![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание методики
Опросник состоит из трех частей. 1. Родительские паттерны отношений. Эта часть включает 37 ут - эмоциональное отношение к ребенку (принятие—отвержение); - форма отношения (сотрудничество, симбиоз, отстраненность); - отношение к родительским обязанностям и уровень знаний о Нормах воспитания ребенка. 2. Супружеские паттерны отношений. Эта часть включает в себя
- эмоциональное отношение к браку и партнеру по браку (принятие — отвержение); - форма отношения (сотрудничество, симбиоз, отстраненность); - отношение к супружеским обязанностям. 3. Профессиональные паттерны отношений. Эта часть включает в себя 28 утверждений о таких аспектах профессионального отношения, как коммуникативный и деловой тип отношения к Другому (с целью личного успеха — успеха дела), а также модель отношения выдающегося в своей области профессионала к другому человеку. Процедура тестирования Методика может быть использована как для индивидуального обследования, так и в группе. Процедура тестирования занимает в среднем 15 — 20 мин. Время ответа для испытуемого не ограничивается. Инструкция «Перед Вами список утверждений. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте в бланке ответа в графе «Да» под соответствующим номером крестик; если не согласны — в графе «Нет». Никаких других пояснений в ходе тестирования испытуемому не дается. Обработка результатов В результате анализа всех возможных вариантов ответов испытуемых на каждую из частей опросника с помощью экспертной оценки было выделено два критерия: 1) освоенность «нормального» ролевого паттерна; 2) освоение ролевого паттерна по невротическому типу. На основе данных критериев было сгруппировано 6 шкал.
1. Отношение к Другому профессионала (Оп). 2. Невротические паттерны профессионального отношения к Другому (Пп). 3. Отношение к ребенку опытного родителя (Ор). 4. Невротические паттерны родительского отношения (Пр)- 5. Отношение к партнеру по браку «хорошего семьянина» (Ос)- 6. Невротические паттерны супружеского отношения (Пс). Краткое описание шкал 1. Отношение к Другому профессионала (Оп). Высокий показатель по этой шкале соответствует отношению к Другому профессионала. Такие люди обычно сами подбирают свое окружение, придавая этому большое значение, так как считают, что близкие люди во многом влияют на их жизнь. Они и требовательны к другим, и считают своим долгом им помогать. От других людей они прежде всего ждут, чтобы те постоянно развивались, духовно обогащались. Испытуемые такого типа устанавливают с людьми, являющимися их сотрудниками и добросовестно выполняющими свои обязанности, доброжелательные личные отношения, за которые не отступают на второй план интересы дела. Им свойственны жесткость по отношению к противникам и активное преодоление их сопротивления. 2. Невротические паттерны профессионального отношения к Другому (Пп). Наличие высоких баллов по этой шкале говорит о существовании у испытуемого невротических паттернов профессионального отношения к Другому. Это могут быть чрезмерный конформизм или, наоборот, жесткость по отношению к другим, а также неадекватная зависимость от других или попытки полной изоляции. 3. Отношение к ребенку опытного родителя (Ор). Высокий показатель по этой шкале соответствует отношению к ребенку опытного родителя. Такому родителю нравится ребенок таким, какой Он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Он стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Родитель старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, поощряет его инициативу и самостоятельность. Воспитание ребенка доставляет родителям большую радость. Дом и счастье ребенка являются для них важными ценностями. Уровень знания о нормах развития ребенка высокий. 4. Невротические паттерны родительского отношения (Пр). Наличие высоких баллов по этой шкале говорит о существовании у испытуемого невротических паттернов родительского отношения. Это проявляется или в том, что родитель воспринимает ребенка плохим и неприспособленным. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду и обиду. Он не доверяет ребенку и Не уважает его. Это может проявляться и в том, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка. Или, наоборот, он требует от ребенка безоговорочного послушания, старается во всем навязать свою Точку зрения. Или в том, что родитель старается как можно мень-1116 вникать в дела ребенка, оправдывая это «приучением ребенка * самостоятельной жизни».
5. Отношение к партнеру по браку «хорошего семьянина» (Ос). Высокий показатель по этой шкале соответствует отношению к партнеру по браку «хорошего семьянина». Такому человеку общество супруга доставляет удовольствие. Человек гордится, что такой человек, как его супруг, рядом с ним. Жизнь без семьи для него непривлекательна. Он, принимая решение, всегда советуется с супругом(ой), может признать его (ее) правоту во время ссоры. 6. Невротические паттерны супружеского отношения (Пс). Наличие баллов по этой шкале говорит о существовании у испытуемого невротических паттернов супружеского отношения. Это проявляется или в том, что семья испытуемым рассматривается как конец «хорошей» жизни, так как в ней притупляются творческие возможности человека, теряется взаимопонимание и любовь, в конце концов нет ни одного светлого момента. Или в том, что он ощущает, что жизнь в семье не зависит от его воли. Его чрезвычайно расстраивает, когда он не может выполнить просьбу своего партнера. Или, наоборот, в том, что он считает, что его супруг(а) часто делает глупости и нуждается в постоянном присмотре, как ребенок. Шкальные значения подсчитываются по 6 шкалам с помощью «ключей» (см. с. 277). Интерпретация проводится путем анализа профиля 6 показателей, которые совместно дают целостную картину ролевых паттернов отношения к Другому испытуемого.
|