Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные принципы осуществления правосудия в Беларуси
Правосудие в Республике Беларусь строится на принципах, закрепленных в Конституции (ст.ст.109 – 116) и Кодексе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». К числу конституционных принципов осуществления правосудия в Беларуси относятся следующие положения: 1) осуществление правосудия только судом; 2) независимость судей и подчинение их только закону; 3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах; 4) открытое рассмотрение дел во всех судах; 5) осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон; 6) право сторон на обжалование судебных решений. В соответствии с первым принципом только суду предоставлено право разрешать правовые споры и принимать решения о применении мер наказания от имени государства. Ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд. Судебные решения принимаются на основе всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон. Принцип независимости судей и подчинение их только закону предполагает создание условий, в которых суд принимает решения без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на основе требований закона и внутреннего убеждения. Для обеспечения независимости судей действующее законодательство предусматривает особый порядок избрания или назначения судей, особую процедуру осуществления правосудия, создание необходимых организационно-технических условий для деятельности судов. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113 Конституции). В составе коллегии из судьи и двух народных заседателей рассматриваются дела о преступлениях, за которые законом предусматриваются наказания свыше 10 лет лишения свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях несовершеннолетних. Гражданские дела по первой инстанции рассматриваются судьями единолично, за исключением дел, рассматриваемых коллегией по патентным делам Верховного суда. Дела в хозяйственных судах рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако по решению председателя хозяйственного суда или его заместителя дело может быть рассмотрено коллегиально. Все дела в судах кассационной и надзорной инстанций рассматриваются коллегиально в составе не менее трех профессиональных судей. В соответствии со ст.114 Конституции разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, определенных законом. Такие исключительные случаи закрепляются в процессуальном законодательстве. Например, разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов или иной охраняемой законом тайны; по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет; по делам о половых преступлениях и других случаях. Но резолютивная часть решения суда при проведении закрытого судебного заседания во всех случаях оглашается публично. Статья 115 Конституции устанавливает, что правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Это положение конкретизируется в процессуальных кодексах: уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, хозяйственно-процессуальном. Суть принципа состязательности и равенства сторон состоит в том, что сторонам предоставляются равные возможности в отстаивании своих интересов в судебном заседании, в предоставлении доказательств, заявлении ходатайств, обжаловании судебных решений. В соответствии со ст.115 Конституции стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений. Реализация такого права позволяет заинтересованным лицам исправить судебные решения, не вступившие в законную силу и, тем самым, способствовать укреплению законности. В законодательстве определяется круг лиц, имеющих право подачи жалоб на решения судов, а также порядок обжалования. Так, жалобу на не вступивший в законную силу приговор по уголовному делу вправе подать обвиняемый, его защитник, потерпевший или его законный представитель. Жалобу на решение по гражданскому делу вправе подать истец, ответчик, а также другие лица, участвующие в деле.
|