Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Выпускная квалификационная работа






Выпускная квалификационная работа


" Проектирование использования ритмических упражнений в развитии музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"

 

Работу выполнила:

Студентка 551 группы

Попова Марина Константиновна

____________________________

 

«Допущена к защите в ГАК» Научный руководитель:

Зав.кафедрой Л.В.Коломийченко

 

ПЕРМЬ

 

Оглавление

Введение. 4

Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей. 8

1.1. Способности как психолого-педагогическая категория. 8

1.2. Понятие музыкальности и музыкальных способностей. 13

1.3. Музыкально-ритмическая деятельность. Виды музыкально-ритмической деятельности 18

1.4. Особенности развития музыкальных способностей у дошкольников. 24

1.5. Значение музыкально-ритмической деятельности для детей дошкольного возрасте 28

Выводы.. 32

Глава 2. Изучение особенностей музыкальных способностей и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста. 34

2.1. Цель и задачи констатирующего эксперимента. 34

2.2. Методики проведения констатирующего эксперимента. 34

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 34

Выводы: 43

Глава III. Программа развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности. 44

3.1. Пояснительный записка. 44

3.2. Содержание программы развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности. 45

3.3. Результаты работы по развитию чувства ритма в музыкально-ритмической деятельности детей старшего возраста. 48

Выводы.. 52

Заключение. 54

Библиографический список. 56

ПРИЛОЖЕНИЕ. 60

 


 

Введение

Музыкальная деятельность ребенка напрямую связана с окружающей его жизнью, представляющей самые широкие питательные слои для формирования музыкальности.

Научные исследования педагогов практиков Н.А. Ветлугиной [7], А.И. Бурениной [6], О.П. Радыновой [29], К.В. Тарасовой [38] и многих других, свидетельствует о том, что развитие музыкальных способностей, формирование музыкальных основ музыкальной культуры- т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.

«Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становлении»- пишет Б.М. Теплов.

Решение задачи формирования всесторонне развитой личности возможно только при условии гармоничного развития ее способностей, которое в свою очередь предполагает системный подход к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Особое место в этой системе имеет эстетическое и художественное образование.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Музыкальное воспитание является одной из центральных составляющих эстетического воспитания. Совершенно исключительную роль оно играет в развитии ребёнка-дошкольника. Эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и особенностями дошкольного возраста, - а с другой. «Музыка – искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Так как в ней отражены, «опредмечены» человеческие эмоции. Благодаря этой замечательной особенности, музыка дает ни с чем ни сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности дошкольном детстве, когда эмоции являются фактором регуляции поведения и становления личности как целостного образования» - Л.С. Выготский.

Музыкально воспитание является действенным средством для познавательного развития ребенка, поскольку музыка несет в себе огромный мир идей, мыслей, образов, которые становятся достоянием ребенка в процессе музыкальной деятельности.

Дошкольное детство является сензитивым периодом развития способностей. В структуре музыкальности ведущее место занимает ритмическое чувство.

Чувство ритма – способность, лежащая в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с воспроизведением и изобретением временных отношений в музыке [41]. Музыкально-ритмическое чувство может развиваться только в процессе музыкальной деятельности.

Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность.

Эти вопросы изучали многие педагоги и психологи: Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов, Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкий, Н.Я. Брюсова, Т. Бабаджан и др.

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выделить противоречие между потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и недостаточной их реализации на практике.

Объект исследования: чувство ритма и его развитие как основной способности в структуре музыкальности.

Предмет исследования: музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития чувства ритма.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение процесса развития ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности.

Цель была конкретизирована в задачах:

1.Проанализировать литературу по проблеме развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста; использование музыкально-ритмической деятельности в работе с детьми.

2. Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня развития музыкальных способностей и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.

3. Изучить уровень сформированности чувства ритма и музыкальных способностей с помощью проведения диагностических заданий.

4. Разработать программу развития чувства ритма в музыкально-ритмической деятельности.

5. Апробировать программу и оценить эффективность музыкально-ритмической деятельности как средства развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:

Музыкально-ритмическая деятельность может быть эффективным средством развития чувства ритма при соблюдении следующих условий:

- дошкольный возраст является сенситивным периодом формирования чувства ритма;

- если чувство ритма является основной способностью в структуре музыкальности;

- если музыкально-ритмическая деятельность является основным средством развития чувства ритма;

- целенаправленный отбор особых форм, продуктивных методов и приемов музыкально-ритмической деятельности, способствующих эффективному развития чувства ритма.

Контингент исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Теоретическое значение исследования заключаются в анализе источников по данной проблеме, обобщении имеющихся диагностических методик чувства ритма и в теоретическом обосновании выбранной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности может быть рекомендована музыкальному руководителю в совместной работе с воспитателем и психологом.

Методологической и теоретической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанными психологами и педагогами (Теплов Б.М., Вы готский Л.С.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Шадриков В.Д.), теория деятельности (Рубинштейн С.Л.. Шадриков В.Д.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н.А., Зимина А.Н., Орф.К., Радынова О.П.)

Экспериментальная база: Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 5 структурное подразделение «Детский сад №12». В период с 2013 по 2015 год. В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста; воспитатели; музыкальный руководитель: психолог.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал