![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интерпретация результатов методики
При обработке результатов детского варианта опросника («ОСОР-Д») авторы предлагают рассматривать распределение внимания к тому или иному содержанию общения между членами семьи, а также соотношение коммуникативных ситуаций, отданных персонажу «Никто» и семье в целом. Показатели, отражающие особенности содержания общения родителей с детьми, ранжируются. Предварительно рассчитываются средние арифметические баллы по каждой группе шкал (сфере содержания общения), которые затем располагаются в последовательности от большего к меньшему. Им присваиваются ранги от первого до четвертого. Меньшему значению ранга соответствует наибольшая степень выраженности в общении того или иного содержания общения. При этом появляется возможность выделить доминирующие сочетания тех или иных видов содержания общения. По итогам ранжирования у родителя определяется индивидуальное сочетание видов содержания общения, присутствующее в его реальном взаимодействии с ребенком. Эти данные сопоставляются с результатами детского теста-опросника, в котором аналогично, путем применения процедуры ранжирования, выявляется уже с точки зрения ребенка соотношение видов содержания общения, которое предлагают ему родители. Текст опросника «ОСОР-Д» Послания, предъявляемые ребенку 1. Витальные потребности (ВП): - этот человек говорит со мной о моем здоровье, болезнях; - этот человек объясняет мне, что надо делать, когда я встречаюсь с опасностью; - этот человек говорит мне, что и сколько надо есть; - этот человек говорит мне, чтобы я умывался(лась), чистил(а) зубь вставал(а) вовремя. 2. Ситуативно-бытовые действия (СБД): * - этот человек говорит мне о том, чтобы я помог(ла) по домУ: У
- этот человек говорит мне о том, чтобы я сам(а) одевался(лась) убирал(а) за собой вещи; - этот человек напоминает мне о моих домашних обязанностях; - этот человек говорит мне, чтобы я бережно и аккуратно относился (относилась) к домашним вещам. 3. Формальные совместные занятия (ФСЗ): - этот человек обсуждает со мной, что мы будем смотреть по телеви- йору; - этот человек разговаривает со мной, когда мы вместе играем; - этот человек говорит со мной, когда мы вместе или лепим, или висуем, или конструируем; (• - этот человек говорит со мной, когда мы вместе читаем или занимаемся счетом, письмом. I А. Содержание познания (СП): I - этот человек рассказывает мне об известных ученых, писателях, •Путешественниках; - - этот человек рассказывает мне о том, как и почему изменяется ррирода; I - этот человек рассказывает мне о том, как устроен человек; I - этот человек рассказывает мне о растениях и животных. i 5. Процесс познания (/7/7): Ш - этот человек отвечает на вопросы, которые я задаю; щ- этот человек рассказывает мне, что можно смастерить из разного [материала; Н- этот человек объясняет мне, если я что-то не понимаю или не знаю; i - этот человек объясняет мне значения новых слов. [ 6. Формальная школьная действительность (ФШД): | - этот человек расспрашивает меня о выполнении заданий воспита-рля (учителя); ', ~ этот человек интересуется проблемами моих друзей (одноклассников); ■ - этот человек расспрашивает меня о моих успехах, неудачах в дет щг- этот человек расспрашивает меня о занятиях в детском саду (школе). ■ 7. Нормы социального взаимодействия (НСВ): ■ > - этот человек говорит мне, что нельзя баловаться, врать, обижать Маленьких; Щ- этот человек говорит, как надо вести себя в гостях, в детском саду |инсоле) и др.; Ш~ этот человек ругает меня за плохие дела, хвалит за хорошие; Ш- этот человек рассказывает мне о людях честных и нечестных, справедливых и несправедливых. I 8. Мир мыслей ребенка (ММР): Ш- этот человек расспрашивает меня, что я думаю о разных вещах; - этот человек интересуется моим мнением, взглядами по разным - этот человек обсуждает со мной то, что я сам(а) придумываю, со- fr" этот человек расспрашивает меня, как мне удалось что-то выпол-^> сделать, решить.
|