Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая эффективность — это достижение наибольших результатов при наименьших затратах на единицу продукции.






Для характеристики экономической эффективности производства приме­няется целая система показателей: производительность тру­да, качество продукции, соответствие продукции обществен­ным потребностям, фондоотдача, фондоемкость, материало-емкость, выпуск экологически чистой продукции. Каждый из этих показателей имеет свое конкретное выражение на микро- и макроуровне. Так, на уровне предприятия произво­дительность труда выражается в соотношении валовой про­дукции с числом работников, а на макроуровне — в соотно­шении валового внутреннего продукта или национального дохода с числом работающих в стране.

И на микроуровне, и на макроуровне важным показате­лем эффективности производства выступает улучшение ка­чества продукции

Качество продукции - количественная характеристика свойств, составляющих качество процесса эксплуатации продукции.

Эффективность производства также находит свое отражение в достижении соответствия его результатов общественным потребностям. Речь идет о главной макроэкономической пропорции — равенстве совокупного спроса и совокупного предложения.

Как на микроуровне, так и на макроуровне особое значение имеют показатели фондоотдачи и фондоемкости, так как важно не только иметь производственный потенциал, но и эффективно его использовать.

Фондоотдача – обобщающий показатель использования основных производственных фондов, выражает их связь с выпуском продукции.

Фот = ВП / ОФ, где ВП – годовой объем выпуска товарной (валовой) продукции, ОФ – среднегодовая балансовая стоимость основных производственных фондов, задействованных в процессе производства.

Фондоёмкость – обобщающий показатель использования основных производственных фондов, обратный величине фондоотдачи. Показывает количество производственных основных фондов, приходящееся на единицу годового объема произведенной продукции в денежном (стоимостном) выражении.

Материалоёмкость – показатель расхода материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии) в натуральном выражении для производства единицы продукции. Например, на строительство 1 км дороги использовано столько-то тонн рельсов, кубов дерева, тонн топлива и т.д.

Обобщающими показателями эффективности производ­ства являются норма прибыли и уровень рентабельности.

Прибыль – сумма денежных средств, на которую доход превышает затраты.

Норма прибыли – показатель, обозначающий доходы от вложений капитала, выраженный в %.

Рентабельность – относительная величина, выраженная в % (или коэффициентом), характеризующая эффективность применения в производстве ресурсов. Р = (П/З)100, где П – прибыль, З – размер использованных ресурсов или текущих затрат.

Выделяют также и социальную эффек­тивность производства.

Социальная эффективность — это соответствие резуль­татов хозяйственной деятельности социальным целям об­щества.

Она выражает степень удовлетворения всей сово­купности потребностей. При характеристике социально-экономической эффективности на уровне общества следует обратить внимание на широко используемое в западной эко­номической литературе понятие «Парето-эффективность» Итальянский экономист и социолог В. Парето определил

эффективность как состояние, при котором невозможно уве­личить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Оптимум Парето-эффективности достигается тог­да, когда изменения в производстве не вызывают ухудше­ния положения хотя бы одного человека, но улучшают по­ложение всех членов общества.

Социальная эффективность связана с уровнем жизни на­селения, содержанием и условиями труда, состоянием сре­ды обитания человека, масштабами свободного времени. Она предполагает усиление социальной ориентации экономичес­кого роста. Недопустимо увеличение масштабов производ­ства за счет ухудшения условий труда, нанесения ущерба окружающей среде, снижения других показателей жизне­деятельности человека.

Экономическая и социальная эффективность неразрыв­но связаны. Чем выше экономические результаты, тем выше должны быть социальные, и наоборот. Социальные резуль­таты выражаются следующими показателями:

* повышение уровня жизни — рост оплаты труда, ре­альных доходов, обеспечение жильем, уровень медицин­ского обслуживания, общеобразовательный и професси­ональный уровень работников;

* свободное время и эффективность его использования;

* условия труда — сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения;

* состояние экологии и влияние производства на эколо­гическую обстановку в стране и регионе.

Существуют следующие пути повышения эффективнос­ти общественного производства:

* освоение достижений новейшего этапа НТР и совер­шенствование на этой основе средств производства, по­вышение их отдачи;

* научная организация труда на предприятиях (повы­шение квалификации работников, рационализация тру­довых процессов и др.);

* рациональная система специализации и кооперирова­ния производства;

* развитие инициативы и самостоятельности трудовых коллективов;

* структурная и организационная перестройка нацио­нальной экономики;

* совершенствование хозяйственного механизма, систе­мы и методов управления;

* совершенствование стимулирования труда и мотива­ции труда, укрепление трудовой и технологической дис­циплины;

* использование преимуществ международного разделе­ния труда.

Различают следующие факторы повышения эффектив­ности производства:

* научно-технические (ускорение НТП, автоматизация, роботизация, применение ресурсосберегающих техно­логий);

* организационно-экономические (специализация и ко­операция производства, рациональное размещение про­изводительных сил, экономические методы управления хозяйственной деятельностью);

* социально-психологические (гуманизация производ­ства, образовательный и профессиональный уровень кад­ров, формирование определенного стиля экономическо­го мышления);

* внешнеэкономические (международное разделение тру­да, взаимопомощь и сотрудничество стран).

Часть II. ЭКОНОМИКА РЫНКА (МИКРОЭКОНОМИКА)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал