Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные признаки абсолютной монополии и развитого рынка






Абсолютная монополия   Развитый рынок  
Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств   Централизованное установление строго фиксированных цен   Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе   Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов  

 

Продолжение табл. 7.3

Абсолютная монополия   Развитый рынок  
Нормированное распределение продуктов   Монополия государства во внешней торговле   Монополия государства   Свободный выбор покупателями всех видов товаров   Свобода внешнеэкономической деятельности предпринимателей   Конкуренция всех товаровладельцев  

 

После второй мировой войны государственный монополизм преодолевался в Испании, Японии, Чили и некоторых других странах. Накопленный здесь опыт поучителен. Он показывает, что для перехода к развитому рынку надо решить ряд непростых проблем с учетом, разумеется, национальных особенностей каждой страны.

Одна из таких проблем - формирование многомиллионного отряда свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее будет расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.

Другой проблемой является создание рыночной инфраструктуры, способной наладить нормальные экономические связи между всеми субъектами рынка. Для этого организуется, в частности, сеть бирж и страховых компаний, в определенной степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально-технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи - свободные рынки ценных бумаг (акций и облигаций). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроиться на работу.

Чтобы наладить нормальные народнохозяйственные связи между всеми субъектами хозяйствования, требуется решить сложную проблему - установить рыночное равновесие между платежеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе. Такая задача решается путем необходимого развития отечественного товарного производства и упорядочения ценообразования. Когда будет создан развитый рынок, освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям. Вместе с тем на государство возлагается задача - регулировать инфляционные процессы:

Естественно, что для решения указанных проблем требуется достаточно длительный срок и активная деятельность государства и предпринимателей. В зависимости от конкретных социально-экономических и политических особенностей той или иной страны переход к развитому рынку может продлиться от 2 до 5-7лет. Он особенно продолжителен в том государстве, где идет непрерывное падение производства, не развит потребительский сектор экономики и сфера услуг, слабы традиции политической и экономической демократии. Последнее обстоятельство относится к нашей стране.

За период 1992-1998 гг. наша страна продвинулась к развитому рынку очень незначительно. Выявились и отрицательные тенденции - тоже результат поучительный. Сейчас более четко, чем вначале, обозначились задачи, требующие разрешения в теории и на практике.

Одна из первостепенных задач - проведение демонополизации рынка и развитие цивилизованных форм конкуренции.

Движение от полностью монополизированного рынка началось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются законодательно провозглашенные меры по ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. Поэтому, например, либерализация цен проводилась руками монополий и в их интересах. В то же время государство слабо поддерживает мелкий и средний бизнес, без которого не может быть конкурентного рынка. Важно решить и другую задачу- полностью развить всю систему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране начались с полного разрушения системы государственного материально-технического снабжения. Однако взамен ее не был создан аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.

При реформировании российской экономики требуется выполнить следующую целевую установку - правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.

Еще до рыночной реформы у ее инициаторов возобладала идея создания свободного рынка. Их не смущали предостере­жения противников такой ориентации. Так, профессор Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете “Известия” 31 января 1990г. от­кровенно и резко заявил: “Те, кто говорит... о возвращении к свободному рынку времен Смита, не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на

Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить”.

Как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где ведется индивиду­альная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каж­дому гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной конт­роль.

Жизнь доказала: необходимо создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо на­чинать с разработки множества правовых норм и законов, ре­гулирующих рыночную экономику. Таким образом, мы закончили первый раздел курса - пропедевтику. Полученное знание эко­номических отношений и законов позволит нам приступить к более детальному рассмотрению микроэкономики.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996.

Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 7, 8, 9.

Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М-, 1992. Т. 2. Гл. 25-28, 34.

Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. М., 1986.

Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Части II, III. Стародубровская И. От монополии к конкуренции. М., 1990.

Фишер С., Доркбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл.11, 12, 14.

Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959.

Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая эко­номика и международные отношения. 1989. № 12.

Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл. 8, 10.

 


РАЗДЕЛ II. МИКРОЭКОНОМИКА

 

Настоящий раздел начнем с очень краткого знакомства с новой составной частью национального хозяйства.

Микроэкономика (гр. mikros - малый) - это совокупность исходных экономических единиц - домашних хозяйств и срав­нительно небольших предприятий.

В мировой статистике домашнее хозяйство рассматривается как общее хозяйство, которое ведет группа совместно прожи­вающих людей. Как правило, сюда входит семья - малая группа, которая основана на брачном союзе мужчины и женщины или кровном родстве.

В функции домашнего хозяйства входит: 1) получение доходов от продажи факторов производства (например, рабочей силы) и от имущества (арендная плата за жилье и землю, процент по вкладу денег в банк, доход от акций и др.); 2) ведение домашнего хозяйства (работа в подсобном сельском хозяйстве, покупка пред­метов потребления и услуг, домашнее приготовление пищи и других продуктов, потребление материальных и духовных благ);

3) воспитание подрастающего поколения и 4) “внешние” эконо­мические связи (уплата налогов государству, получение транс­фертных платежей, экономические связи с заграницей, включая получение различных денежных переводов, посылок и т. п.). Во втором подразделе данной части книги мы подробнее ознако­мимся с видами доходов, за счет которых существует и развивается домашнее хозяйство.

Другой исходной единицей микроэкономики является пред­приятие - хозяйственная организация, занимающаяся изготов­лением и сбытом благ и услуг. Такие организации, как известно, могут быть в собственности физических (очень небольшие пред­приятия) и юридических лиц (фирмы). Далее рассмотрим де­ятельность фирм, большинство из которых создает новую сто­имость, а затем распределяет ее. В связи с этим вторая часть лекционного курса включает в себя два подраздела: а) произ­водство и обращение новой стоимости и б) распределение до­ходов.

 

А. ПРОИЗВОДСТВО И ОБРАЩЕНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ

ТЕМА 8 КАПИТАЛ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЙ СТОИМОСТИ

§ 1. ФИРМА: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал