже погашена. В мировом соглашении должны содержаться положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом влечет прекращение производства по делу о банкротстве должника и отменяет все ограничения, накладываемые на удовлетворение требований кредиторов, за исключением тех, которые кредиторы приняли на себя сами, подписав мировое соглашение. С этого же момента прекращаются полномочия арбитражного управляющего, который, впрочем, исполняет обязанности руководителя должника до момента назначения (избрания) руководителя уполномоченным органом должника.
Контрольные вопросы 1. Что понимается под банкротством (несостоятельностью) предприятия? 2. Сущность и значение Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». 3. Сущность антикризисного менеджмента. 4. Основные факторы банкротства предприятия. 5. Основные процедуры банкротства согласно антикризисному законодательству. 6. Сущность основных процедур банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).
|