Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава III. Программа развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности
3.1. Пояснительный записка Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе чувства ритма является одной из программных задач воспитания в детском саду. Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание. Танцевальное (ритмическое) движение – это один из наиболее продуктивных видов музыкального деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности, чувства ритма. Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов. Сочетание музыки и движения помогает преодолеть недостатки психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей. С помощью музыкально-ритмических движений, можно компенсировать двигательный и эмоциональный дефицит, учить детей владеть свои телом, формировать умение дифференцировать движения в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения музыке, придавая им выразительность и уверенность. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека. Основной ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий музыкальной ритмикой. Актуальность разработки данной темы обусловлена недостаточностью изученности проблемы использования музыкально-ритмической деятельности как средства развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста, а также данными, полученными в ходе проведения констатирующего эксперимента. На основе результатов констатирующего эксперимента нами была составлена программа, проведен особый отбор музыкально-подвижных игр, ритмических движений, танцевальных движений, в которой предусматривается вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
3.2. Содержание программы развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмической деятельности Цель программы: развитие чувства ритма старших дошкольников в музыкально-ритмической деятельности. Развивать чувство ритма, темпа, динамику, форму, характер музыкального произведения, координацию и свободу движений; Учить понимать и активно использовать в речи направление своего движения. Учить выполнять действия в соответствии с инструкциями педагога. Развивать мелкую моторику, координацию движения и речи. В программу вошли следующие разделы (Приложение к программе): 1 раздел – «Разминка» - направлена на разогрев мышц, подготовку детей к движению. 2 раздел – «Приветствие» - направлено на создание благоприятной обстановки на занятии, является условием для получения детьми удовольствия от процесса общения, помогают детям преодолеть страх перед общением со сверстниками, вступлением в контакт со взрослыми. 3 раздела – «Пальчиковые игры» - служат основной для ручной умелости, координации движения рук. Упражнения, превращенные в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию; развивают чувство ритма, способность к словесному выражению пространственных отношений. 4 раздел – «Танцевальная композиция» - развивает музыкальный слух, чувство ритма, умение с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце передавать музыкальный образ. 5 раздел – «Музыкально-подвижные игры» - являются ведущим видом деятельности на занятии. Здесь используются приему имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, музыкально-ритмические упражнения; игры по словесной инструкции. 6 раздел – «Ритм в стихах» - «Музыкальные инструменты» - развитие ритмического слуха, активизация памяти и закрепление ритма в передаче движения. 7 раздел – «Музыкально-двигательные фантазии» - двигательная импровизация под музыку, проводится в конце занятия и прививает детям любовь к музыке, желание ее слушать, развивает умение свободно и красиво двигаться под музыку. Работа по развитию чувства ритма представлено в каждом разделе программы. Для этого используется следующие игры и упражнения направленные на развитие чувства ритма: Музыкальный материал рассчитан на активное участие ребенка, который является не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Нами предполагалась работа с обязательным включением, музыкального руководителя, воспитателя и психолога (Таблица 1):
Таблица 1
Занятия музыкально-ритмической деятельностью проводили музыкальный руководитель совместно с воспитателем. Занятия проходили в форме групповых занятий в музыкальном зале, оснащенным необходимым оборудованием. Индивидуальная форма занятий проводилась с детьми, которые пропускали занятия или не справлялись с предложенными заданиями. Занятия строились с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Развивающая работа проводилась не только на специально организованных занятиях, но и была включена в режимные моменты. В ходе занятий создавались такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. Исключительное значение имело непосредственное участие педагога в играх и упражнениях, позволяющее осуществлять не только руководство деятельностью детей, поддерживать их активность и самостоятельность, но и установить доверительные отношения с каждым ребенком. Содержание и структура занятий были вариативными, с использованием наглядного материала, костюмов, музыкальных инструментов. При разработке содержания программы мы опирались на следующие принципы: 1. Принцип доступности и индивидуальности: учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому. 2. Принцип постепенного повышения требований: выполнение ребенком более трудных, новых заданий. 3. Принцип систематичности: непрерывность, регулярность занятий. 4. Игровой принцип: является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. 5. Принцип повторяемости материала: повторение вырабатываемых двигательных навыков. 6. Принцип наглядности: иллюстрации, картинки, практический показ движений. Программа была апробирована на базе в подготовительной группе в течении 3 месяцев, занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность занятия – 30-35 минут. В Приложении 7 представлены конспекты занятий.
3.3. Результаты работы по развитию чувства ритма в музыкально-ритмической деятельности детей старшего возраста Для проверки эффективности проделанной нами работы был проведен контрольный эксперимент. Цель контрольного эксперимента: определение эффективности программы и подтверждение гипотезы. Задачи контрольного эксперимента: 1. Выявить динамику уровня развития чувства ритма у старших дошкольников по сравнению с исходным уровнем развития и музыкальных способностей. 2. Проанализировать результативность развивающей программы. 3. Для выявления динамики развития чувства ритма и музыкальных способностей, мы использовали те же диагностические задания, что и в констатирующем эксперименте. Исследование проводились с детьми в апреле 2014 года (результаты см. в Приложении 6, 7).
Сравнительный анализ среднего балла диагностики уровня чувства ритма до и после развивающей работы показал положительную динамику в каждом задании. «Соответствие ритма движений ритму музыки» показал хорошую динамику: 60% детей стали ритмичнее двигаться, четко выполнять движения; дети старались выполнять задание «Координация движений и внимания», высокий уровень показали 20% после проведения развивающей работы. Дети стали более точно воспроизводить ритмическое рисунки, стали раскованными в своих движениях. В заданиях с музыкой дети слушали, двигались в соответствии с музыкой. Стали выполнять задания более свободнее и увереннее (Приложения 6). Диаграмма 7 После проведения развивающей работы произошли следующие изменения: в группе появились дети с высоким уровнем развития чувства ритма – 6 (60%), средний уровень – 3 (30%) и низкий уровень – 1 (10%). Настя Анцыгина перешла на средний уровень развития, а Валера Копытов остался на низком уровне развития. Подробную таблицу результатов смотри в Приложении 6.
|