Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы православной догматики






Православная вера основана на Откровении Божием. Откровение записано в Священном Писании – Библии. Библия говорит не только о вечном бытии Божием, но и о том, как Бог действует и открывает Себя в истории. Первая истина Откровения – та, что Бог – Творец всего – и мира духовных существ – ангелов, и материального мира и человека, который, как существо духовно-телесное, стоит между этими двумя мирами. Премудрый и Всеблагой Бог сотворил человека разумным, добрым и прекрасным. Верующий человек твердо держит учение о сотворении мира, невзирая на современные гипотезы эволюционного происхождения мира и человека. Отношение к самим этим гипотезам у апологетов христианства различно.

Человек создан Богом как образ Божий, наделенный даром свободы для творческого возрастания, для совершенствования себя и мира в единстве с Богом. Но на самой заре человеческой истории человека постигла катастрофа грехопадения. Бог не создавал ничего злого. Причина зла – злоупотребление свободой, допущенное тварными, то есть сотворенными Богом, существами. Грех, то есть отпадение от Бога, начался с мира ангельского. Один из высших ангелов по имени Денница, что значит «утренняя заря», позавидовал Богу и отделился от ангелов, служащих Богу и прославляющих Его. В своем отпадении Денница увлек за собой и некоторых других ангелов. Денница называ­ется Сатаною (по-еврейски «противник») или Диаволом (по-гречески «клеветник»), а падшие вместе с ним ангелы – демонами (то же, что по-славянски «бесы»). В среде этих падших духов господствуют злоба и ненависть к Богу и творению Божию. Диавол захотел отторгнуть от Бога и человека. Явившись в виде змея первой человеческой чете – Адаму и Еве, Диавол соблазнил их нарушить заповедь Божию. Первые люди жили в прекрасном райском саду, и Бог заповедал (повелел) им: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Библия, Книга Бытия, 2, 16-17). Диавол внушил человеку недоверие к Богу: «Нет, не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (там же, 3, 4-5). Адам и Ева вняли этим внушениям и съели запретный плод. Это преслушание воли Божией повлекло за собой немедленную утрату рая, где человек питался от «древа жизни» (там же, 3, 24). Потеряв бессмертную и блаженную жизнь в раю, человек был обречен «в поте лица» работать на земле, чтобы затем умереть и лечь в землю. В результате греха произошло не просто изменение внешних условий человеческой жизни – произошло глубокое внутреннее перерождение человека. А поскольку человек – венец творения Божия в этом видимом мире, через грехопадение человека произошло и перерождение всего этого мира. Свою поврежденность грехом Адам и Ева передали своему потомству.

Если в западной (католической и протестантской) христианской традиции грехопадение и его последствия рассматриваются преимущественно в юридических категориях преступления и наказания, то в православном учении о грехе говорится, по большей части, как о тяжелой духовной болезни. С человека при этом не снимается личная ответственность за грех. Но Бог, по православным воззрениям, действует не как беспощадно справедливый судья, но как любящий Отец, все делающий для исцеления этой болезни человечества. Поэтому и изгнание из рая, и сама смерть для православного сознания суть дела благости Божией. Через смерть зло, вошедшее в жизнь через согрешение, лишается вечного продолжения.

В отличие от протестантов, считающих, что образ Божий в человеке совершенно уничтожен грехопадением, православная Церковь учит, что он не исчез вовсе, но только сильно искажен. Для спасения человека Богу есть, на что опереться в самом человеке. Как до грехопадения Бог заботился о человеке, так, тем более, и после него Бог все устраивал с конечной целью спасти человека от греха и смерти. Это попечение о человеке Всеведущего и Всеблагого Бога, предвидящего все будущие, нам неведомые события, называется промыслом или провидением.

Человек, однако, продолжал деградировать. Если у Адама и его ближайших потомков сохранялась память о Боге, с Которым Адам общался в раю и Которому он продолжал поклоняться после изгнания из рая, то впоследствии религиозные понятия большинства людей извратились. Люди стали поклоняться солнцу, звездам, обожествлять себе подобных, наконец, – служить демонам. Но свет знаний о Боге истинном не мог совсем погаснуть на земле. Чередой откровений и Богоявлений в одном народе, избранном Богом, сохранялась вера в Бога и надежда на то, что Он избавит людей, плененных грехом и смертью. На служение этой вере Бог избирал особых людей – пророков. Пророки – те, кто возвещает волю Божию людям. Были в это время и другие виды служения Богу. Священники совершали жертвоприношения и другие священнодействия и молитвы. Цари–помазанники Божии – вели избранный народ еврейский к познанию Бога, предвосхищая Царство божественного Мессии (по-еврейски «помазанник»). Ожиданием этого Божественного Спасителя и жили люди, принадлежавшие к религии Ветхого Завета. Этими словами, которые по-русски означают «древний союз», называется Союз, заключенный в древности Богом с еврейским народом. Целью Ветхого Завета было подготовить человечество, хотя бы в малой его части, к принятию Божественного Спасителя – Христа.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал