Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие речи и мышления учащихся в период обучения грамоте. Грамматико-орфографическая пропедевтика на уроках обучения грамоте.С точки зрения учителя, работа над речью означает применение таких методов и приёмов, которые помогали бы учащимся активно овладевать указанными сторонами языка, - это работа по обогащению, упорядочению и активизации речи. Работа по развитию речи относится не только к грамматике и правописанию, но и ко всем разделам программы по языку - к чтению, обучению грамоте. Вот почему целесообразно выделение особых уроков развития речи. Таким образом, занятия по развитию речи - это многосторонняя работа по языку, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения и связную речь. В целом развитие речи - это и есть работа над речевой культурой учащихся. Всё обучение речи можно представить в виде двух взаимосвязанных направлениях: 1)совершенствование собственной речевой деятельности (говорения, письма, слушания, чтения); 2)формирование отдельных речевых умений, создающих базу для обогащения речевой деятельности. Развитие речи в период обучения грамоте осуществляется по трем направлениям: словарная работа (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста). Учебная деятельность детей требует усвоения десятков новых слов. Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также по картинкам в азбуке. Работа над речью учащихся связывается с содержанием текстов и иллюстраций азбуки. В связи с основной темой страницы азбуки привлекается материал экскурсий, наблюдений, предметных занятий. Словарь букварных текстов, включая столбики слов, очень богат: он охватывает разные области жизни детей и взрослых, природные явления, растительный и животный мир. В период подготовки к обучению грамоте школьники практически начинают усваивать довольно значительный материал по грамматике. На основе устных упражнений у первоклассников формируются речевые умения, накапливаются языковые наблюдения и практические обобщения, подготавливающие их к усвоению грамматических тем на более поздних ступенях обучения: во втором полугодии, в последующих классах. Естественно, что в этот период, как и во время обучения грамоте, пропедевтическая работа не может быть задачей целых уроков. Она лишь сопутствует основному содержанию этого периода обучения. Учащиеся практически знакомятся со словоизменением и словообразованием. Специальные упражнения, направленные на расширение и накопление " гнезд родственных слов", создают практическую основу для последующего усвоения состава слова, правил правописания безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. В период подготовки к обучению грамоте учащиеся знакомятся с ударением: учатся способу произношения слов с подчеркнутым выделением ударного гласного, овладевают умением постановки знака ударения в схемах проанализированных ими слов. Указанные направления пропедевтической работы обеспечивают перспективность обучения.
Данная страница нарушает авторские права? |