Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сводка и группировка статистической информации
Статистическая сводка - это приведение собранной информации к виду, удобному для проведения анализа. Сводка данных, полученных в результате статистического наблюдения, состоит в систематизации, обработке и получении общих и групповых итогов, а также расчете производных показателей. По способу организации различают централизованную и децентрализованную сводку. При централизованной сводке все данные сосредоточиваются в одном центре, где они обрабатываются. При децентрализованной сводке первичные статистические материалы разрабатываются на уровне административных районов, итоги сводятся на уровне субъектов РФ, а затем на уровне государства в целом. На практике имеет место сочетание централизованной и децентрализованной сводки. При сводке статистического материала используется метод группировок. Статистическая группировка - это расчленение изучаемого явления на однородные группы по существенным варьирующим признакам. В зависимости решаемых задач статистические группировки подразделяются на: типологические - позволяющие выявить социально-экономические типы общественных явлений (например, группировка отраслей экономики на отрасли производящие товары, и отрасли, оказывающие услуги; группировка хозяйствующих субъектов по формам собственности); структурные - позволяющие изучить структуру общественных явлений (группировка домашних хозяйств по размеру среднедушевого дохода; рабочих - по размеру оплаты труда; предприятий - по числу работающих). Аналитические - с помощью которых изучается зависимость между явлениями (зависимость производительности труда или уровня заработной платы от стажа работы рабочего или его квалификации). Первым шагом в построении группировки является определение группировочного признака. Группировочными называется варьирующие признаки, на основе которых получена группировка. По форме выражения группировочные признаки могут быть качественными (атрибутивными), т.е. не имеющими количественного значения (например профессия, образование, форма собственности) и количественными, т.е принимающими различные цифровые характеристики у отдельных единиц совокупности (число работающих, стаж работы, величина среднедушевого дохода). При этом количественные признаки могут быть дискретными (прерывными) (число детей в семье, число человек в домохозяйстве) и непрерывными, т.е принимающими как целые, так и дробные значения (сумма издержек обращения, объем товарооборота). Атрибутивные признаки по характеру колеблемости могут быть альтернативными, т.е. принимающими одно из двух противоположных значений (студенты успевающие и неуспевающие). При изучении взаимосвязей общественных явлений признаки подразделяют на факторные, воздействующие на другие признаки и результативные, испытывающие на себе влияние других признаков. При построении группировок на основе варьирующих количественных признаков необходимо определить количество групп и интервалы группировки. Интервал - это значение варьирующего признака, лежащее в определенных границах. Каждый интервал имеет свою величину, верхнюю и нижнюю границу или хотя бы одну из них. Количество групп во многом зависит от того, какой признак служит основанием группировки. Так, атрибутивные группировочные признаки нередко предопределяют число групп (группировки работников по образованию и др.). То же относится и к дискретным признакам (при группировке семей по числу их членов и др.), изменяющимся в незначительном диапазоне. Число групп и интервалы устанавливаются при значительной колеблемости дискретного признака (число работников) и при непрерывно изменяющемся количественном признаке (уровень средней заработной платы, стоимость основных фондов и т. д.). Число групп тесно связано с объемом совокупности. Здесь нет строго научных приемов. Всякий раз эта задача решается с учетом конкретных обстоятельств. Однако нужно стремиться к такому числу групп, которые позволяют боле равномерно распределить единицы совокупности по группам и достичь при этом их представительности, качественной однородности. Оптимальная наполняемость интервалов - это важнейший критерий правильности группировки. При равенстве интервалов для ориентировочного определения числа групп существует формула, предложенная американским ученым Стерджессом, с помощью которой можно наметить число групп (n) при известной численности совокупности (N): n= 1+3, 322 lgN (1) Зная размах колеблемости значений изучаемого признака во всей совокупности и намечаемое число групп, величина равного интервала (i) определяется по формуле: (2) Особым видом группировок являются классификации, получившие широкое распространение в статистике. Классификация представляет собой устойчивую номенклатуру классов и групп, образованных на основе сходства и различий единиц наблюдаемого объекта. Классификации имеют фундаментальное значение, они выступают в роли своеобразного статистического стандарта. Примеры классификаций: классификация основных фондов, издержек производства, производимой продукции, работающих по статусу в занятости и другие. Значение статистических группировок: 1) они раскрывают объективное положение вещей и выявляют самые существенные черты и свойства изучаемых явлений; 2) позволяют получать информацию о размерности отдельных групп, соотношении их в общей совокупности; 3) позволяют выявить связи между изучаемыми показателями, характеризующими выделенные части, и признаками, положенными в основу группировки. Порядок включения единиц совокупности в границы интервала такой, при котором единицы совокупности в нижние интервалы включаются, а в верхние – не включаются и переносятся в следующий интервал. Исключение – последний интервал, верхняя граница которого включает последнее число. Полученная аналитическая группировка позволяет проследить зависимость между Если в результате первоначальной группировки нечетко проявился характер распределения изучаемой совокупности, прибегают ко вторичной группировке. Вторичная группировка - это образование новых групп на основании ранее проведенной группировки. Существуют два способа перегруппировки: 1. объединение первоначальных интервалов (путем их укрупнения); 2. долевая перегруппировка (на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности). Пример Известны следующие данные: Группировка предприятий по себестоимости 1 изделия:
Построить вторичную группировку, образовав две группы (прибыльные и убыточные предприятия) если известно, что цена реализации одного изделия составила 50 руб. Пример Известны следующие данные о распределении предприятий малого бизнеса по объему реализованной продукции:
Произвести вторичную, группировку предприятий по объему реализованной продукции, образовав следующие группы: 1-5, 5-10, 10-15, 15-20, 20-25.
|