Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Выпускная квалификационная работаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Выпускная квалификационная работа
Работу выполнила: Студентка 551 группы Попова Марина Константиновна ____________________________
«Допущена к защите в ГАК» Научный руководитель: Зав.кафедрой Л.В.Коломийченко
ПЕРМЬ
Оглавление Введение. 4 Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей. 8 1.1. Способности как психолого-педагогическая категория. 8 1.2. Понятие музыкальности и музыкальных способностей. 13 1.3. Музыкально-ритмическая деятельность. Виды музыкально-ритмической деятельности 18 1.4. Особенности развития музыкальных способностей у дошкольников. 24 1.5. Значение музыкально-ритмической деятельности для детей дошкольного возрасте 28 Выводы.. 32 Глава 2. Изучение особенностей музыкальных способностей и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста. 34 2.1. Цель и задачи констатирующего эксперимента. 34 2.2. Методики проведения констатирующего эксперимента. 34 2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 34 Выводы: 43 Глава III. Программа развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности. 44 3.1. Пояснительный записка. 44 3.2. Содержание программы развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности. 45 3.3. Результаты работы по развитию чувства ритма в музыкально-ритмической деятельности детей старшего возраста. 48 Выводы.. 52 Заключение. 54 Библиографический список. 56 ПРИЛОЖЕНИЕ. 60
Введение Музыкальная деятельность ребенка напрямую связана с окружающей его жизнью, представляющей самые широкие питательные слои для формирования музыкальности. Научные исследования педагогов практиков Н.А. Ветлугиной [7], А.И. Бурениной [6], О.П. Радыновой [29], К.В. Тарасовой [38] и многих других, свидетельствует о том, что развитие музыкальных способностей, формирование музыкальных основ музыкальной культуры- т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становлении»- пишет Б.М. Теплов. Решение задачи формирования всесторонне развитой личности возможно только при условии гармоничного развития ее способностей, которое в свою очередь предполагает системный подход к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое место в этой системе имеет эстетическое и художественное образование. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Музыкальное воспитание является одной из центральных составляющих эстетического воспитания. Совершенно исключительную роль оно играет в развитии ребёнка-дошкольника. Эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и особенностями дошкольного возраста, - а с другой. «Музыка – искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Так как в ней отражены, «опредмечены» человеческие эмоции. Благодаря этой замечательной особенности, музыка дает ни с чем ни сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности дошкольном детстве, когда эмоции являются фактором регуляции поведения и становления личности как целостного образования» - Л.С. Выготский. Музыкально воспитание является действенным средством для познавательного развития ребенка, поскольку музыка несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов, которые становятся достоянием ребенка в процессе музыкальной деятельности. Дошкольное детство является сензитивым периодом развития способностей. В структуре музыкальности ведущее место занимает ритмическое чувство. Чувство ритма – способность, лежащая в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с воспроизведением и изобретением временных отношений в музыке [41]. Музыкально-ритмическое чувство может развиваться только в процессе музыкальной деятельности. Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность. Эти вопросы изучали многие педагоги и психологи: Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов, Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкий, Н.Я. Брюсова, Т. Бабаджан и др. Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выделить противоречие между потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и недостаточной их реализации на практике. Объект исследования: чувство ритма и его развитие как основной способности в структуре музыкальности. Предмет исследования: музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития чувства ритма. Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение процесса развития ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности. Цель была конкретизирована в задачах: 1.Проанализировать литературу по проблеме развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста; использование музыкально-ритмической деятельности в работе с детьми. 2. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня развития музыкальных способностей и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста. 3. Изучить уровень сформированности чувства ритма и музыкальных способностей с помощью проведения диагностических заданий. 4. Разработать программу развития чувства ритма в музыкально-ритмической деятельности. 5. Апробировать программу и оценить эффективность музыкально-ритмической деятельности как средства развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: Музыкально-ритмическая деятельность может быть эффективным средством развития чувства ритма при соблюдении следующих условий: - дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования чувства ритма; - если чувство ритма является основной способностью в структуре музыкальности; - если музыкально-ритмическая деятельность является основным средством развития чувства ритма; - целенаправленный отбор особых форм, продуктивных методов и приемов музыкально-ритмической деятельности, способствующих эффективному развития чувства ритма. Контингент исследования: дети старшего дошкольного возраста. Теоретическое значение исследования заключаются в анализе источников по данной проблеме, обобщении имеющихся диагностических методик чувства ритма и в теоретическом обосновании выбранной проблемы. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности может быть рекомендована музыкальному руководителю в совместной работе с воспитателем и психологом. Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанными психологами и педагогами (Теплов Б.М., Вы готский Л.С.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Шадриков В.Д.), теория деятельности (Рубинштейн С.Л.. Шадриков В.Д.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н.А., Зимина А.Н., Орф.К., Радынова О.П.) Экспериментальная база: Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 5 структурное подразделение «Детский сад №12». В период с 2013 по 2015 год. В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста; воспитатели; музыкальный руководитель: психолог.
|