Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Черс 225
9. Мир чувств ребенка (МЧР): - этот человек говорит со мной о моих грустных или радостных переживаниях; - этот человек расспрашивает меня о моем хорошем или плохом настроении; - этот человек обсуждает со мной то, как я отношусь к людям: почему кого-то люблю, а кого-то не люблю; - этот человек расспрашивает меня о том, что мне нравится делать, а что нет. 10. Я-концепция ребенка (ЯКР): - этот человек обсуждает со мной то, какой(ая) я есть и каким(ой) могу быть; - этот человек говорит мне о том, как я изменился(лась): какой(ая) я был(а) раньше и какой(ая) стал(а) сейчас; - этот человек обсуждает со мной, почему я доволен(льна) или недо-волен(льна) собой, уважаю или не уважаю себя; - этот человек расспрашивает меня, что я думаю о себе.
Инструкция * Уважаемые родители! Вам предлагается список утверждений, касающихся различных ситу-! аиий Вашего общения с детьми. Прочтите, пожалуйста, утверждения,; данные ниже, и оцените каждое из них следующим образом: «+ +» часто это обсуждаю; «+» обсуждаю это, говорю об этом; I «-» редко говорю об этом; «—» никогда не говорю об этом. Здесь нет «хороших» или «плохих» ситуаций общения. Пожалуйста, [отвечайте так, как это складывается у Вас в реальном взаимоотношении с ребенком. Очень важно, чтобы Вы оценили все утверждения. Текст опросника «ОСОР-В» 1. Обсуждаем вопросы самочувствия ребенка (жалобы на нездоровье, сон, необходимость лечебных процедур и др.). f 2. Обсуждаем реальную и возможную помощь ребенка по дому (убор-jjKa квартиры, мытье посуды и др.). ; 3. В разговорах с ребенком планируем совместные просмотры телепередач. г, 4. Разговариваем с ребенком об известных ученых, писателях, путешественниках и др. ; 5. Рассказываем ребенку о тех или иных способах изучения окружаю-доих предметов и явлений. I 6. Говорим о выполнении требований учителя (воспитателя). 7. Обсуждаем последствия асоциального поведения людей (лжи, во-|ровства, хулиганства и др.). , 8. Обсуждаем особенности представлений ребенка о тех или иных ве-гЩах. 9. Говорим с ребенком о его переживаниях (грусти, радости, гневе 10. В разговоре с ребенком обсуждаем возможные перспективы его П. Говорим о реальных и возможных опасностях, с которыми сталкивается ребенок, их предотвращении. 12. Говорим с ребенком о его самообслуживании (одеваться, содер-^ть в порядке свои вещи, убирать за собой и др.). 13. Разговариваем с ребенком в ходе совместных занятий конструиро-рНием, рисованием и др. 14. Беседуем с ребенком об окружающей живой природе (растениях, квотных).
^ 15. Отвечаю на различные вопросы ребенка: почему? зачем? для чего? 17. Обсуждаем поведение ребенка с точки зрения его соответствия правилам общения в гостях, детском саду, поликлинике, на прогулке и др. 18. Обсуждаем с ребенком, что и как он придумывает, сочиняет. 19. Разговариваем с ребенком о тех или иных людях, обсуждаем его отношение к ним: симпатию (любовь, привязанность и др.), антипатию (неприязнь, отвержение и др.). 20. Обсуждаем с ребенком его представление о себе (или как об умном, красивом и др., или как о глупом, неряхе и др.). 21. Говорим с ребенком о вопросах гигиены (уход за телом, своевременность физиологических отправлений и др.).
22. Говорим с ребенком о выполнении им (ею) домашних обязанностей и поручений (выносить мусор, ходить в магазин, ухаживать за животными и др.). 23. Разговариваем с ребенком, когда вместе с ним занимаемся чтением, счетом, письмом. 24. Беседуем с ребенком по поводу сведений об анатомии и физиологии человека (части тела, основные органы, деторождение и др.). 25. Обсуждаем попытки самостоятельного изучения ребенком окружающих предметов и явлений.
26. Расспрашиваю ребенка о его участии в ходе учебных школьных (детсадовских) занятий, выполнении поручений в школе (детском саду). 27. Обсуждаем поступки ребенка с точки зрения того, что «хорошо», что «плохо». 28. Обсуждаем с ребенком его мнение, взгляды на те или иные проблемы. 29. Подмечаем и обсуждаем в разговорах с ребенком то или иное его настроение. 30. Подмечаем и обсуждаем изменения, произошедшие с ребенком за какой-то промежуток времени, соотносим, каким он был и каким он стал.
31. Говорим с ребенком о вопросах питания (регулярность приема пищи, предпочтения в еде и др.). 32. Говорим о бережном отношении ребенка к домашним вещам. 33. Разговариваем с ребенком в ходе совместной игры (обсуждаем правила, использование игрушек и др.). 34. Беседуем с ребенком о законах природы (сезонных изменениях, круговороте веществ и др.). 35. Беседуем с ребенком по поводу использования различных окружающих предметов.
36. Обсуждаем с ребенком школьные (детсадовские) успехи и неуДО" чи (оценки взрослого, качество выполнения работы и др.). 37. Обсуждаем взаимоотношения людей и поступки ребенка с точк зрения этических норм (честность, справедливость и др.). 38. Обсуждаем с ребенком его способы решения того или иного заД ния. 39. Обсуждаем с ребенком причины его переживаний. 1 40. Обсуждаем с ребенком его отношение к себе (недовольство
3.6.3. Опросник родительского отношения к детям — «зеркало» для АСВ1 Опросник представляет собой зеркальный вариант методики [АСВ. Вопросы методики АСВ изменены так, чтобы на них отвечали сами дети (подростки). Например, вопрос 34 АСВ звучит: «Если |бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораз-до большего», а вопрос 34 методики РОД: «Мои родители (или Юдин из них) считают, что, если бы у них не было детей, они бы добились гораздо большего в жизни».
Количество вопросов и их распределение по шкалам (измеряемым параметрам) оставлены теми же. К сожалению, нам не Известна концепция методики, нормативные данные и соотнесение результатов с методикой АСВ. В то же время представляется интересной сама идея создания зеркальных методик, в которых совершенно те же самые вопросы, касающиеся взаимоотношений родителей и детей, задаются родителям и детям по отдельности. струкция Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем со-в асны с ними, то на «Бланке ответов» обведите кружочком номер ут-РЖцения; если Вы не согласны, то не делайте никаких пометок. IL При написании данного раздела использованы материалы учебного посолен, Метровая М. В., Филипович И. В. Психология девиантного пове-•** - М., 2000. _ В опроснике нет «правильных» или «неправильных» ответов на утверждения. Отвечайте так, как Вы сами думаете.
|