Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные признаки абсолютной монополии и развитого рынка
Продолжение табл. 7.3
После второй мировой войны государственный монополизм преодолевался в Испании, Японии, Чили и некоторых других странах. Накопленный здесь опыт поучителен. Он показывает, что для перехода к развитому рынку надо решить ряд непростых проблем с учетом, разумеется, национальных особенностей каждой страны. Одна из таких проблем - формирование многомиллионного отряда свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг. Другой проблемой является создание рыночной инфраструктуры, способной наладить нормальные экономические связи между всеми субъектами рынка. Для этого организуется, в частности, сеть бирж и страховых компаний, в определенной степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально-технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи - свободные рынки ценных бумаг (акций и облигаций). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроиться на работу. Чтобы наладить нормальные народнохозяйственные связи между всеми субъектами хозяйствования, требуется решить сложную проблему - установить рыночное равновесие между платежеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе. Такая задача решается путем необходимого развития отечественного товарного производства и упорядочения ценообразования. Когда будет создан развитый рынок, освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям. Вместе с тем на государство возлагается задача - регулировать инфляционные процессы: Естественно, что для решения указанных проблем требуется достаточно длительный срок и активная деятельность государства и предпринимателей. В зависимости от конкретных социально-экономических и политических особенностей той или иной страны переход к развитому рынку может продлиться от 2 до 5-7лет. Он особенно продолжителен в том государстве, где идет непрерывное падение производства, не развит потребительский сектор экономики и сфера услуг, слабы традиции политической и экономической демократии. Последнее обстоятельство относится к нашей стране. За период 1992-1998 гг. наша страна продвинулась к развитому рынку очень незначительно. Выявились и отрицательные тенденции - тоже результат поучительный. Сейчас более четко, чем вначале, обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике. Одна из первостепенных задач - проведение демонополизации рынка и развитие цивилизованных форм конкуренции. Движение от полностью монополизированного рынка началось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. Поэтому, например, либерализация цен проводилась руками монополий и в их интересах. В то же время государство слабо поддерживает мелкий и средний бизнес, без которого не может быть конкурентного рынка. Важно решить и другую задачу- полностью развить всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однако взамен ее не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы. При реформировании российской экономики требуется выполнить следующую целевую установку - правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений. Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостережения противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете “Известия” 31 января 1990г. откровенно и резко заявил: “Те, кто говорит... о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить”. Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведется индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль. Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику. Таким образом, мы закончили первый раздел курса - пропедевтику. Полученное знание экономических отношений и законов позволит нам приступить к более детальному рассмотрению микроэкономики. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 7, 8, 9. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М-, 1992. Т. 2. Гл. 25-28, 34. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. М., 1986. Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Части II, III. Стародубровская И. От монополии к конкуренции. М., 1990. Фишер С., Доркбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл.11, 12, 14. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл. 8, 10.
РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА
Настоящий раздел начнем с очень краткого знакомства с новой составной частью национального хозяйства. Микроэкономика (гр. mikros - малый) - это совокупность исходных экономических единиц - домашних хозяйств и сравнительно небольших предприятий. В мировой статистике домашнее хозяйство рассматривается как общее хозяйство, которое ведет группа совместно проживающих людей. Как правило, сюда входит семья - малая группа, которая основана на брачном союзе мужчины и женщины или кровном родстве. В функции домашнего хозяйства входит: 1) получение доходов от продажи факторов производства (например, рабочей силы) и от имущества (арендная плата за жилье и землю, процент по вкладу денег в банк, доход от акций и др.); 2) ведение домашнего хозяйства (работа в подсобном сельском хозяйстве, покупка предметов потребления и услуг, домашнее приготовление пищи и других продуктов, потребление материальных и духовных благ); 3) воспитание подрастающего поколения и 4) “внешние” экономические связи (уплата налогов государству, получение трансфертных платежей, экономические связи с заграницей, включая получение различных денежных переводов, посылок и т. п.). Во втором подразделе данной части книги мы подробнее ознакомимся с видами доходов, за счет которых существует и развивается домашнее хозяйство. Другой исходной единицей микроэкономики является предприятие - хозяйственная организация, занимающаяся изготовлением и сбытом благ и услуг. Такие организации, как известно, могут быть в собственности физических (очень небольшие предприятия) и юридических лиц (фирмы). Далее рассмотрим деятельность фирм, большинство из которых создает новую стоимость, а затем распределяет ее. В связи с этим вторая часть лекционного курса включает в себя два подраздела: а) производство и обращение новой стоимости и б) распределение доходов.
А. ПРОИЗВОДСТВО И ОБРАЩЕНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ ТЕМА 8 КАПИТАЛ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ § 1. ФИРМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
|