Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы усвоения знаний
Внутренний (психологический) процесс усвоения информации включает ряд этапов, к которым относят: восприятие - осмысление и понимание - обобщение - закрепление - применение на практике (Фицула М, 2 2000, с 888). Восприятие - предполагает отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира и их взаимосвязей Они могут быть предложены в естественной для себя форме, в вербальном изложении, с помощью и иллюстрирования т.д. и соответственно предусматривать участие различных органов восприятия со стороны обучающегося, - слуховых, зрительных и т.д. рецепторев. Обязанностью учителя является постоянное здийснювання выбора и оценка информации, которую он предлагает детям (лишать ее лишних деталей, подчеркивать главное, следовать логике содержания и т.д.), а также психологии ичной правильно подбирать форму ее презентации Общеизвестно, что в работе с младшими школьниками целесообразно широко применять образность (предметы, иллюстрации, рисунки и т.д.) Между тем для учащихся старших классов целесообразной представляется вербальная презентация информации (Ващенко Г - 2, 1997, с 96-97—97). Процесс восприятия на этом этапе можно считать успешным, если учитель применять хорошо продуманные схемы - то, что в педагогике последних лет называют \" опорными сигналами\" В любом случае особое значение в восприятии информации имеет первое впечатление, первое отражение новых образов и понятий в сознании человека Итак, этому моменту учитель должен уделять должное вниманиеалежну увагу. Осмысление и понимание - предполагает осознание смысла восприятия информации и раскрытия существенных признаков предметов, явлений и связей между ними Он воплощает преобразования конкретных образов в понятия - процесс абстрагирования Как н на этапе восприятия, так и на уровне осмысления и понимания катализатором выступают эмоции Именно поэтому эмоциональность должна сопровождать весь процесс познанияння. Обобщение - это этап, на котором решающую роль играет синтез, когда только что сформированные первичные понятия \" объединяются\" в понятие высшего уровня Это можно проследить на процессе вербализованной познания, например, ч чтения книги: \" по-понятия-словосочетание\" объединяются в \" понятия-предложение\", а эти, в свою очередь, - в \" понятия-абзацы\", \" понятие-абзацы\" - в \" понятия-разделы\" текста верит содержание всей книгисту. І так усе вище, поки людина не сприйме зміст усієї книжки. В таком рецептивном процессе большую роль играет умственное опыт человека, а значит и способность ее усиливать свое восприятие теми знаниями, которые приобретены ранее Закрепление в памяти - когда полученная извне информация становится собственным достоянием человека Успех этого этапа зависит от ряда факторов: от способности памяти, личной заинтересованности ученика в информации, от эмоционального кон нтексту, в котором происходит процесс, от авторитетности источника (книга, учитель), из которого она происходит тощо. Применение знаний, умений и навыков Человек обладает счастливым даром защищаться от информации и забывать все, что для нее не является значимым Поэтому он воспринимает ее сначала лишь оперативной памятью, а затем переносит постепенно в память длинная готривалу На этом пути знания сочетаются с деятельностью и, как говорилось выше, обеспечивают формирование умений, а умение со временем могут трансформироваться в навыки Но все это зависит исключительно от того, н аскилькы информация соответствует потребностям человека прочными являются те знания, которые находят применение в деятельности А в зависимости от частоты такого использования информации, ее усвоение может вести к навичо к Очевидно, что на этом этапе происходит полное слияние новой информации с ранее приобретенным информативным опытовсвідом. Что касается мотивации и воли самого ребенка, то лучше действует здесь мотивация внутренняя, идущий от понимания собственных нужд и целей Всякое принуждение и подгонка ребенка с помощью оценок часто наносы ить помеху.
|