Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, сущность, причины образования, состав товарных запасов.
ТЗ – масса товаров, находящиеся на рынке в процесcе перемещения от произв-ва к потребителю. Они явл-ся частью тов.предложения и необходимым условием обеспечения бесперебойной торговли, поскольку спрос динамичен. Причины вызыв.образов-е ТЗ: 1) произв-во и потребление – они взаимосвязаны, но не совпадают во времени и пространстве – нужно определять ТЗ для обеспечения бесперебойной торговли; 2) условия транспортировки и реализации отдельных товаров не одинаковы; 3) неравномерность размещения произв-ва отд.товаров не одинаковы; 4) специализация произв.предприятий на выпуске лишь определ.видов товаров; 5)сезонность произв-ва и сезонность спроса на отд.товары. В соответствии с инструкцией по учету в ТЗ в розн.торговле и общ.пит. включаются текущие, сезонные, товары закупленные, оплаченные, но оставленные на ответственное хранение, товары сданныена переработку. В ТЗ в розн.торговле не включаются: товары в пути, тара всех видов, готовая продукция в подсобных, промышл. и торговых предприятиях. Состояние ТЗ хар-ся натур, стоимостными и относительными показателями. ТЗ в днях оборота, характеризует обеспеченность торговой организации ТЗ на конкретную дату (показывает на сколько дней торговли хватит имеющихся ТЗ) Обеспеченность ТЗ в днях оборота = ТЗ на конкретную дату / однодневный товарооборот пред.квартала. Показатель сравнить с нормативом и определить отклонение. Факторы, определяющие размер товарных запасов.внешние факторы: факторы произв-ва(вкл.объемы, ритмичность и сезонность произв-ва, качество пром.и с/х продукции, ее соотв-вие запросам потребителей и мир.стандартам, насыщенность тов.рынков, физ-хим cв-ва т-в размещение и удаленность центров произв-ва от центров потребления), товарное предложение(сост основу развития ТО), сезонность произв-ва(обусловлена сезонным хар-ром поступления с/х сырья), насыщенность тов.рынков, физ-хим свойств товара(опр-ет сроки хранения, частоту поставок, скорость обращения), транспортные условия и орг-ция поставок(звенность товародвижения, необх-сть досрочного завоза т-в в труднодоступные районы страны, вид транспорта, формы перевозок), факторы спроса(объем и стр-ра платежеспособного спроса, колебания спроса, соотн-ние спроса и предложения, сегмент рынка, численность и поведение потребителей, уровень цен, торг.условия, объем стр-ра и темпы изменения ТО), удельный вес т-в, принятых для продажи на условиях консигнации, а общем объеме тов.ресурсов., объемы и ритмичность поставок, эф-сть коммерч.работы, размещение торг.сети, размеры и сост-е торг и складской сети, орг-ция труда, методы стимулирования персонала за работу с мин.запасами, совр.технологии размещения товаров в торг.зале, фин.возможности торг.орг-ций, платежеспособность, торг.орг-ций, соотн-ние доходов и расходов по формиров-нию, сод-нию и реализации ТЗ, надежность эк.обоснования норматива ТЗ. Методы планирования (нормирования) ТЗ Целью нормирования товарных запасов является определение их оптимальных размеров д для обеспечения планового объема товарооборота в определенных условиях, месте и времени, создание необходимых материальных предпосылок для ритмичного и бесперебойного продажи товаров при наименьших затратах Нормирование товарных запасов базируется на следующих принципах: 1. Оптимальность Нормативы должны предусматривать наименьшие размеры товарные запасов, при которых обеспечивается непрерывность процесса обращения; 2. Надежность Реализация этого принципа достигается за счет формирования страховых запасов для защиты торгового процесса от непредвиденных колебаний со стороны спроса и возникновение спроса или предложения товаров в результате нарушения графиков завоза 3. Реальность При разработке нормативов следует учитывать материальные предпосылки формирования их размера 4. Эффективность Нормирование товарных запасов должно обеспечить ускорение их оборачиваемости, рациональное размещение между оптовой и розничной звеном Норматив тов запасов состоит: 1. запас на представительски-ассортиментный набор, его вел-на опред: цена товара х кол-во выстав-го товара, а в днях оборота=деление получ вел-ны на однодневный план товарооборота, 2. запас тов-ов в торговом зале в размере среднедневной реа-ции=однодневному товоро-ту, 3.запас на время приемки и подготовке к продаже, опред путем хронометрирования времени.
|