![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Активности учащихся в процессе обучения
Курсовая работа Научный руководитель: Кощеева Полина Анатольевна, ст. преподаватель кафедры естественнонаучного и математического образования. 2015 год II. Оглавление. В нем последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт. Например; СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение.......................................................................2 2. Принцип обучения как категория дидактики..........5 3. Характеристика принципа сознательности и творческой активности учащихся................................12 4. Методы и приемы воплощения принципа сознательности и творческой активности учащихся на уроках биологии........................................17 5. Специфика реализации принципа сознательности и творческой активности учащихся в процессе обучения биологии.....................24 6. Заключение.................................................................29 7. Список литературы...................................................31 Приложение....................................................„..............33 III, Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и другие). Для составления обоснования актуальности темы можно обратиться к следующей схеме В.В. Краевского:
Желательно, чтобы во введении первые три раздела нашли свое отражение. Четвертый раздел найдет свое отражение в содержательном обзоре теоретических источников по теме исследования. Во введении также отражается краткая информация о замысле исследования. Здесь не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Оно должно занимать не более 2—3 страниц машинописного текста. Для того, чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики педагогического исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы: ПРОБЛЕМА -------- Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? ТЕМА -------- Как это назвать? АКТУАЛЬНОСТЬ --------Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ --------Что рассматривается? ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ --------Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? ЦЕЛЬ -------- Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? ЗАДАЧИ -------- Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? ГИПОТЕЗА И -------- Что не очевидно в объекте, ЗАЩИЩАЕМЫЕ что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? ПОЛОЖЕНИЯ Поскольку курсовая работа имеет целью лишь первоначальное приобщение слушателей к педагогическому исследованию, то, видимо, нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности слушателей, специфики темы исследования и других обстоятельств. Слушателям, ориентированным на продолжение исследования и выполнение выпускной квалификационной работы, следует обратиться за более полной информацией к упомянутым выше источникам. IV. Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрываются история и теория исследуемого вопроса, дается критический анализ литературы, показываются позиции автора. Далее излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования. Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Выделяются три источника библиографической информации: - первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.); - вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.); - третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.). Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную — о самом содержании уже известных знаний. При написании курсовой работы следует просмотреть журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Школьные технологии», «Мир образования», «Профильная школа», «Методист» и другие общепедагогические журналы, а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Биология в школе», «Биология. Изд.1 сентября», «Естествознание», «Биология для школьников» и другие. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам. В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения (как указано в публикациях И.В. Усачевой, И.И. Ильясова). - Кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования? - Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)? - В чем конкретно они состоят? Вся добытая слушателем информация фиксируется в виде записей разного рода. По аналогии с существующей в информатике классификацией научной информации (первичная, вторичная, третичная), материалы, которые собирает и обрабатывает слушатель в процессе информационного поиска, также будут соответствовать им. К первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д. Вторичные материалы — записи,.являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д. Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования. Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. После того, как определение понятий будет сделано, начинается поиск их толкований в следующих источниках: - энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.); - толковые словари: общие (.Ожегова,.Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический); - оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования. Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др. Для упорядочения работы предлагается результаты проведенного поиска и обработки представить в виде совокупности следующих записей (И.В. Усачева, И.И. Ильясов). Текст №1 (констатирующий, текст-рассуждение). Описываются основные понятия исследования и логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы. Текст №2 ( констатирующий). Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа, одно их перечисление. Текст №3 (собственно творческий текст). Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы. Именно текст №3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой разработки. Как показала практика руководства курсовыми работами, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 20 источников. Далее следует описание опытно-экспериментальной работы. Подробно дается характеристика испытуемых, возраст, количество, описывается материал, используемый в опытной работе, и, если он представляет собой изображение предметов, то вставляется в текст или приложение. Здесь указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам следует сделать подписи — краткие, понятные, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений (см. пример ниже). Все иллюстрации нужно выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов. Следующим важным моментом в работе является обсуждение результатов, в ходе которого необходимо ответить на такие вопросы: Почему так получилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт? На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, объяснить полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была). Текст курсовой работы по объему составляет 25—30 напечатанных страниц. Можно аккуратно и разборчиво написать его от руки. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не следует употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование и т.п. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п. В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Необходимо помнить об однозначной трактовке ключевых для данной работы понятий. V. Заключение. В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению — его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы. • Зачем предпринято слушателем данное исследование? • Что сделано? • К каким выводам пришел автор? VI. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В список включаются все использованные автором работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы. В списке применяется общая нумерация литературных источников. При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Например: — Карпова Е.В. Введение в специальность и культура умственного труда.-Ярославль, 1994.— 116 с. Если это коллективный сборник, то оформлять нужно следующим образом: — Введение в научное исследование по педагогике./ Под ред. В.И. Журавлева. - М., 1988. - 239 с. Образец оформления статьи: Пшшповскш В.Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества.// Педагогика. -1997. - № 5. - С. 97-103. Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания. Например: — Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития.// Гуманизация образования. — Бийск, 1995. — № 1. — С. 41-54. При оформлении газетной статьи после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например: Петражицкий Л.И. Техника научного самообразования. // Татьянин день. — 1995. — №3(23). — авг. — С. 8-10. VII. Приложения. Обычно оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, разработки и фрагменты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, работы учащихся, презентации, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т.д. VIII. Руководство курсовыми работами осуществляют преподаватель «Теории и методики преподавания биологии», «Психологии», «Педагогики», других дисциплин курса профессиональной переподготовки ИПК и ПРО и других вузов, работники школ и внешкольных учреждений, различного рода центров, имеющие педагогический стаж, интересный опыт работы или занимающиеся научным исследованием. Курсовую работу слушатель выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и других специалистов, отчитываясь перед руководителем по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом. Руководитель курсовой работы: • помогает слушателям определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения курсовой работы; • консультирует слушателя в ходе курсовой работы, осуществляет систематический контроль, проводит поэтапную аттестацию и информирует об этом соответствующую кафедру • проверяет и рецензирует курсовую работу. Курсовая работа подлежит публичной защите Лучшие работы, прошедшие предзащиту, представляются слушателями на научные конференции, на семинары РМО по обмену опытом работы. Слушатели объединяются в группы по сходной тематике. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин.) и отвечает на вопросы преподавателей и слушателей. Сообщение включает состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования. В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности авторов курсовой работы, что отмечается в рецензии. Критерии оценки курсовых работ: обоснованность выбора и актуальность темы исследования; уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов; четкость структуры работы и логичность изложения материала; методологическая обоснованность исследования; применение навыков самостоятельной экспериментально-исследовательской работы; объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме; владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность; соответствие формы представления дипломной работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ; содержание отзывов руководителя и рецензента; качество устного доклада; глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы. Курсовые работы оцениваются по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценка выставляется в зачетную книжку обучающегося. Курсовая работа возвращается слушателю для продолжения исследования, которое может стать основой для будущей выпускной квалификационной работы. Лучшие работы могут быть оставлены в ИПК и ПРО в качестве образцов для учителей.
Литература 1.Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. – М..Педагогическое общество России. 1999. 2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М., Просвещение, 1983. 3.Галеева Н.Л.Современный кабинет биологии: Работа учителя на основе личностно-ориентированного образовательного процесса.- М., 5 заданий, 2005. 4.Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.Методическое пособие для учителя..- М., 5 заданий, 2006. 5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032400 Биология. Квалификация «учитель биологии». - М, 2000. 6. Гузеев В.В.Планирование результатов образования и образовательная технология. М., Народное образование, 2001. 7. Морозова Т.В.Диагностика успешности учителя. – М.,: Центр «Педагогический поиск», 2004. 8. Методическое обеспечение деятельности школ-интернатов в составе университетских комплексов для органиации прфильного обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по гуманитарному направлению/ Авт.сост.Г.В. Семья, Т.И.Шульга. – М., Изд.УРАО, 2004. 9. Методическое обеспечение деятельности школ-иньернатов в соста университетских комплексов для органиации прфильного обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по естественнонаучному направлению/ Авт.сост.Г.В. Семья,. Володарская И.А., Зайцева Г.О.. – М., Изд.УРАО, 2004. 10. Новикова Т.Е. Проектирование эксперимента в образовательных системах. Научно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2002. 11. Сборник нормативных документов. Биология/ сост.Э.Д.Днепров, А.К.Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007. 12. Сиденко АС. Как разработать программу эксперимента? - М., 1999. 13. Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку. - М., Ассоциация учителей физики, 2000. 14. Социологический мониторинг проведения эксперимента по совершенствованию структуры, содержания, общего образования, Серия «библиотека Федеральной программы развития образования». – М., Изд. Дом «Новый учебник», 2003. 15. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. - М., 2000. 16.Талызина Н.Г. Педагогическая психология. - М., Центр-Академия, 1998. 17. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии. – М.: Мнемозина, 2002. 18. Программа повышения проектной культуры руководителей образовательных учреждений, Серия «библиотека Федеральной программы развития образования». – М., Изд. Дом «Новый учебник», 2003. 19. Чечель И.Д., Новикова Т.Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях, Серия «библиотека Федеральной программы развития образования». – М., Изд. Дом «Новый учебник», 2003.
Приложения. Приложение №1 Примерная тематика курсовых работ слушателей курса профессиональной переподготовки по специальности 032400 Биология, квалификация «учитель биологии» по дисциплине «Теория и методика преподавания биологии» Представленная тематика курсовых работ позволит слушателям ориентироваться в разнообразии проблем школьного биологического образования и точнее сформулировать тему собственной курсовой работы (возможно конкретизировать их, углублять, расширять; рассматривать эти проблемы в теоретическом плане или в прикладном аспекте на основе обобщения и изучения опыта работы учителей, эксперимента) 1. Проблема методов обучения в трудах Корсунской В.М., Бершадского М.Е., Гузеева В.В. 2. Проблема развития биологических понятий в работах Верзилина Н.М.и Комиссарова Д.И
Приложение № 2 Организация исследования по выявлению эффективности усвоения учащимися биологических знаний. (Д.И.Трайтак. Проблемы методики обучения биологии. – М.): Эта статья поможет слушателю лучше понять особенности проведения педагогического исследования в рамках выполнения курсовой работы. Любое педагогическое исследование начинается с изучения состояния проблемы. Исследователь, как правило, после глубокого анализа вопроса ставит задачу разработки такой методики, при которой можно было бы в процессе обучения наиболее эффективно выявить, проконтролировать и оценить знания учащихся. По нашим данным эту работу наиболее рационально проводить и три приема: перед изучением темы, после объяснения темы и в ходе проверки домашнего задания. В первом случае учитель проводит рекогносцировку знаний школьников по изучаемой теме на основе жизненного опыта, знаний предшествующих курсов, наблюдений, книг, телепередач и др. источников. Во втором случае педагогу необходимо выяснить степень понимания учащимися изученного на уроке. В третьем — идет проверка знаний учащихся после выполнения ими домашнего задания. При этом учитель имеет возможность выявить степень усвоения нового материала и ранее изученных тем школьной программы. При анализе опыта работы учителей в организации проверки знаний по биологии и особенностей умственных процессов применяются самые разнообразные по конструкции вопросы. На основе общих признаков мы пытались классифицировать их по таким группам: вопросы-проблемы, вопросы-задачи, инструктивные вопросы, вопросы-доказательства, информационные вопросы, вопросы-сравнения, вопросы-обобщения. Можно подбирать вопросы, которые наиболее способствуют целевой установке урока, причем соотношение различных вопросов не может быть одинаково. Например, один урок может начаться с постановки вопроса-проблемы, другой — с вопроса-обобщения ранее и (ученного или вопроса-доказательства биологической закономерности на основе проведенных опытов, наблюдений и т.д. Методической наукой установлено, что активность мыслительной деятельности учащихся стимулирует вопросы, которые требуют анализирующего или синтезирующего ответа. Заслуживает особого внимания работа учителя по выявлению путей усвоения учащимися биологических понятий, которые можно проверить системой логически связанных вопросов. Если хорошо усвоенный блок знаний не получает своего развития в последующих темах, то он быстро забывается. Специфика учебных предметов биологического цикла, другие объективные факторы в значительной степени изменяют виды проверки знаний учащихся. Наиболее распространенными видами являются индивидуальная и фронтальная проверки, но эффективность их различна, что сказывается на относительной оценке знаний учащихся в разных школах. В последнее время широко распространились письменная, графическая и практическая проверки знаний учащихся. Чтобы нивелировать подход в оценке знаний и практических умений учащихся в процессе усвоения биологии, необходимо создавать разнообразную (вариативную) тематику вопросов и заданий для всех видов проверки. Например, после изучения глав «Корень», «Стебель» или «Рыбы», «Земноводные» желательно подобрать 3—5 обобщающих вопроса на доказательство или сравнение для устной проверки, 2—3 вопроса -для письменной, графической проверки, 2 вопроса — на практическое применение усвоенных знаний. В зависимости от цели, особенностей деятельности вопросы могут нести различную смысловую нагрузку. Например, нужно проверить, какая конструкция вопросов при индивидуальной или групповой беседе дает лучший результат в понимании учащимися вопросом теории и практики. Для этого подбирается несколько вариантов вопросов (6-й класс). / вариант. Влияет ли положение клубня картофеля при посадке на рост и урожай этого растения? II вариант. Как будет расти клубень картофеля, если его посадить в горизонтальном положении на глубину 12 см? III вариант. На участке посажены клубни: 1 - вертикально, верхушечная почка сверху; 2 - вертикально, верхушечная почка снизу (обращена ко дну борозд); 3 — в горизонтальном положении. Повлияет ли положение клубня при посадке картофеля на его прорастание и появление всходов? Ответ обоснуйте. IVвариант. На трех делянках учащиеся посадили клубни картофеля с целью выяснить, какое влияние оказывает положение клубней при посадке на рост и урожайность картофеля. На первой делянке они посадили клубни вертикально (верхушечной почкой вверх), на другой делянке также вертикально, но верхушечной почкой вниз, и на третьей произвели посадку клубня в горизонтальном положении. Путем наблюдений нужно доказать, при каком положении клубни раньше дадут всходы и раньше зацветут. Как это повлияет на урожайность картофеля? Экспериментальная проверка показывает, что эффективными могут быть различные вопросы в каждом конкретном случае. Для выявления общей ориентации учащихся в понимании агротехники выращивания картофеля первый вопрос дает утвердительное «да» или «нет», что допустимо при фронтальной проверке. Но этот вопрос не исключает возможность угадывания, в этом его недостаток. Второй вариант вопроса побуждает учащихся анализировать три положения посадки клубня. В данном случае подключаются знания е-жизни растений вообще. Они конкретизируются на особенностях биологии одного растения, путем логических рассуждений учащиеся объясняют сущность вопроса. Третий вариант дает план ответа с объяснением. Особое внимание обращено на изучение рисунка. Учащимся нужно осмыслить, в каком случае будет больше урожай и почему? Четвертый вариант ориентирует проверить знания на учебно-опытном участке. При этом школьники дают ответ, который обычно показывает глубокие осмысленные знания. Наряду с индивидуальной проверкой экспериментатор проводит контрольные работы, подбирая различные вопросы. Чтобы иметь объективное представление о состоянии знаний, необходимо поставить определенную цель проведения контрольных работ и индивидуальных бесед с учащимися. Например: - выяснить, как дети понимают взаимосвязь и взаимообусловленность в жизни растений. Могут ли они мысленно оторваться от научного факта и самостоятельно объяснить его, увидеть, с чем он связан, как он возникает и изменяется в определенных условиях; - изучить, умеют ли школьники обосновать теоретические знания, полученные в процессе обучения биологии, примерами из практики сельского хозяйства; - выявить, могут ли учащиеся анализировать факты (установить причину и следствие); проводить обобщение разрозненных фактов из жизни природы, давать определения, объяснять сущность биологических понятий. Методика проверки знаний учащихся осуществляется: а) путем индивидуальной беседы с учащимися по вопросам тему (раздела), изученным в школе. Для получения более объективны данных желательно брать учащихся по списку в таком порядке: 1,.1, 5, 7 и т.д. или 3, 6, 9, 12 и т.д. Проверку можно проводить с каждым учеником без присутствия других. Краткое содержание ответов желательно стенографировать или записывать на магнитофон для последующего анализа; б) путем проведения контрольной работы, в которой нужно брать не более 5 вопросов для одного варианта. Оценивать каждый вопрос отдельно. В анализе контрольных работ показать: - какова успеваемость учащихся по предмету (текущая за чем верть или год). Совпадает ли оценка с контрольной проверкой; - насколько глубоко и осмысленно справились учащиеся с контрольными заданиями (на «5», «4», «3», «2»); - были ли в ответах учащихся использованы материалы ученика, объяснение учителя, дополнительная литература, личные наблюдения природных объектов и явлений; - что послужило основой хороших (или в чем причина плохих знаний. Могут быть и другие вопросы, связанные с темой исследования. Такой порядок изучения состояния усвоения учащимися знаний по предмету важно проводить не только ученому-экспериментатору, но и учителю-практику, а также автору курсовой работы Овладев методами педагогического эксперимента, они могут достичь значительных успехов в совершенствовании процесса обучения и повышении качества знаний учащихся.
Приложение №3
|