Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система управления качеством
Управление качеством имеет длинную историю – от приемочного контроля с последующей выбраковкой и переделкой готовой продукцией ко всеобщему управлению качеством, предполагающему стремление к его улучшению на каждом этапе, начиная от планирования, и на каждом рабочем месте. Этапы развития качества: 1. Зарождение, развитие отдельных элементов управления качеством в общем процессе управления. 2. Переход к комплексному управлению качеством, выделение его в самостоятельное направление работ. Комплексное управление качеством – это учет всех основных факторов качества и их взаимного влияния, охват всех этапов работ и увязка работ по качеству, выполняемых различными подразделениями, в единую систему, принятие компромиссного решения. 3. Тотальное управление качеством, когда качество – главная цель, т.е. когда из всех целей деятельности на первый план выдвигается обеспечение требуемого качества, когда развивается и стимулируется участие всего персонала в обеспечении качества. Основные черты тотального управления качеством: - Выбор стратегии и политики в области качества, направленных на постоянное его улучшение - Руководство всеми аспектами деятельности ЛПУ со стороны администрации, исходя из необходимости обязательного обеспечения качества - Ориентация работ на потребителя - Создание систем качества - Непрерывное повышение квалификации персонала, обучение нескольким специальностям, методам решения проблем качества - Мотивация качественного труда персонала и вовлечение его в работу по улучшению качества - Обеспечение необходимыми ресурсами, их рациональное использование - Информационное обеспечение работ в области качества - Отслеживание и выполнение законодательства в области качества - Самооценка деятельности по различным критериям, анализ существующих проблем, разработка предупредительных и профилактических мероприятий для обеспечения и повышения качества Целями тотального управления качества являются: - Сбор информации о потребителе для понимания его потребностей, система ценностей и удовлетворения их в текущий момент и в будущем путем предоставления соответствующей медпомощи - Снабжение информацией о потребителе весь персонал, участвующий в оказании медпомощи - Внесение на основе информации изменений в свои программы с целью повышения качества медицинской помощи Этапы перехода к тотальному управлению качеством: - Разработка стратегии - · Постановка взаимосвязанных целей удовлетворенности пациента с другими целями (удовлетворенность персонала) · Исследования потребителя · Разработка системы стимулов · Планирование - Оценка удовлетворенности потребителя (создание системы оценок) - Анализ данных и определение приоритетов - Внедрение 4. Глобальный подход к реформам. Решение первоочередной задачи улучшения качества медицинской помощи и удовлетворения потребностей населения в различных видах медицинской помощи может обеспечить внедрение системы управления качеством. Здесь необходимы согласованные усилия организаторов здравоохранения и практикующих медиков. Согласно международного стандарта «ИСО 8402» система качества – это совокупность организационной структуры, ответственности, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством. Систему качества можно определить также как совокупность структур ЛПУ, выполняющих функции управления и обеспечения качества установленными методами с использованием необходимых ресурсов. Модель воздействия системы качества на процесс оказания медпомощи путем последовательной реализации функции управления качеством можно представить в виде петли качества.
63. Согласно Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса, охрана здоровья граждан и укрепление общественного здоровья лежит в основе социальной и экономической политики государства. Выполнение этой важной социальной политики призвана осуществлять государственная система здравоохранения, включающая в себя руководящее звено в лице Министерства здравоохранения на федеральном уровне, республиканские - на региональном, а также краевые, областные и городские управления или отделы здравоохранения на муниципальном уровнях. Всю профилактическую работу по сохранению и поддержанию санитарно-противоэпидемического состояния в городах, поселках и сельских районах призваны осуществлять подразделения санитарно-эпидемического контроля Минздрава Российской Федерации. Указанная служба осуществляет контроль за качеством питьевой воды, продуктов питания, санитарным состоянием городов, соблюдением гигиенических норм труда, жилища, объектов питания и др. В задачи санитарно-эпидемиологической службы входит приведение профилактических прививок как плановых, так и по эпидемиологическим показаниям при опасности распространения группа, кори, полиомиелита, скарлатины и других инфекционных заболеваний. Под здравоохранением как общественной функциональной системой понимается весь комплекс государственных, коллективно-групповых и личных мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья каждого человека и всего населения. В таком широком плане здравоохранение включает все элементы окружающей природной и социальной среды, в т.ч. и системы непосредственного жизнеобеспечения, а также образ и условия жизни населения, уровень его образования и культуры - все то, что способствует защите жизни и здоровья, максимальному продлению активной творческой жизни человека. В более узком плане системой здравоохранения называют ту совокупность служб, органов и учреждений, которые непосредственно заняты медико-санитарным делом, изучением здоровья и его нарушений, профилактикой, распознаванием и лечением болезней. Современная концепция здравоохранения рассматривает его не как социальную сферу, которая финансируется по остаточному принципу, а как сферу жизнеобеспечения и безопасности. Как система сохранения и укрепления здоровья человека в РФ, здравоохранение включает следующие формы: - государственная система здравоохранения - обеспечивает возможности обязательного применения медицинскими учреждениями единых наиболее эффективных методов работы, проведения плановых оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий, а также принципа общедоступности; - система страховой медицины; - частная медицина (клиники, кабинеты). Система здравоохранения имеет два направления: 1. Профилактическое, основной задачей которого является предупреждение ослабления здоровья и развития заболевания. Включает следующие виды деятельности: - санитарно-гигиенические мероприятия; - диспансерный метод, имеющий следующие особенности: 1) активное выявление больных с ранними стадиями заболевания и постоянное наблюдение за ними; 2) активное наблюдение за больными и их систематическое лечение; 3) патронаж - составная часть диспансерного метода - активное систематическое наблюдение за больными в домашней обстановке, изучение социально-бытовых и гигиенических условий их жизни. Проводится в следующих учреждениях: а) Поликлиники (до 90% больных). Нуждающиеся в лечении после обращения направляются в больницы на госпитализацию; б) Диспансеры; · специализированные; · или кабинеты при поликлиниках (туберкулезные, онкологические, психоневрологические). Диспансеры являются лечебно-профилактическими учреждениями. 2. Лечебное - выполняют различные клиники, основная задача которых - оказание лечебной помощи с использованием медикаментозных методов лечения, физических методов, оперативного метода в хирургических отделениях. Особую категорию занимает родильный дом, где оказывают лечебную и профилактическую помощь. Лечебно-профилактические учреждения здравоохранения: 1. Амбулаторные: а). Амбулатория - лечебные учреждения, мед. помощь осуществляется в самом учреждении и на дому. От поликлиники отличается меньшим числом специалистов и объемом диагностических исследований; б). Поликлиника - самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, или входит в состав объединения больницы, имеет лаборатории, диагностические кабинеты, процедурный кабинет, прием проводят врачи всех специальностей; в). Здравпункт - на промышленных предприятиях и ФАП в сельских местностях, оказывают первую квалифицированную медицинскую помощь, проводят профилактические осмотры, следят за санитарным состоянием предприятия и соблюдением техники безопасности; г). Диспансер - лечебно-профилактическое учреждение, где находятся под наблюдением больные с определенным заболеванием (туберкулезом, кожно-венерологическим, психоневрологическим, онкологическим заболеваниями). Проводят лечение, профилактику, патронаж больных; д) Женская консультация - лечебно-профилактическое учреждение, где осуществляется лечение и профилактика гинекологических заболеваний, наблюдение за беременными, обучают уходу за новорожденными и личной гигиене; е) Станции скорой помощи - обеспечивают население мед. помощью в острых случаях; 2. Стационарные: а). Больницы - лечебные учреждения для больных, нуждающихся в постоянном лечении и уходе. Строительство больниц осуществляется и расчета 100 коек на 10000 жителей. В зависимости от величины и подчинения различают больницы: республиканские, областные, краевые, городские, районные, сельские; по профилю: общего профиля и специализированные (туберкулезные, инфекционные., психиатрические); б) Госпитали - больница для лечения военнослужащих или инвалидов; в) Клиники - больничные учреждения, где осуществляется стационарное лечение больных и обучение студентов и выполнение НИР. Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий. На федеральном уровне утверждаются методики расчета нормативов обеспечения учреждений здравоохранения материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации включат в себя программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью. Развитие и совершенствование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации являются важнейшим условием улучшения охраны здоровья населения страны. В основе законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплен приоритет профилактических мер в укреплении и охране здоровья населения. Министерством здравоохранения Российской Федерации разработан и осуществлен ряд организационных мероприятий, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие этой важной сферы деятельности органов и учреждений здравоохранения.
|