Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Целостность педагогического процесса
С целью научного анализа и характеристики педагогического процесса мы говорим об этом процессе вообще самом деле педагог имеет дело с процессом обучения, многими воспитательными процессами (нравственное воспитание я, трудового, экологического и др.), процессами развития индивидуальных особенностей учащихся (способностей, склонностей, интересов и т.д.) Например, развитие познавательных, трудовых, эвристических, изобретательских и других способностей школьников, который уже много лет на специализированных уроках творчества и во внеклассной работе успешно осуществляет известный педагог-новатор из подмосковного Реутова И П Волклков. Педагогический процесс не механическим соединением этих процессов, а новым качественным образованием, в котором все составляющие процессы подчиняются единой цели Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается в наличии общего и сохранении специфического Специфика процессов обусловлена?? их доминирующими функциями Процесс обучения преимущественно влияет на интеллектуальную сферу личности, непосредственно формирует Ее сознание Поэтому он вносит особый вклад в учеб реальными функцию Процесс воспитания обращен прежде всего к отношений, действий и эмоций личности Он преимущественно влияет на мотивационную и деятельностной поведенческую сферу В связи с этим его доминирующей функции семьей является функциякція воспитательная Каждый из процессов в целостном педагогическом процессе выполняет и сопутствующие функции Так, процесс обучения осуществляет не только учебную, но и воспитательную и развивающую функции; процесс воспитания - учебную и развиваться реальными Специально построенные процессы развития способностей, наклонностей учеников существенно влияют на расширение и углубление их знаний, умений, навыков, формирования отношений к соответствующим видам деятельности, п овединку есть выполняют соответствующую учебную и воспитательную функции Этот характер взаимосвязей отражается на цели, задачах, содержании, формах и методах органично неотделимых процессов Так, например, у содержании обучения преобладает формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, которые впоследствии значительное влияние на развитие мышления, формирование научного мировоззрения в содержании воспитания я преобладает формирование ценностных ориентаций, опыта отношений к окружающей действительности и самого себя, мотивов, способов и правил социально значимой поведения и деятельности время содержание воспитания раз Вива у учащихся представление, способствует формированию знаний и умений, стимулирует интерес к учебе, их активность в учении учінні. Методы (пути) обучения и воспитания отличаются акцентом: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не исключаю-или их использует способы, которые оп плывущие на мотивационную и деятельно-поведенческую сферу время методы обучения и воспитания взаимосвязаны Невозможно формировать любую качество личности, не обучая учеников овладевать нормами обще ной поведения, не стимулируя их ученияня. Итак, все составляющие педагогического процесса благодаря взаимосвязям создают новое качественное образование, для которого характерна целостность Именно целостность педагогического процесса обеспечивает условия для реализации г главной цели образования - полноценного всестороннего и гармоничного развития личностиі.
|