![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 1. Понятие о трудовых ресурсах.
В центре внимания социально ориентированного общества всегда остается человек с его материальными и духовными потребностями, постоянно растущими запросами. Конечная цель производства — удовлетворение этих потребностей в доступных для данного периода развития общества пределах. Удовлетворить потребности можно лишь после того, как созданы материальные и духовные ценности, а они создаются трудом людей. Трудовые ресурсы — это люди с их навыками к работе, способные участвовать в производительном труде в сельском хозяйстве и других отраслях агропромышленного комплекса. В законодательном порядке трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины — от 16 до 55 лет. В сельском хозяйстве, особенно в крестьянском и личном подсобном хозяйствах, при семейном подряде в производительный труд вовлекаются лица и за пределами указанного диапазона. Участие подростков и лиц пенсионного возраста в посильном труде не связано с дефицитом трудовых ресурсов, а является их личной потребностью; они работают, чтобы повысить свои доходы, в настоящее время весьма скромные. Для подростков участие в сельскохозяйственном производстве во многом влияет на последующий выбор профессии. Лица пенсионного возраста в силу естественной потребности и сложившейся привычки продолжают работать в общественном и личном хозяйствах до тех пор, пока позволяет здоровье. Известно, что люди с их навыками к труду — важнейший фактор производственного процесса. Первая производительная сила общества — рабочий, трудящийся. Поэтому необходимо уделять внимание человеческому фактору сразу в двух аспектах: как главной составляющей производственного процесса, неотъемлемому компоненту производительных сил и как главной цели, ради которой осуществляется производство. Должны быть созданы условия для раскрытия потенциальных возможностей человека, равно как и для получения заработка, достаточного для поддержания достойного уровня жизни всей его семьи, обеспечения нормальных бытовых условий, культурного отдыха. При анализе проблем использования трудовых ресурсов в АПК в целом и в сфере технического сервиса в частности, при выработке кадровой политики важно не забывать о необходимости удовлетворения потребностей и интересов работников, об обеспечении социальной справедливости, о мотивах, формирующих поведение человека в условиях рыночной экономики. Уровень производительности труда непосредственно связан с качеством профессиональной подготовки работников, с предшествующей деятельностью общественных институтов, реализующих кадровую политику. Для организации любого производственного процесса необходимо располагать кадрами соответствующей квалификации. Новейшая техника сама по себе ничего не даст, если нет людей, способных эффективно ее использовать. Поэтому во всех развитых странах имеется сложная и дорогостоящая система подготовки и переподготовки кадров, занятых в различных отраслях экономики и в непроизводственной сфере. Численность постоянного сельского населения России на начало 2002 г. составляла 38, 9 млн человек — 27 % всего населения страны, которое в последнее время неуклонно сокращается. Так, в1999 г. естественная убыль населения составила 268 тыс. человек, в2000г. — 278 тыс., в 2001 г. — 275 тыс. Этот процесс в наибольшей степени затронул Центральный федеральный округ, где сокращение достигло 181 тыс. человек —66 % от его общей величины по России. В то же время наблюдается увеличение населения в результате миграции; в 1999 г. оно составило 55 тыс. человек. На низком уровне остается рождаемость. По данным ВНИИЭСХ, 25 % молодежи России в возрасте до 30 лет не намерены иметь детей. Значительная часть семей откладывает рождение ребенка из-за нестабильности своего материального положения. Средняя продолжительность жизни на селе ниже, чем в городе; она составляет у мужчин 58, у женщин — 72 года (в городе соответственно 59 и 73 года). Сохраняется и высокий уровень безработицы; в режиме полной рабочей недели трудится около 82 % работников сельскохозяйственных предприятий. Сельское хозяйство наряду с промышленностью является основной сферой использования трудовых ресурсов страны. По мере развития производительных сил и роста производительности труда в сельском хозяйстве часть трудовых ресурсов села перемещается в промышленность и другие отрасли. В последнее время, однако, сельские жители, перешедшие на работу в промышленность, часто продолжают время от времени работать на собственных земельных участках, садах, огородах. Сельскохозяйственные предприятия в основном возглавляют специалисты, имеющие высшее и среднее образование, хотя их общая численность в отрасли заметно сократилась. Инженерно-технические работники все чаще переходят на работу в промышленные компании местного уровня. Некоторые из них занялись частным предпринимательством. По мере укрепления материально-технической базы сельского хозяйства, развития научно-технического прогресса происходят качественные изменения в составе работников отрасли — систематически снижается численность занятых неквалифицированным физическим трудом, и наоборот, растет численность механизаторов и других групп квалифицированных кадров. Для современного индустриального сельскохозяйственного производства основными являются механизаторские кадры. Механизатор был и остается центральной фигурой на селе. Технический прогресс — изменения в конструкции машин, оснащение предприятий новейшим оборудованием, внедрение прогрессивных технологий и научной организации производства — требует постоянного совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров. Основные направления подготовки кадров для села — обучение молодежи в специальных профессионально-технических училищах по таким профессиям, как трактористы-машинисты широкого профиля, комбайнеры, водители автомобилей, слесари по автотракторной технике, электромонтеры, рабочие монтажных профессий, станочники. Особое значение для характеристики механизаторских кадров имеют квалификация и стаж работы.. Сельская молодежь в большинстве своем стремится получить профессиональное образование для трудоустройства по месту жительства. Это объясняется наличием собственного жилья, приусадебного участка, личного подсобного хозяйства и характерным для сельских жителей проживанием в кругу родственников, оказывающих взаимную помощь и поддержку. Начальное профессиональное и среднее общее образование имеют свыше 28 % сельского населения, среднее профессиональное — около 11 %, высшее и неполное высшее — 5, 5 %. Однако еще значительная часть жителей села (20%) имеет только начальное общее образование или даже не имеет такового. Лица с начальным и средним профессиональным образованием составляют основу кадрового потенциала села. Это квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена, механизаторы, водители, механики, работники технического сервиса. Прослеживается тесная связь и зависимость производительности труда от квалификации рабочих, их профессионального мастерства, стажа работы и уровня общеобразовательной подготовки. Поэтому основная задача инженерно-технических работников и высококвалифицированных кадров, занятых ремонтом сельскохозяйственной техники, — улучшать качество ремонта машин, их узлов и агрегатов, повышать их послеремонтный ресурс за счет роста профессионального мастерства. В сфере технического сервиса заняты в основном рабочие-ремонтники и инженерно-технический персонал по технологии и организации ремонта машин. Рабочие-ремонтники массовой квалификации — слесари-сборщики, станочники, операторы технологических линий, машин и установок по выполнению отдельных технологических операций. В качестве дополнительного источника подготовки кадров широко используется система учебы молодежи у опытных рабочих-наставников непосредственно на ремонтно-механических заводах, в специализированных ремонтных мастерских, на станциях технического обслуживания, в поле на тракторах и комбайнах. Для совершенствования знаний, умений и навыков работников массовых профессий организуются курсы переподготовки и повышения квалификации. По их завершении у рабочих появляется возможность повысить разряд, пройдя аттестацию на квалификационной комиссии. Такие комиссии, создаваемые на предприятиях из инженерно-технических работников и опытных рабочих, проверяют знания, умение и навыки рабочего, претендующего на повышение разряда. После выполнения претендентом специального задания в пределах установленной нормы времени ему присваивают соответствующий разряд. Осуществляется переподготовка рабочих кадров и по новым профессиям, а также в целях овладения смежной или второй профессией. Вместе с тем заинтересованность самих работников в повышении квалификации по-прежнему невысока из-за отсутствия стимулов. По данным анкетирования, около половины опрошенных не выразили желания повышать свою квалификацию, а из лиц, имеющих только начальное образование, пройти дополнительное обучение согласились лишь 25 %. Характер и содержание труда зависят от материально-технической базы предприятий, оснащенности производства техникой, действующей технологии и организации производства. Современная техника, прогрессивные технологии предполагают наличие рабочей силы соответствующего состава и квалификации. В общей структуре кадров ремонтных предприятий особую роль играет инженерно-технический персонал. Основными источниками покрытия потребности в инженерно-технических кадрах являются техникумы и институты по механизации и электрификации сельского хозяйства, инженерные факультеты сельскохозяйственных вузов. Исследования, проведенные специалистами ВНИИЭСХ, показали, что ситуация с обеспечением села инженерными кадрами неуклонно ухудшается. Среди инженерно-технических работников доля молодых специалистов не превышает 5—10 %. Это признак деиндустриализации сельского хозяйства. В соответствии с государственной политикой в области аграрного образования и кадрового обеспечения АПК сформирована система непрерывного аграрного образования, предусматривающая преемственность, многовариантность и гибкость всех форм и направлений обучения. В высших учебных заведениях за последние годы введена подготовка по 25 новым специальностям, в том числе по финансам и кредиту, менеджменту, юриспруденции, земельному праву, земельному кадастру. Более чем в 1, 5 раза увеличена подготовка экономистов. Модифицирована и сеть учреждений среднего профессионального образования. Вместе с тем в сфере подготовки кадров для сельского хозяйства пока не удалось обеспечить коренного перелома. Недостаточная ориентация на современные требования к рабочей силе увеличивает разрыв между спросом и предложением на образовательные услуги в профессионально-квалификационном разрезе; в результате значительная часть вновь подготовленных кадров остается невостребованной. Высшие и средние учебные заведения готовят специалистов по организации и технологии ремонта машин. Программа их подготовки охватывает общий круг проблем механизации и электрификации сельского хозяйства, предполагает углубленное изучение закономерностей износа и восстановления машин, новейших технологий и методов рациональной организации труда, получение знаний по экономике технического сервиса, проектированию ремонтных предприятий, экономике и управления производством и по многим другим направлениям. Система переподготовки инженерных кадров включает послевузовскую стажировку по специальности под руководством инженеров, периодическую переподготовку и повышение квалификации на специальных семинарах, постоянно действующих курсах, на ФПК в институте повышения квалификации руководящих инженерно-технических кадров и кадров специалистов для рыночной экономики. Одним из направлений постоянного повышения квалификации является систематическая самостоятельная творческая работа по изучению новой техники, технологии и организации производства на основе имеющейся научно-технической литературы и передового опыта. Только человек, постоянно повышающий свою квалификацию, может внедрять научно-технические достижения в производство, обеспечивать высокую рентабельность бизнеса. Сельские труженики не особенно рассчитывают на повышение зарплаты в ближайшем будущем. Опросы, проведенные ВНИИЭСХ, показали, что только 5—10 % считают достаточно справедливой оплату труда свыше 10 тыс. руб. в месяц. Остальные согласны на меньшее, а неквалифицированные рабочие готовы получать в 60 % случаев от 2 до 5 тыс. руб. в месяц. Низкие доходы — одна из главных причин неразвитости индивидуального строительства на селе, хотя именно собственный дом обеспечивает лучше всего закрепление кадров на длительное время. В настоящее время 86 % сельского жилищного фонда — это частные дома, старые и ветхие, обеспеченные канализацией и горячим водоснабжением на 25—30 %. Более трети сельского населения выражает недовольство плохим состоянием жилья. Жилищные условия в исключительной мере определяют состояние здоровья людей. Как уже отмечалось, продолжительность жизни на селе меньше, чем в городе. На 1 тыс. жителей здесь приходится в 2 раза меньше больничных коек, в 4 раза — врачей, а учреждения здравоохранения явно недостаточно обеспечены медицинской аппаратурой. Государство не обеспечивает (через бюджет и другие каналы) эффективное регулирование процесса воспроизводства кадров на селе.
|