Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы статистического исследования, статистическая методология
Всякое статистическое исследование состоит из трех этапов (стадий): 1. массовое научно организованное наблюдение, с помощью которого получают первичную информацию об отдельных единицах изучаемого явления; 2. сводка и группировка данных наблюдения, представляющие собой расчленение всей массы случаев (единиц) на однородные группы, подсчет частных и общих итогов и оформление полученных результатов в виде статистической таблицы; 3. расчет обобщающих статистических показателей и их интерпретация (статистическая оценка полученных результатов, сочетающаяся с анализом). На различных стадиях статистического исследования применяются специальные приемы и методы сбора и обработки информации. Совокупность общих правил (принципов) и специальных приемов и методов статистического исследования представляет собой статистическую методологию. Общие правила статистического исследования исходят из положений социально-экономической теории и принципов диалектического метода познания, которые составляют теоретическую базу статистики. Методы, образующие статистическую методологию: · метод массовых наблюдений; · метод статистических группировок; · методы анализа с помощью обобщающих показателей; · метод анализа рядов динамики; · индексный метод. В процессе исследования своего предмета статистика использует и другие научные методы, в частности балансовый, а также широко применяет аппарат математической статистики - анализ вариационных рядов, корреляционный и регрессионный анализ. При изучении статистической информации широкое применение имеют табличный и графический методы. Познавательное значение статистики заключается в том, что: ü статистика дает цифровое и содержательное освещение изучаемых явлений и процессов, служит самым надежным способом оценки действительности; ü статистика придает доказательную силу экономическим выводам, позволяет проверить различные утверждения, отдельные теоретические положения; ü статистика обладает способностью раскрывать взаимосвязи между явлениями, показывать их конкретную форму и силу; ü статистика первая обнаруживает новые явления, процессы и закономерности, дает их количественную и качественную характеристику. В ходе исторического развития статистической науки в её" составе обособился ряд самостоятельных статистических дисциплин. Это объясняется наличием конкретного предмета исследования и особой системы статистических показателей для его характеристики. Таким образом, в статистической науке выделяются следующие части: общая теория статистики, экономическая статистика и её отрасли, социальная статистика и её отрасли. Теория статистики является методологической основой всех отраслевых статистик.
3. Организация статистики и её задачи Статистическая служба в РФ представлена системой органов государственной и ведомственной статистики. Главным учётно-статистическим центром является Федеральная служба государственной статистики (Росстат), которая представляет официальную статистическую информацию руководству страны, общественным и международным организациям, разрабатывает научно обоснованную статистическую методологию, координирует статистическую деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти, занимается анализом экономико-статистической информации, составлением национальных счетов и балансовых расчетов. Система органов государственной статистики образована в соответствии с административно-территориальным делением страны. В республиках, входящих в РФ, имеются республиканские комитеты; в автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге действуют государственные комитеты по статистике; в районах (городах) - управления (отделы) государственной статистики. Наряду с общегосударственной существует ведомственная статистика, ведущаяся на предприятиях, в объединениях, ведомствах, министерствах. Её значение с развитием рыночной экономики значительно возросло, поскольку полная ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности требует более глубокого анализа экономических процессов, происходящих на предприятии. В период становления рыночных отношений в стране важнейшей задачей стало реформирование методологических и организационных основ государственной статистики. Выполняя утвержденную в начале 90-х годов Правительством России «Государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики» Госкомстат РФ осуществил ряд крупномасштабных мероприятий, положивших начало глубокому реформированию российской статистики. Среди них: ü создание системы национальных счетов (СНС); ü запуск Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО), который позволит обеспечить полноту и достоверность учёта хозяйствующих субъектов и их характеристику и станет основой статистического наблюдения в России. Для учета происходящих изменений законодательно установлена процедура сверки идентификационных данных ЕГРПО и Государственного регистра налогоплательщиков (ГРН); (Подробнее см. учебник Ефимовой М.Р. и др. «Общая теория статистики». - М.: ИНФРА - М, 1998. - с. 21-22) ü создание Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. За последнее время были реализованы две долгосрочные федеральные целевые программы реформирования государственной статистики: · Государственная программа перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (1992-1996гг.), утвержденная постановлением Верховного совета РФ от 23 октября 1992г. № 3708-1; · Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 гг.», утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996г. № 1410. В результате реализации этих программ сформирована практически новая статистика, в целом адекватная социально-экономическому состоянию общества, находящегося на переходном к рыночным отношениям этапе, и соответствующая основным принципам официальной статистики, одобренным Статистической комиссией ООН. Вместе с тем на современном этапе государственная статистика развивается в условиях осуществления в стране больших социально-экономических перемен, административной реформы, реформирования бюджетного процесса, перехода на международные стандарты финансовой отчетности, что требует принципиально новых подходов к деятельности государственной статистики, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменения жизни страны системы информационно-статистического обеспечения. В связи с этим, задачами статистики на ближайшую перспективу являются следующие направления: 1) осуществление дальнейших преобразований российской государственной статистики в рамках Федеральной целевой программы «Развитие государственной статистики Российской Федерации на 2007-2011 гг.»; 2) совершенствование системы макроэкономической статистики на основе информационных технологий и в структурирование выходных данных СНС; 3) создать единое статистическое информационное пространство федеральных органов государственной власти (финансовой, налоговой, таможенной служб, службы занятости, Пенсионного фонда, социальной защиты населения и др.) и координировать их статистическую деятельность; 4) развитие и совершенствование направлений статистики, отражающих приоритеты социально-экономического развития страны; 5) развернуть систему мониторингов (специально организованных систематических наблюдений), которые позволят непрерывно следить за состоянием определенного объекта, регистрировать его важнейшие характеристики, оценивать их, оперативно выявлять результаты воздействия на объект различных процессов и факторов, разрабатывать предложения по развитию объекта в нужном направлении и делать заключения об эффективности мер по управлению объектом; 6) интеграция и гармонизация статистических информационных ресурсов, разрабатываемых федеральными органами государственной власти, в масштабах страны; 7) развивать новые направления статистики: статистика инноваций, статистика деятельности в области транспортной логистики, статистика «информационного общества»; 8) модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации органов государственной статистики на основе применения информационно-телекоммуникационных технологий (компьютеризация статистики); 9) повышать доверие к отечественной статистике и статистическую грамотность пользователей информации. Получаемые Федеральной службой государственной статистики данные представляются органам федеральной власти, а также публикуются для широкого использования. Статистические ежегодные издания:
Периодические статистические издания:
С важнейшими социально-экономическими показателями Российской Федерации можно ознакомиться через сеть INTERNET на сайте Федеральной службы государственной статистики - https://www.gks.ru. Организация международной статистики осуществляется статистическими службами ООН, Европейского союза (ЕС), Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка (ВБ) и других организаций. Эти службы разрабатывают стандарты, обеспечивающие сравнение статистических показателей разных стран; публикуют статистические данные по странам и миру в целом.
|