Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Работа над изобразительно-выразительными средствами на уроках русского языка и литературного чтения.Работу над изобразительно-выразительными средствами художественной речи можно планировать, накладывая их изучение на основные разделы любой программы по русскому языку. Работа над изобразительно-выразительными средствами помогает школьнику понимать самые разные явления художественной литературы, с которыми он встречается на уроках, на факультативных занятиях, а также на занятиях элективного курса. Художественно-изобразительные средства используются в литературном произведении для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, персонажа, происходящих событий. Изобразительно-выразительные средства языка — приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка в начальной школе. Работа с синонимами — наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, о действиях, о признаках имеют множество вариантов, оттенков. Конечно, не все синонимы должны и могут быть усвоены учащимися начальных классов. Синонимы могут различаться, во-первых, оттенками лексического значения, во-вторых, эмоционально-экспрессивной окраской, в-третьих, стилистической принадлежностью, наконец, степенью употребительности и сочетаемостью с другими словами. В начальных классах практическая работа с синонимами, наблюдения над ними формируют у учащихся понятие о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов: а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами; б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления; в) специальные упражнения с синонимами; г) активизация синонимов, т. е. использование в связной речи; д) исправление речевых ошибок типа неудачно употребленных слов: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте. Во II и III классах целесообразно вводить группы из трех синонимов и более: смелый, храбрый, отважный воин; сильный, мощный, могучий богатырь; ложь, неправда, вранье; оберегать, беречь, охранять и т. п. Работа над антонимами. Они используются в речи для контраста, для построения антитезы. Контрастные картины, поставленные рядом, воспринимаются ярче. Резкий переход от света к тени, от веселья к печали затрагивает чувства читателя. Не случайно так много пословиц построено на антонимах. Работа с антонимами как и синонимами, начинается с обнаружения их в текстах, но затем вводятся и специальные упражнения. Эпитеты и образные сравнения. Особую роль среди изобразительно-выразительных средств играют эпитеты. В «Русском языке» понятие эпитета вводится только со 2 класса. В последующем работа над эпитетами будет вестись и в 3 – 4 классах. Так же как и над эпитетами во 2 классе начинается работа над образными сравнениями. Определения сравнения не дается. Знакомство с фразеологией происходит также в процессе внеклассной работы учащихся, в различных викторинах, играх. В собственной речи младшие школьники используют сравнительно мало фразеологизмов, это в основном поговорки и пословицы, «крылатые слова» — литературные цитаты. Необходимо уделять серьезное внимание использованию фразеологических единиц в пересказах прочитанных текстов, в собственной речи. Оценивая пересказ или рассказ, учитель отмечает удачно использованные фразеологические единицы. Знакомство с многозначностью слова происходит в I классе на основе пословиц, крылатых выражений. Но, кроме того, проводятся специальные упражнения. Данная страница нарушает авторские права? |