![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комитет государственного контроля: задачи и основные направления деятельности
В Республике Беларусь действуют разные виды государственного контроля: таможенный, пограничный, налоговый, финансовый, пожарный, санитарно-эпидемиологический и др. Особый вид государственного контроля осуществляют органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь. В ст. 129 Конституции устанавливается, что государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля. Статья 130 Конституции определяет, что Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь и что председатель этого органа назначается Президентом. Правовое положение Комитета государственного контроля и его территориальных органов регулируется Законом " О Комитете государственного контроля Республики Беларусь". Основными направлениями деятельности Комитета государственного контроля (далее – КГК) и его территориальных органов являются: 1) осуществление контроля за исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов; 2) осуществление контроля за расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества; 3) осуществление контроля за исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности и инвестиционной деятельности; 4) осуществление контроля за законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов; 5) осуществление контроля за соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств, и состоянием контрольно- ревизионной работы в государственных органах; 6) осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих за рубежом и финансируемых за счет средств республиканского бюджета; 7) осуществление контроля за соблюдением законодательства при использовании черных и цветных металлов, их лома и отходов, в области получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях; 8) осуществление контроля за исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения; 9) осуществление контроля за соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь, местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. В соответствии со ст.1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местное управление – это форма организация и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Согласно ст.2 Закона, местное самоуправление в Республике Беларусь – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. В ст.ст. 117 - 124 Конституции, ст. 5 Закона закрепляются основные принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь. К их числу относятся следующие положения: 1) народовластие, т. е. участие граждан в местном управлении и самоуправлении; 2) защита прав и охраняемых законом интересов граждан; 3) взаимодействие органов местного управления и самоуправления; 4) разграничение компетенции представительных и исполнительных органов; 5) выборность Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению; 6) гласность и учет общественного мнения в деятельности органов местного управления и самоуправления; 7) сочетание местных и общегосударственных интересов.
|