Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ состава и динамики потоков прямых иностранных инвестиций по группам стран
На основе данных, приведенных в таблице 6.1, выявим крупнейшие экономики мира по объемам и темпам роста входящих потоков прямых иностранных инвестиций по группам стран: Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), «Большой двадцатке» G-20, Европейскому Союзу, странам БРИКС. Таблица 6.1 – Входящие потоки прямых иностранных инвестиций Млн. долл. США
Продолжение таблицы 6.1
По данным таблицы 6.1 можно сделать вывод, что входящие потоки прямых иностранных инвестиций по ОЭСР в 2011 г. снизились на 503275 млн. долл. США по сравнению с 2007 г., по «Большая двадцатка» G-20 – на 195054 млн. долл. США, по Европейскому Союзу – на 346183 млн. долл. США, а вот по «БРИКС» увеличились на 109705 млн. долл. США. На основе данных, приведенных в таблице 6.2, выявим крупнейшие экономики мира по объемам и темпам роста исходящих потоков прямых иностранных инвестиций по группам стран: Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), «Большой двадцатке» G-20, Европейскому Союзу, странам БРИКС.
Таблица 6.2 – Исходящие потоки прямых иностранных инвестиций Млн. долл. США
Продолжение таблицы 6.2
По данным таблицы 6.2 можно сделать вывод, что исходящие потоки прямых иностранных инвестиций по ОЭСР в 2011 г. снизились на 654248 млн. долл. США по сравнению с 2007 г., по «Большая двадцатка» G-20 – на 412034 млн. долл. США, по Европейскому Союзу – на 610190 млн. долл. США, а вот по «БРИКС» увеличились на 34417 млн. долл. США. Потоки прямых иностранных инвестиций в странах БРИКС в 2011 г. по сравнению с 1994 г. значительно возросли. Однако в 2009 г. прослеживается резкое снижение, что связано с финансовым кризисом 2008-2009 гг. На основе данных таблицы 6.3, выявим крупнейшие экономики мира по соотношению входящих потоков прямых иностранных инвестиций к объемам ВВП и абсолютному изменению по группам стран: Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), «Большой двадцатке» G-20, Европейскому Союзу, странам БРИКС.
Таблица 6.3 – Входящие потоки прямых иностранных инвестиций, в % к ВВП
Таким образом, входящие потоки прямых иностранных инвестиций к объемам ВВП сокращаются в 2011 г. по отношению к 2007 г. На основе данных таблицы 6.4, выявим крупнейшие экономики мира по соотношению исходящих потоков прямых иностранных инвестиций к объемам ВВП и абсолютному изменению по группам стран. Итак, сокращение исходящих потоков прямых иностранных инвестиций значительно превышает сокращение входящих потоков прямых иностранных инвестиций. Таблица 6.4 – Исходящие потоки прямых инвестиций, в % к ВВП
Таким образом, исходящие потоки прямых иностранных инвестиций к объемам ВВП сокращаются в 2011 г. по отношению к 2007 г. 7. Сравнительная оценка бизнес-климата в соответствии с рейтингом экономик стран СНГ по легкости ведения бизнеса (Doing Business) Каждой стране присваивается соответствующая позиция в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса. Чем выше позиция страны в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия. Позиция каждой страны по рейтингу благоприятности условий для ведения бизнеса определяется посредством упорядочивания совокупной оценки, полученной той или иной страной по показателю удаленности от передового рубежа по десяти направлениям. Каждое из направлений состоит из нескольких показателей, имеющих равное значение для индикатора. Рейтинг для всех стран составлен по состоянию на июнь 2014 г. в таблице 7.1 Приложения 7. Процветающий частный сектор, новые предприятия которого выходят на рынок, создают рабочие места и разрабатывают инновационные продукты, способствует развитию более преуспевающего общества. Правительства играют ключевую роль в поддержании динамичной экосистемы для деятельности предприятий. Они вводят нормативные правила, направленные на установление и уточнение прав собственности, снижение затрат на урегулирование споров и повышение предсказуемости экономического взаимодействия. Без эффективных правил, выполнение которых обеспечивается на равной основе, предпринимателям сложнее создавать и развивать малые и средние предприятия, являющиеся двигателями роста и создания новых рабочих мест в большинстве стран мира. Страны во всех регионах мира и всех уровней дохода сделали важные шаги на пути улучшения качества правил, лежащих в основе деятельности частного сектора. Результаты еще больше воодушевляют, так как темпы реформ в области регулирования предпринимательской деятельности в странах с низким уровнем дохода в два раза выше, чем в странах с высоким уровнем дохода. Эти результаты содействуют достижению двойной цели Группы Всемирного банка по искоренению крайней бедности и повышению общего процветания. Исследование «Ведение бизнеса» содействует направлению усилий директивных органов на снижение стоимости и сложности государственных процедур и повышение качества институтов. Такие реформы необходимы, в первую очередь, для поддержки наименее защищенных категорий населения. Чем больше создается предприятий формального сектора, тем больше предприниматели имеют возможностей развития бизнеса и создания рабочих мест, тем вероятнее, что работники получат доступ к таким преимуществам норм регулирования как, например, социальная защита и нормы безопасности на рабочем месте. Проанализируем таблицу 7.1 Приложения 7 по всем показателям: - по рейтингу легкости ведения бизнеса наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Таджикистан – 166 позиция среди 189 рассматриваемых стран. Наименьший показатель принадлежит Грузии – 15 позиция; - по регистрации предприятий наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Таджикистан – 106 позиция. Наименьший показатель также принадлежит Грузии – 5 позиция; - по получению разрешений на строительство наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Молдова, наименьший показатель принадлежит Грузии; - по подключению к системе электроснабжения наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Таджикистан, наименьший показатель принадлежит Грузии; - по регистрации собственности наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Узбекистан, наименьший показатель принадлежит Грузии; - по кредитованию наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Таджикистан, наименьший показатель принадлежит Грузии; - по защите инвесторов наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Украина, наименьший показатель принадлежит Казахстану; - по налогообложению наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Таджикистан, наименьший показатель принадлежит Казахстану; - по международной торговле наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Узбекистан, наименьший показатель принадлежит Грузии; - по обеспечению исполнения контрактов наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Армения, наименьший показатель принадлежит Беларусь; - по разрешению неплатежеспособности наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Кыргызстан, наименьший показатель принадлежит Молдове. Итак, наибольший рентинг в Российской Федерации по показателю: получение разрешений на строительство, наименьший по показателю: регистрация собственности. Таким образом, наивысший рейтинг в рамках исследования «Ведение бизнеса» в отношении благоприятности условий для предпринимательской деятельности присваивается не тем странам, где отсутствует регулирование, а странам, правительствам которых удалось создать систему регулирования, способствующую установлению рыночных отношений и защите важных государственных интересов, однако не создающую при этом неоправданных препятствий для развития частного сектора, то есть систему регулирования с крепкими институтами и низкой стоимостью процедур. Во всех этих странах развиты как частный сектор, так и эффективная система регулирования. Это позволило обеспечить разумный баланс между мерами защиты и необходимостью иметь динамичный частный сектор, который беспрепятственно осуществляет свою деятельность без обременительного регулирования.
8. Сравнительная оценка бизнес-климата в соответствии с рейтингом легкости ведения бизнеса в российских регионах («Ведение бизнеса в России - 2012», субнациональный доклад) В настоящем докладе представлены обновленные данные по сравнению с 2008 г. и отслеживается прогресс в реализации реформ в области бизнеса по трем фигурировавшим ранее темам: «регистрация предприятий», «получение разрешений на строительство» и «регистрация собственности». В качестве четвертого рассматривается новый показатель -«подключение к системе электроснабжения» - и сфера анализа расширяется на 20 дополнительных городов. В таблице 8.1. представлены обобщенные результаты исследования. С глобальной точки зрения, в соответствии с данными доклада «Ведение бизнеса - 2012: ведение бизнеса в более прозрачном мире», Россия, представленная Москвой, занимает 120-е место из 183 стран по легкости ведения бизнеса, определяемой 10 показателями. Несмотря на хорошие результаты страны по некоторым показателям, в частности, по обеспечению исполнения контрактов и регистрации собственности, она отстает по другим показателям. За последние 7 лет 163 страны сделали регулирование более благоприятным для бизнеса. Сравнение результатов России за период с 2005 по 2011 г. по каждому показателю отражает, насколько далеко она смогла продвинуться по направлению к наиболее эффективной глобальной практике и регулированию в каждой из сфер, рассматриваемых в исследовании «Ведение бизнеса». Темпы реформирования значительно варьируют в зависимости от рассматриваемых регионов. После 2005 г. были достигнуты значительные успехи в некоторых сферах, по которым Россия отставала, включая «получение разрешений на строительство». Осенью 2011 г. в Москве были приняты положения об упрощении работы с заявками о предоставлении разрешений на строительство в целях ликвидации почти половины требований на этапе до начала строительства. Были отменены четыре согласования - получение сертификата соответствия коммуникационных линий и электросетей в ГУП «Мосгоргеотрест» («Эскиз № 2»), его согласование в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, согласование транспортных маршрутов в ГУП «Мосгортранс» и строительного паспорта в ГУП «Мосгоргеотрест» - в результате задержки были сокращены на 31 день. Начиная с 2008 г. зафиксированы 27 положительных изменений, способствующих упрощению ведения бизнеса, снижению затрат и ускорению прохождения процедур по трем сферам. Что касается регистрации предприятий, то 7 из 10 рассматриваемых городов: Воронеж, Иркутск, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Томск дважды добились успехов в постепенной реализации федерального законодательства на местном уровне. В частности, по двум показателям - «получение разрешений на строительство» и «регистрация собственности» - улучшения отмечаются в каждом из 10 городов: Воронеж, Иркутск, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Томск, Казань, Москва, Тверь. В 2011 г. приняты федеральные нормативные акты, в которых оговаривается возможность регистрации в Фонде обязательного медицинского страхования через Пенсионный фонд. В результате в Воронеже, Иркутске, Ростове-на-Дону, Томске больше не требуется отдельное посещение Фонда обязательного медицинского страхования. Эти организационные меры особенно удачно применены в Санкт-Петербурге, где в «одном окне» осуществляется прием всех уведомлений о регистрации и передача их предпринимателям, что экономит предпринимателям 5 дней. Однако в других городах сокращение числа посещений не означает автоматической экономии времени для предпринимателей из-за длительных сроков доставки регистрационных уведомлений по почте. Именно по этой причине в ряде городов, таких как Новосибирск, предприниматели предпочитают самостоятельно пройти 11 процедур за 22 дня (это 10-е время среди городов России), чем ждать. Помимо обычного «физического одного окна», в некоторых городах возможна регистрация в режиме онлайн. Кроме того, с 2006 г. ряд банков не требует нотариально заверенных копий учредительных и регистрационных документов для открытия компанией банковского счета, и в большинстве городов для открытия счета визита к нотариусу большее не требуется. Начиная с 2008 г. произошли значительные изменения в регулировании процесса строительства в России. Принятие в 2004 г. Градостроительного кодекса Российской Федерации привело к положительным изменениям во всех российских городах. Если в 2008 г. в Москве оформление полного комплекта документов для получения разрешений на строительство занимало почти 2 года, то в настоящее время - 392 дня. Регистрация собственности начиная с 2008 г. так же была упрощена на всей территории России. Согласно принятому в 2008 г. закону, была создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая объединила функции регистрации права собственности и ведения земельного кадастра. Помимо этого, начиная с 2009 г. в Росреестр передаются кадастровые данные о зданиях. База данных, объединяющая данные кадастра и реестра прав на недвижимое имущество, будет способствовать развитию планирования и благоустройства территорий. Все это упрощает процедуры для предпринимателей, желающих зарегистрировать собственность, так как вся информация может быть получена в одном месте. В 30 рассматриваемых городах регистрация предприятий требует проведения в среднем 9 процедур, занимает 23 дня и обходится в 2, 3 % от дохода на душу населения. Проще всего зарегистрировать компанию в Санкт-Петербурге, сложнее - Сургуте. После завершения регистрации в «одном окне» предприниматели могут получить на руки все необходимые свидетельства о регистрации в фондах медицинского и социального страхования, пенсионном фонде и органах статистики, либо ждать их доставки по почте. В зависимости от наиболее типичного набора, количество процедур варьируется от 7 в Кирове, Мурманске, Перми, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Якутске и Ярославле до 12 во Владикавказе. Необходимое время варьируется от 16 дней в Калининграде до 33 в Екатеринбурге. Средняя стоимость регистрации нового предприятия в размере 2, 3 % дохода на душу населения ставит Россию в ряд из 30 стран с самой низкой стоимостью регистрации предприятия. Эта стоимость колеблется от 1, 7 % дохода на душу населения в Казани до 3 % в Хабаровске и Сургуте. Так как размер пошлины за регистрацию определяется федеральным законодательством, местные отклонения обусловлены различиями в размерах тарифов на услуги банков, нотариусов и изготовителей печатей. Для получения разрешения на строительство склада и подключение его к инфраструктурным сетям в Мурманске придется пройти 16 процедур, в Новосибирске - 20, а в Москве - 47. Такие расхождения связаны с различиями в регулировании, преимущественно на этапе подготовки к строительству: 6 процедур в Екатеринбурге, Мурманске, Сургуте и при этом 21 процедура в Москве и 18 - в Воронеже. Различия в сроках - от 5 месяцев в Сургуте до года или более в Москве, Твери и Воронеже - обусловлены сложностью регулирования выдачи разрешений на строительство в различных городах. Варьирование затрат связано с разной стоимостью подключения к коммунальным сетям и проведения топографических и геодезических исследований. Для подключения к системе электроснабжения российские предприниматели должны пройти от 6 до 10 процедур, которые занимают от 4 месяцев во Владикавказе и Саранске до 1 года в Екатеринбурге. Самый сложный этап - это согласование проекта. Он может включать несколько посещений регулирующих органов и занимать от 30 дней в Сургуте до 120 дней в Мурманске и Петрозаводске. При этом в Кемерово, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Ставрополе и Якутске коммунальные службы сами осуществляют проектирование подключения, согласование проекта и проведение работ по внешнему подключению. В других городах заказчики нанимают проектные и электромонтажные организации. Подключение склада к электросети в среднем обходится в 661, 5% от дохода на душу населения - это больше, чем в Бразилии (130 %), Турции (624 %) или Китае (641 %), но меньше, чем в Нигерии (1056 %) или Вьетнаме (1343 %). Стоимость подключения включает тарифы распределительных компаний, а также расходы на привлечение частных фирм для подготовки проекта и работ по подключению. В Омске стоимость подключения составляет 112 % от дохода на душу населения, тогда как дороже всего оно обходится в Самаре и Москве - соответственно 1153 % и 1852 % от дохода на душу населения (114 259 и 183 575 долл. США). Регистрация собственности в России является простым и недорогим процессом. Российские предприниматели проходят в среднем 4 процедуры в течение 35 дней и оплачивают сумму в размере 0, 23 % от стоимости имущества за передачу прав на недвижимость, что соответствует средним показателем для стран ОЭСР - 5 процедур и 31 день. В 18 из 30 исследованных городов требуются только 3 процедуры – по проверке прав собственности, проверке данных о покупателе и продавце и регистрации передачи права на недвижимость в Росреестре. В других городах проводятся 1 или 2 дополнительные процедуры. Например, в Екатеринбурге, Кирове, Мурманске, Санкт-Петербурге и Томске предприниматели, как правило, заверяют документы у нотариуса, хотя законодательство этого не требует. В Хабаровске вся процедура регистрации собственности занимает только 13 дней, тогда как в Санкт-Петербурге - 44 дня. Тарифы на регистрацию являются одними из самых низких в мире. Они варьируются от 0, 2 % от стоимости имущества в 26 из 30 городов до 0, 53 % в Калининграде и 0, 4% в Якутске, что гораздо ниже среднего показателя для стран ОЭСР - 4, 4 % от стоимости имущества. Итак, самые лучшие результаты обеспечивают комплексные реформы в области бизнеса, затрагивающие несколько тематических направлений. Проведение таких реформ требует сотрудничества нескольких государственных органов на местном и национальном уровнях. Основу успеха при проведении реформ составляют политическая воля и видение политического лидера - будь то президент, министр или мэр. Более того, последовательные реформаторы вовлекают в процесс все заинтересованные стороны, включая частный сектор, поддерживая усилия по проведению реформ институциональными преобразованиями.
|