Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические, социальные и культурные права






Экономические права связаны с такими понятиями, как труд, заработная плата, отдых, собственность, предпринимательство. Их реализация определяется уровнем экономического развития общества.

К числу экономических прав граждан Беларуси относятся:

1) право на труд (ст.41);

2) право трудящихся на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров и права на забастовку (ст.41);

3) право трудящихся на справедливое вознаграждение в результатах труда, не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (ст.42);

4) право трудящихся на отдых (ст.43);

5) право собственности и право на защиту собственности (ст.44).

Особенностью социальных прав является предоставление каждому человеку социальных благ. Члены общества могут ими пользоваться при наличии к тому оснований, предусмотренных законодательством.

В соответствии с Конституцией к социальным правам граждан относятся:

1) право на охрану здоровья, включая право на бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст.45);

2) право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст.46);

3) право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст.47);

4) право на жилище (ст.48);

5) право на образование (ст.49).

Культурные права определяют возможности человека участвовать в культурной жизни общества и пользоваться достижениями в сфере культуры, науки, искусства, образования, в том числе на родном языке.

К культурным правам и свободам относятся:

1) право пользоваться родным языком и выбирать язык общения (ст.50);

2) право на участие в культурной жизни (ст.51);

3) свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст.51).

 

Конституционные обязанности граждан

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают различные сферы отношений.

Конституционные обязанности выражают наиболее важные требования, предъявляемые к человеку и гражданину со стороны государства.

В Конституции закрепляются следующие обязанности граждан:

1) каждый обязан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52);

2) каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53);

3) каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54);

4) охрана природной среды – долг каждого (ст.55);

5) граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст.56);

6) защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57).

Согласно ст.58 Конституции, никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами. Это означает, что обязанности граждан могут устанавливаться только на конституционном и законодательном уровнях. Они не могут закрепляться в подзаконных актах, например, в постановлениях Правительства, министерств и ведомств.

 

 

№ п/п Наименование тем Содержание
  11. Тема 11. Избирательная система Республики Беларусь Цель: усвоить институт избирательной системы и избирательного права РБ Задачи: раскрыть дефиниции избирательной системы и избирательного права. доказать значимость избирательной системы РБ как совокупности конституционных принципов подготовки и проведения выборов представительных органов. Показать развитие конституционных принципов избирательной системы в избирательном законодательстве РБ. Ознакомить со стадиями избирательного процесса в РБ. 1. Понятие избирательной системы, ее виды. 2. Избирательное право как институт конституционного права. Избирательные цензы. 3. Принципы избирательной системы и избирательного права. 4. Избирательный процесс в Республике Беларусь, стадии избирательного процесса. 5. Избирательные комиссии в Республике Беларусь.

 

Избирательная система Республики Беларусь – это совокупность конституционных принципов подготовки и проведения выборов представительных органов.

С технологической точки зрения избирательная система – это способ распределения мандатов между кандидатами и подведения итогов выборов.

Можно выделить мажоритарную, пропорциональную и мажоритарно-пропорциональную /смешанную / избирательные системы.

Избирательное право – это относительно автономная система норм конституционного права, которые регулируют организацию и порядок проведения выборов в органы государственной власти.

Термин «избирательное право» понимается в двух смыслах: объективном и субъективном. Вобъективном смысле слова избирательное право ассоциируется с избирательным законодательством. Его основными источниками являются:

1) Конституция Республики Беларусь (ст.ст.64 – 72);

2) Избирательный кодекс Республики Беларусь

3) декреты и указы Президента Республики Беларусь, которые регулируют отдельные стороны избирательного процесса;

4) постановления Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

В субъективном смысле избирательноеправо это права гражданина избирать и быть избранным в соответствующие государственные органы.

В Республике Беларусь путем выборов избираются Президент Республики Беларусь как высшее должностное лицо государства, депутаты нижней палаты Парламента (Палаты представителей), члены верхней палаты Парламента (Совета Республики) и депутаты местных Советов депутатов всех уровней.

Под принципами избирательного права понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов, получившие отражение в Конституции и иных законодательных актах.

В соответствии с нормами Конституции (ст.ст.64 - 78) и Избирательного кодекса (ст.ст.3 – 9) к принципам избирательного права Республики Беларусь относятся:

1) всеобщее избирательное право;

2) добровольное участие граждан в выборах;

3) равное избирательное право;

4) прямое избирательное право;

5) косвенное избирательное право;

6) тайное голосование.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что право избирать имеют все граждане, достигшие 18 лет, кроме трех категорий граждан. В частности, в выборах (референдуме) не имеют права участвовать: 1) граждане, признанные судом недееспособными; 2) лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы; 3) лица, в отношении которых избрана мера пресечения – содержание под стражей.

Принцип добровольного участия граждан в выборах предполагает, что каждый избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах, за кого голосовать и за кого не голосовать. Другими словами, это принцип обеспечивает свободу выборов.

Согласно принципу равного избирательного права, каждый избиратель, участвующий в выборах, имеет один голос. Все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях и не имеют каких-либо преимуществ.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют «за» или «против» тех или иных кандидатов непосредственно. Тем самым, избиратель отдает свой голос тому, кому доверяет.

Принцип косвенных (опосредованных) выборов в законодательстве Республики Беларусь применяется только при выборах членов Совета Республики - верхней палаты Парламента. В частности, члены Совета Республики избираются не гражданами, а на собраниях депутатов районных (городских) Советов депутатов областей и на сессии Минского городского Совета депутатов.

Принцип тайного голосования выражается в установлении таких условий для голосования, когда исключается контроль над волеизъявлением избирателя. Тайна голосования обеспечивается тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосующего. Для реализации этого принципа оборудуются кабины для тайного голосования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал