![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Движущая сила учебного процесса
Всем явлениям и процессам присущи определенные диалектические противоречия Они являются источником их развития, своеобразным внутренним двигателем Поскольку обучение многогранный и многоаспектной процесс, то понимание су уперечностей, познания внутренних движущих сил познания особенно актуальной задачаям. В наиболее общем смысле движущая сила процесса обучения - это результат противоречий между познавательными задачами с одной стороны и наличным уровнем знаний, умений и навыков - с другой (рис 24) Рис 24 Движущая сила процесса обучения Процесс обучения характеризуется наличием многих противоречий - внешних и внутренних, объективных и субъективных, существенных и несущественных всего внимания требуют внутренние противоречия Они сбы уджують внутренние психические силы, которые являются двигателем учебной деятельности человекни. Движущая сила - это определенное психологическое ощущение трудности в решении поставленных учебных задач Она проявляется в повышении умственной активности личности (возникают оперантного вопрос: почему? Как?) И сооружений онуканни к конкретным действиям: овладение необходимым объемом знаний, умений и навыков для решения поставленной задачи Таким образом, в результате действия механизма движущей силы создаются оптимальные условия д ля интеллектуального развития личности, овладение методами познавательной деятельности, формирование познавательных мотивов учения, а следовательно, и обеспечение прочности усвоения знаниянь. Действие движущей силы - это обязательный фактор процесса познания Но надо иметь в виду, что механизм действия движущей силы часто бывает незаметным, носит латентный характер и не всегда осознается учениками То м учитель на начальном этапе проработки с учениками определенной учебной темы должно создавать соответствующие ситуации, которые способствовали бы введению в действие механизма движущей силы Приведем несколько примередів. Пример 1 На уроке украинского языка прорабатывается тема: \" Правописание падежных окончаний существительных 2-й отмены в родительном падеже\" Учитель предлагает ученикам ряд слов поставить в родительном падеже: стол, песок Житомир, ноябрь, мороз, смех, Роман, футбол, журнал, радиус, роман, Донбасс, Буг, ноябрь (опадение листьев), спорт, магазин, обязанность, миллион, орден и поорден і под. Проверив выполненное задание, учитель отмечает, что в написании предлагаемых слов были допущены многочисленные ошибки У учащихся возникают вопросы: в каких словах допущены ошибки, которые они Таким образом включ ся механизм действия движущей силы учебного процесссу. Пример 2 Урок физики на тему: \" Условия плавания тел\" Начался урок из легенды: \" В древнем императорском Китае жил-был крупный военачальник и поэт Цао Цао Придворные подарили ему слона в знак благодарности за а его военные заслуги Принял он этот дар и задумался: \" Как определить вес такого крупного животного? \" ких великих ваг, які є нині.) Собрал вельможа мудрецов и поставил задачу решить этот вопрос Ответ должна быть готовой следующее утро Мудрецы, решив, что такая задача для них слишком проста, не задумываясь, предложили: ро оздилиты слона на мелкие куски и каждый из них взвесить отдельно Цао Цао, разочарован неразумной ответом мудрецов, прогнал й їх. В это время в комнату вошел двенадцатилетний мальчик Чао Чун, слуга господина, неся на подносе фрукты Служка слышал предыдущий разговор и попросил разрешения ответить за мудрецов Пан и мудрецы с удивлением по очулы простую, но правильный ответь". После короткой паузы учитель обращается к классу с вопросом: \" Какой был ответ мальчика? \" ходилось Учитель предложил ученикам самостоятельно проработать учебный материал учебника, а потом с его помощью найти правильный ответну відповідь. Организуя учебный процесс, нужно исходить из требований тех функций, которые должны реализовываться при этом Ведущие функции обучения: образовательная, развивающая и воспитательная Указанные функции реализуются не е идокремлено, а в тесном взаимодействии (рис 25) Лицасобис Рис 25 Структура функций учебного процесса мость в процессе обучения, познания окружающей действительности овладевает определенным объемом знаний, умений и навыков, что способствует повышению образованности Включение человека в учебный процесс, интенсификация ее раз приведет деятельности важная предпосылка интеллектуального, психического и социального развития личностиі. Процесс обучения - большая школа всестороннего гармоничного воспитания ученика Он осуществляется как непосредственно через организацию учебного процесса, так и через содержание учебного материала
|