Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы разработки и принятия конституций. Структура Конституции.






Термин конституция употребляется в юридическом смысле как система юридических норм.

Фактическая конституция – те реальные отношения, которые сложились в обществе.

Если юридическая и фактическая конституции не совпадают – фиктивная конституция.

Конституция употребляется в материальном смысле как вся совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих конституционные отношения.

Чаще термин употребляемся в формальном значении (закон высшей юридической силы).

Общие черты конституций зарубежных стран:

1. провозглашают народный и государственный суверенитет,

2. провозглашают охрану частной собственности,

3. закрепляют принцип разделения властей,

4. закрепляют формы правления либо прямым указанием, либо форма правления подразумевается,

5. закрепляют формы политико-территориального устройства, централизма или федерализма,

6. закрепляют основы прав граждан и подданных,

7. определяется организация высших органов государственной власти и основ судопроизводства.

 

В зависимости от формы Конституции бывают:

1. Кодифицированная Конституция – единый писанный конституционный акт (Конституция Франции 1958г., Основной Закон Германии 1949г.),

2. Некодифицированная Конституция – совокупность нескольких писанных конституционных актов (Швеция – 3 акта: форма правления 1974г., о престолонаследии 1810г., о свободе печати 1974г.; в Финляндии – аналогичная система актов, в Израиле – 8 основных законов),

3. Смешанная Конституция – имеет несистематизированный, комбинированный характер, состоит из писанной и неписаной частей (Великобритания: писанная – статусное право, т.е. акт о парламенте, с 1215г. – «Великая Хартия Вольностей», неписаная – судебные прецеденты, конституционный обычай, труды ученых-юристов; Конституция Новой Зеландии),

4. Неписаная – полное отсутствие документов (Конституция Румынии в 1-е месяцы после декабрьского восстания 1989г.).

Каждая Конституция имеет структуру:

Ø преамбула – отражаются приоритеты государства, цели и задачи,

Ø основные положения – права и свободы человека и гражданина, устройство государства,

Ø заключительные и переходные положения – порядок пересмотра Конституции и порядок ее вступления в действие.

Классификация Конституций (порядок принятия и изменения):

o По времени принятия:

§ старые (действуют до сих пор: Конституции США 1787г., Бельгии 1831г., Швейцарии 1874г.),

§ новые («второй волны», «нового поколения»: Германии 1949г., Греции 1952г., Франции 1958г.) – акцент на права и свободы человека и гражданина, ставится проблематика международных отношений, усиливается роль государства в экономической сфере, закрепляется тенденция укрепления исполнительной власти, закрепляется конституционный надзор.

 

 

o По способу принятия:

§ принятые представительными учреждениями (США),

§ принятые избирательным корпусом,

§ дарованные (Бельгии 1831г., Кувейт),

o По способу изменения:

§ жесткие – изменение осуществляется следующим образом:

а) регламентация права инициативы (кто может поставить вопрос: обычно глава гос-ва или парламент),

б) одобрение поправки квалифицированным большинством парламента (2/3),

в) окончательное одобрение на референдуме или главой государства (США, Италия, Япония),

§ гибкие – менее сложный порядок (Великобритания, Основной закон ФРГ),

§ гибко-жесткие – двойной порядок внесения поправок (Франция, Индии 1950г.).

o По сроку действия:

§ временные – на определенный период (Таиланд 1959г.),

§ постоянные – без ограничения срока действия.

12. Конституционный контроль и его модели в ЗС. Конституционный контроль (надзор) – деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов, должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений. Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У. Мэрбюри против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля. Американская модель характеризуется тем, что соответствующими полномочиями наделены суды общей юрисдикции. Эта модель иначе называется децентрализованной и «дифузивной». Ее характеризует трактовка конституционного контроля, как сугубо правовой функции. Такая модель действует в Аргентине, Бразилии, Мексике, Японии и других странах. При этом существуют следующие разновидности судебных органов, наделенных правом осуществлять конституционный контроль: 1. Конституционный контроль могут осуществлять все суды общей юрисдикции, но окончательное решение принимает высший суд государства. 2. Конституционный контроль осуществляют только высшие суды государства. 3. Конституционный контроль осуществляют высшие суды субъектов федерации. При американской модели должности судей верховных судов замещаются, как правило, по решению главы государства, санкционированному парламентом. К достоинствам данной системы относятся: возможность обращения в суд по вопросу конституционности правового акта любой стороной судебного процесса; возможность рассматривать дело о неконституционности правового акта в любом суде; обеспечение принципа состязательности в процессе. К недостатками системы можно отнести следующие: при такой системе возможен только последующий конституционный контроль, когда вступивший в силу закон, може иметь разнообразные последствия, а признание его неконституционным может привести к нестабильности и запутанности юридических отношений; вопрос о конституционности правового акта решается судьей, который, как правило, не является профессионалом в конституционном праве; доведение дела до суда последней инстанции, которая принимает окончательное решение, может заняь очень много времени. В некоторых странах (Колумбия. Перу) создается Палата конституционных гарантий, которая действует отдельно либо в составе Верховного суда. Теоретическое обоснование европейская модель получила в работах австрийского юриста и философа Ганса Кельзена и впервые была реализована в Австрии в 30-е гг. ХХ века. Европейская (австрийская) модель характеризуется наличием в государстве специализированного судебного органа, отделенного от судов общей юрисдикции. Главная его функция – оценка конституционности законодательных актов, хотя он может быть наделен и другими полномочиями. Органы конституционной юстиции, как правило, называют конституционными судами, но встречаются и другие названия. При европейской модели порядок формирования органов конституционного контроля имеет свои особенности практически в каждой стране. Отличия имеются и в принципах их организации. Однако, по общему правилу, при такой модели в формировании органов конституционного контроля участвуют органы, представляющие различные ветви власти. Например, в Австрии в состав конституционного суда входят председатель, его заместитель и 12 судей, а также 6 запасных судей. Председателя, заместителя, шесть действительных судей и трех запасных назначает президент по предложению правительства. Остальных президент назначает из числа кандидатур, предложенных палатами федерального парламента. Судьи идут в отставку в 70 лет. Несомненным достоинством данной модели является то, что в конституционный суд может обратиться любой человек. К плюсам конституционного суда относится и то, что в его состав входят специалисты по конституционному праву. Недостатком европейской модели, как и американской, является то, что осуществление контроля в отношении актов, вступивших в законную силу и имевших случаи применения, может привести к нестабильности и запутанности юридических отношений, так как они будут регулироваться различным образом до и после признания акта неконституционным.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал