Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ состава и динамики потоков прямых иностранных инвестиций по группам стран






На основе данных, приведенных в таблице 6.1, выявим крупнейшие экономики мира по объемам и темпам роста входящих потоков прямых иностранных инвестиций по группам стран: Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), «Большой двадцатке» G-20, Европейскому Союзу, странам БРИКС.

Таблица 6.1 – Входящие потоки прямых иностранных инвестиций

Млн. долл. США

Страны мира 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Абсолютное изменение 2011 г. к 2007 г.
Австралия 45 530 46 801 26 701 35 240 65 847 20 317
Австрия 31 159 6 845 9 304   14 675 -16 484
Бельгия 93 448 193 575 60 966 85 682 103 376 9 928
Канада 114 642 57 147 21 438 23 412 41 695 -72 947
Чили 12 534 15 150 12 911 14 310 15 590 3 056
Чешская Республика 10 446 6 449 2 929 6 147 5 417 -5 029
Дания 11 815 1 827 3 942 -11 549 12 712  
Эстония 2 725 1 729 1 839 1 600   -2 468
Финляндия 12 455 -1 142   6 525 2 688 -9 767
Франция 96 240 64 060 24 216 30 634 40 982 -55 258
Германия 80 223 8 093 24 158 46 863 40 439 -39 784
Греция 2 112 4 490 2 435   1 144 -968
Венгрия 5 447 6 313 1 997 2 214 5 151 -296
Исландия 6 822       1 108 -5 714
Ирландия 24 712 -16 421 25 717 42 807 11 478 -13 234
Израиль 8 798 10 877 4 438 5 510 11 374 2 576
Италия 40 209 -10 814 20 078 9 179 29 086 -11 123
Япония 22 548 24 417 11 938 -1 251 -1 758 -24 306
Корея 1 784 3 311 2 249 1 094 4 661 2 877
Люксембург -28 265 11 195 20 667 27 677 14 407 42 672
Мексика 31 840 27 475 16 282 20 956 20 823 -11 017
Нидерланды 119 406 4 540 38 612 -9 924 13 580 -105 826
Новая Зеландия 3 440 4 984 -1 293   4 312  
Норвегия 7 993 10 237 16 564 16 133 12 158 4 165
Польша 23 582 14 833 12 936 13 879 18 943 -4 639
Португалия 3 063 4 656 2 707 2 646 10 353 7 290
Словацкая Республика 3 583 4 685 -50   2 145 -1 438
Словения 1 515 1 944 -653   1 000 -515
Испания 64 277 76 843 10 406 40 764 29 504 -34 773
Швеция 28 849 36 855 10 034 -274 9 262 -19 587
Швейцария 32 446 15 137 28 945 32 556 11 805 -20 641

Продолжение таблицы 6.1

 

Турция 22 047 19 504 8 409 9 038 16 049 -5 998
Великобритания 200 068 88 678 76 375 50 587 51 133 -148 935
США 221 166 310 091 150 443 205 831 233 988 12 822
Аргентина 6 473 9 726 4 017 7 049 8 675 2 202
Бразилия 34 585 45 058 25 949 48 506 66 661 32 076
Китай 160 100 175 100 114 200 185 000 228 600 68 500
Индия 25 483 43 407 35 597 27 396 36 498 11 015
Индонезия 6 929 9 318 4 878 13 771 19 242 12 313
Россия 55 073 75 002 36 500 43 288 52 878 -2 195
Саудовская Аравия 24 334 39 455 36 458 29 233 16 308 -8 026
Южная Африка 5 695 9 007 5 696 1 228 6 004  
ОЭСР     648 444 711 221 855 384 -503 275
«Большая двадцатка» G-20 1165 948   629 627 781 256 970 894 -195 054
Европейский Союз 735 928 493 498 290 054 329 757 389 745 -346 183
«БРИКС» 280 936 347 574 217 942 305 418 390 641 109 705

По данным таблицы 6.1 можно сделать вывод, что входящие потоки прямых иностранных инвестиций по ОЭСР в 2011 г. снизились на 503275 млн. долл. США по сравнению с 2007 г., по «Большая двадцатка» G-20 – на 195054 млн. долл. США, по Европейскому Союзу – на 346183 млн. долл. США, а вот по «БРИКС» увеличились на 109705 млн. долл. США.

На основе данных, приведенных в таблице 6.2, выявим крупнейшие экономики мира по объемам и темпам роста исходящих потоков прямых иностранных инвестиций по группам стран: Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), «Большой двадцатке» G-20, Европейскому Союзу, странам БРИКС.

 

Таблица 6.2 – Исходящие потоки прямых иностранных инвестиций

Млн. долл. США

Страны мира 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Абсолютное изменение 2011 г. к 2007 г.
Австралия 16 855 33 469 16 693 27 270 14 203 -2 652
Австрия 39 034 29 395 10 007 9 995 23 505 -15 529
Бельгия 80 141 220 595 7 527 43 898 82 566 2 425
Канада 57 719 79 752 41 728 38 583 49 845 -7 874
Чили 2 573 8 041 7 256 8 167 10 113 7 540
Чешская Республика 1 621 4 322   1 168 1 155 -466
Дания 20 624 13 264 6 320 -109 13 347 -7 277
Эстония 1 746 1 112 1 549   -1 460 -3 206

Продолжение таблицы 6.2

Финляндия 7 202 9 279 5 681 10 168 4 883 -2 319
Франция 164 341 154 747   76 878 90 228 -74 113
Германия 170 650 72 617 75 395 109 328 54 418 -116 232
Греция 5 247 2 413 2 055 1 558 1 774 -3 473
Венгрия 3 622 2 230 1 885 1 244 4 722 1 100
Исландия 10 181 -4 206 2 291 -2 357   -10 158
Ирландия 21 150 18 912 26 617 22 350 -4 294 -25 444
Израиль 8 604 7 210 1 695 9 088 3 080 -5 524
Италия 90 795 66 870 21 277 32 657 47 253 -43 542
Япония 73 545 127 981 74 698 56 276 114 300 40 755
Корея 19 720 20 251 17 197 23 278 20 355  
Люксембург 73 364 11 737 6 709 21 076 9 005 -64 359
Мексика 8 256 1 157 8 464 15 045 12 139 3 883
Нидерланды 55 618 68 202 34 473 54 708 34 814 -20 804
Новая Зеландия 3 702 -239 -308   2 520 -1 182
Норвегия 10 442 20 376 33 999 22 562 24 239 13 797
Польша 5 410 4 413 4 701 7 228 7 224 1 814
Португалия 5 494 2 736   -7 494 12 650 7 156
Словацкая Республика           -109
Словения 1 865 1 465   -212   -1 753
Испания 137 078 74 573 13 072 38 343 37 290 -99 788
Швеция 38 811 31 298 25 910 20 193 28 187 -10 624
Швейцария 51 036 45 312 26 428 79 306 47 270 -3 766
Турция 2 106 2 549 1 554 1 464 2 464  
Великобритания 325 473 182 437 39 325 39 489 106 663 -218 810
США 414 039 329 080   327 877 419 332 5 293
Аргентина 1 504 1 391     1 488 -16
Бразилия 7 067 20 457 -10 084 11 589 -1 029 -8 096
Китай 17 000 53 500 43 900 60 100 43 000 26 000
Индия 17 281 19 257 15 928 15 346 12 608 -4 673
Индонезия 4 675 5 900 2 249 2 664 7 713 3 038
Россия 45 916 55 594 43 666 52 523 67 283 21 367
Саудовская Аравия -135 3 496 2 177 3 907 3 430 3 565
Южная Африка 2 966 -3 134 1 151 -76 2 785 -181
ОЭСР         1274 416 -654 248
«Большая двадцатка» G-20       837 922 952 690 -412 034
Европейский Союз       407 152 510 714 -610 190
«БРИКС»     94 561 139 482 124 647 34 417

 

По данным таблицы 6.2 можно сделать вывод, что исходящие потоки прямых иностранных инвестиций по ОЭСР в 2011 г. снизились на 654248 млн. долл. США по сравнению с 2007 г., по «Большая двадцатка» G-20 – на 412034 млн. долл. США, по Европейскому Союзу – на 610190 млн. долл. США, а вот по «БРИКС» увеличились на 34417 млн. долл. США.

Потоки прямых иностранных инвестиций в странах БРИКС в 2011 г. по сравнению с 1994 г. значительно возросли. Однако в 2009 г. прослеживается резкое снижение, что связано с финансовым кризисом 2008-2009 гг.

На основе данных таблицы 6.3, выявим крупнейшие экономики мира по соотношению входящих потоков прямых иностранных инвестиций к объемам ВВП и абсолютному изменению по группам стран: Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР), «Большой двадцатке» G-20, Европейскому Союзу, странам БРИКС.

 

Таблица 6.3 – Входящие потоки прямых иностранных инвестиций, в % к ВВП

Страны мира 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Абсолютное изменение 2011 г. к 2007 г.
             
Австралия 4, 6 4, 5 2, 6 2, 7 4, 3 -0, 300
Австрия 8, 3 1, 7 2, 4 0, 2 3, 5 -4, 800
Бельгия 20, 3 38, 2 12, 9 18, 2 20, 1 -0, 200
Канада 8, 1 3, 8 1, 6 1, 5 2, 4 -5, 700
Чили 7, 2 8, 4 7, 5 6, 6 6, 3 -0, 900
Чешская Республика 5, 8 2, 9 1, 5 3, 1 2, 5 -3, 300
Дания 3, 8 0, 5 1, 3   3, 8 0, 000
Эстония 12, 4 7, 3 9, 6 8, 4 1, 2 -11, 200
Финляндия 5, 1   0, 3 2, 8   -4, 100
Франция 3, 7 2, 3 0, 9 1, 2 1, 5 -2, 200
Германия 2, 4 0, 2 0, 7 1, 4 1, 1 -1, 300
Греция 0, 7 1, 3 0, 8 0, 1 0, 4 -0, 300
Венгрия   4, 1 1, 6 1, 7 3, 7 -0, 300
Исландия 33, 4 5, 4 0, 7   7, 9 -25, 500
Ирландия 9, 6   11, 5 20, 7 5, 2 -4, 400
Израиль 5, 3 5, 4 2, 3 2, 5 4, 7 -0, 600
Италия 1, 9     0, 4 1, 3 -0, 600
Япония 0, 5 0, 5 0, 2     -0, 500
Корея 0, 2 0, 4 0, 3 0, 1 0, 4 0, 200
Люксембург   20, 4 41, 3 52, 4 24, 3 24, 300
Мексика 3, 1 2, 5 1, 9   1, 8 -1, 300
Нидерланды 15, 3 0, 5 4, 8   1, 6 -13, 700
Новая Зеландия 2, 6 3, 8   0, 4 2, 7 0, 100
Норвегия   2, 3 4, 4 3, 8 2, 5 0, 500
Польша 5, 5 2, 8     3, 7 -1, 800
Португалия 1, 3 1, 8 1, 2 1, 2 4, 4 3, 100
Словацкая Республика 4, 8     0, 6 2, 2 -2, 600
Словения 3, 2 3, 6   0, 8   -1, 200
Испания 4, 5 4, 8 0, 7 2, 9   -2, 500
Швеция 6, 2 7, 6 2, 5   1, 7 -4, 500
Продолжение таблицы 6.3
             
Швейцария 7, 2 2, 9 5, 7 5, 9 1, 8 -5, 400
Турция 3, 4 2, 7 1, 4 1, 2 2, 1 -1, 300
Великобритания 7, 1 3, 3 3, 5 2, 2 2, 1 -5, 000
США 1, 6 2, 2 1, 1 1, 4 1, 6 0, 000
Аргентина 2, 5   1, 3 1, 9   -0, 500
Бразилия 2, 5 2, 7 1, 6 2, 3 2, 7 0, 200
Китай 4, 6 3, 9 2, 3 3, 1 3, 1 -1, 500
Индия 2, 1 3, 4 2, 6 1, 7   -0, 100
Индонезия 1, 6 1, 8 0, 9 1, 9 2, 3 0, 700
Россия 4, 2 4, 5   2, 9 2, 8 -1, 400
Саудовская Аравия 6, 3 8, 3 9, 7 6, 4 2, 7 -3, 600
Южная Африка   3, 3   0, 3 1, 5 -0, 500
ОЭСР           -77, 300
«Большая двадцатка» G-202           -23, 700
Европейский Союз           -47, 200
«БРИКС»           -3, 300

 

Таким образом, входящие потоки прямых иностранных инвестиций к объемам ВВП сокращаются в 2011 г. по отношению к 2007 г.

На основе данных таблицы 6.4, выявим крупнейшие экономики мира по соотношению исходящих потоков прямых иностранных инвестиций к объемам ВВП и абсолютному изменению по группам стран. Итак, сокращение исходящих потоков прямых иностранных инвестиций значительно превышает сокращение входящих потоков прямых иностранных инвестиций.

Таблица 6.4 – Исходящие потоки прямых инвестиций, в % к ВВП

Страны мира 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Абсолютное изменение 2011 г. к 2007 г.
             
Австралия 1, 7 3, 2 1, 7 2, 1 0, 9 -0, 800
Австрия 10, 4 7, 1 2, 6 2, 6 5, 6 -4, 800
Бельгия 17, 4 43, 5 1, 6 9, 3 16, 1 -1, 300
Канада 4, 1 5, 3 3, 1 2, 4 2, 9 -1, 200
Чили 1, 5 4, 5 4, 2 3, 8 4, 1 2, 600
Чешская Республика 0, 9 1, 9 0, 5 0, 6 0, 5 -0, 400
Дания 6, 6 3, 9       -2, 600
Эстония 7, 9 4, 7 8, 1 0, 7   -7, 900
Финляндия 2, 9 3, 4 2, 4 4, 3 1, 9 -1, 000
Франция 6, 4 5, 5 4, 1   3, 3 -3, 100
Германия 5, 1   2, 3 3, 3 1, 5 -3, 600
Греция 1, 7 0, 7 0, 6 0, 5 0, 6 -1, 100
Венгрия 2, 7 1, 4 1, 5   3, 4 0, 700
Исландия 49, 8   18, 9   0, 2 -49, 600
Ирландия 8, 2 7, 2 11, 9 10, 8   -8, 200
Продолжение таблицы 6.4
             
Израиль 5, 2 3, 6 0, 9 4, 2 1, 3 -3, 900
Италия 4, 3 2, 9   1, 6 2, 2 -2, 100
Япония 1, 7 2, 6 1, 5   1, 9 0, 200
Корея 1, 9 2, 2 2, 1 2, 3 1, 8 -0, 100
Люксембург   21, 4 13, 4 39, 9 15, 2 -127, 800
Мексика 0, 8 0, 1   1, 5 1, 1 0, 300
Нидерланды 7, 1 7, 8 4, 3   4, 2 -2, 900
Новая Зеландия 2, 8     0, 4 1, 6 -1, 200
Норвегия 2, 7 4, 5   5, 4 4, 9 2, 200
Польша 1, 3 0, 8 1, 1 1, 5 1, 4 0, 100
Португалия 2, 4 1, 1 0, 3   5, 3 2, 900
Словацкая Республика 0, 8 0, 6 0, 5 0, 4 0, 5 -0, 300
Словения 3, 9 2, 7 0, 5   0, 2 -3, 700
Испания 9, 5 4, 7 0, 9 2, 8 2, 5 -7, 000
Швеция 8, 4 6, 4 6, 4 4, 4 5, 2 -3, 200
Швейцария 11, 3 8, 6 5, 2 14, 4 7, 2 -4, 100
Турция 0, 3 0, 3 0, 3 0, 2 0, 3 0, 000
Великобритания 11, 5 6, 9 1, 8 1, 7 4, 4 -7, 100
США   2, 3 2, 1 2, 3 2, 8 -0, 200
Аргентина 0, 6 0, 4 0, 2 0, 3 0, 3 -0, 300
Бразилия 0, 5 1, 2   0, 5   -0, 500
Китай 0, 5 1, 2 0, 9   0, 6 0, 100
Индия 1, 4 1, 5 1, 2 0, 9 0, 7 -0, 700
Индонезия 1, 1 1, 2 0, 4 0, 4 0, 9 -0, 200
Россия 3, 5 3, 3 3, 6 3, 5 3, 6 0, 100
Саудовская Аравия   0, 7 0, 6 0, 9 0, 6 0, 600
Южная Африка     0, 4   0, 7 -0, 300
ОЭСР           -240, 200
«Большая двадцатка» G-202           -18, 800
Европейский Союз           -53, 700
«БРИКС»           -1, 300

 

Таким образом, исходящие потоки прямых иностранных инвестиций к объемам ВВП сокращаются в 2011 г. по отношению к 2007 г.

7. Сравнительная оценка бизнес-климата в соответствии с рейтингом экономик стран СНГ по легкости ведения бизнеса (Doing Business)

Каждой стране присваивается соответствующая позиция в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса. Чем выше позиция страны в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия. Позиция каждой страны по рейтингу благоприятности условий для ведения бизнеса определяется посредством упорядочивания совокупной оценки, полученной той или иной страной по показателю удаленности от передового рубежа по десяти направлениям. Каждое из направлений состоит из нескольких показателей, имеющих равное значение для индикатора. Рейтинг для всех стран составлен по состоянию на июнь 2014 г. в таблице 7.1 Приложения 7.

Процветающий частный сектор, новые предприятия которого выходят на рынок, создают рабочие места и разрабатывают инновационные продукты, способствует развитию более преуспевающего общества. Правительства играют ключевую роль в поддержании динамичной экосистемы для деятельности предприятий. Они вводят нормативные правила, направленные на установление и уточнение прав собственности, снижение затрат на урегулирование споров и повышение предсказуемости экономического взаимодействия. Без эффективных правил, выполнение которых обеспечивается на равной основе, предпринимателям сложнее создавать и развивать малые и средние предприятия, являющиеся двигателями роста и создания новых рабочих мест в большинстве стран мира.

Страны во всех регионах мира и всех уровней дохода сделали важные шаги на пути улучшения качества правил, лежащих в основе деятельности частного сектора. Результаты еще больше воодушевляют, так как темпы реформ в области регулирования предпринимательской деятельности в странах с низким уровнем дохода в два раза выше, чем в странах с высоким уровнем дохода. Эти результаты содействуют достижению двойной цели Группы Всемирного банка по искоренению крайней бедности и повышению общего процветания. Исследование «Ведение бизнеса» содействует направлению усилий директивных органов на снижение стоимости и сложности государственных процедур и повышение качества институтов. Такие реформы необходимы, в первую очередь, для поддержки наименее защищенных категорий населения. Чем больше создается предприятий формального сектора, тем больше предприниматели имеют возможностей развития бизнеса и создания рабочих мест, тем вероятнее, что работники получат доступ к таким преимуществам норм регулирования как, например, социальная защита и нормы безопасности на рабочем месте.

Проанализируем таблицу 7.1 Приложения 7 по всем показателям:

- по рейтингу легкости ведения бизнеса наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Таджикистан – 166 позиция среди 189 рассматриваемых стран. Наименьший показатель принадлежит Грузии – 15 позиция;

- по регистрации предприятий наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Таджикистан – 106 позиция. Наименьший показатель также принадлежит Грузии – 5 позиция;

- по получению разрешений на строительство наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Молдова, наименьший показатель принадлежит Грузии;

- по подключению к системе электроснабжения наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Таджикистан, наименьший показатель принадлежит Грузии;

- по регистрации собственности наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Узбекистан, наименьший показатель принадлежит Грузии;

- по кредитованию наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Таджикистан, наименьший показатель принадлежит Грузии;

- по защите инвесторов наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Украина, наименьший показатель принадлежит Казахстану;

- по налогообложению наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Таджикистан, наименьший показатель принадлежит Казахстану;

- по международной торговле наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Узбекистан, наименьший показатель принадлежит Грузии;

- по обеспечению исполнения контрактов наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Армения, наименьший показатель принадлежит Беларусь;

- по разрешению неплатежеспособности наивысший показатель среди экономик стран СНГ занимает Кыргызстан, наименьший показатель принадлежит Молдове.

Итак, наибольший рентинг в Российской Федерации по показателю: получение разрешений на строительство, наименьший по показателю: регистрация собственности.

Таким образом, наивысший рейтинг в рамках исследования «Ведение бизнеса» в отношении благоприятности условий для предпринимательской деятельности присваивается не тем странам, где отсутствует регулирование, а странам, правительствам которых удалось создать систему регулирования, способствующую установлению рыночных отношений и защите важных государственных интересов, однако не создающую при этом неоправданных препятствий для развития частного сектора, то есть систему регулирования с крепкими институтами и низкой стоимостью процедур. Во всех этих странах развиты как частный сектор, так и эффективная система регулирования. Это позволило обеспечить разумный баланс между мерами защиты и необходимостью иметь динамичный частный сектор, который беспрепятственно осуществляет свою деятельность без обременительного регулирования.

 

 

8. Сравнительная оценка бизнес-климата в соответствии с рейтингом легкости ведения бизнеса в российских регионах («Ведение бизнеса в России - 2012», субнациональный доклад)

В настоящем докладе представлены обновленные данные по сравнению с 2008 г. и отслеживается прогресс в реализации реформ в области бизнеса по трем фигурировавшим ранее темам: «регистрация предприятий», «получение разрешений на строительство» и «регистрация собственности». В качестве четвертого рассматривается новый показатель -«подключение к системе электроснабжения» - и сфера анализа расширяется на 20 дополнительных городов. В таблице 8.1. представлены обобщенные результаты исследования.

С глобальной точки зрения, в соответствии с данными доклада «Ведение бизнеса - 2012: ведение бизнеса в более прозрачном мире», Россия, представленная Москвой, занимает 120-е место из 183 стран по легкости ведения бизнеса, определяемой 10 показателями. Несмотря на хорошие результаты страны по некоторым показателям, в частности, по обеспечению исполнения контрактов и регистрации собственности, она отстает по другим показателям.

За последние 7 лет 163 страны сделали регулирование более благоприятным для бизнеса. Сравнение результатов России за период с 2005 по 2011 г. по каждому показателю отражает, насколько далеко она смогла продвинуться по направлению к наиболее эффективной глобальной практике и регулированию в каждой из сфер, рассматриваемых в исследовании «Ведение бизнеса». Темпы реформирования значительно варьируют в зависимости от рассматриваемых регионов.

После 2005 г. были достигнуты значительные успехи в некоторых сферах, по которым Россия отставала, включая «получение разрешений на строительство». Осенью 2011 г. в Москве были приняты положения об упрощении работы с заявками о предоставлении разрешений на строительство в целях ликвидации почти половины требований на этапе до начала строительства. Были отменены четыре согласования - получение сертификата соответствия коммуникационных линий и электросетей в ГУП «Мосгоргеотрест» («Эскиз № 2»), его согласование в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, согласование транспортных маршрутов в ГУП «Мосгортранс» и строительного паспорта в ГУП «Мосгоргеотрест» - в результате задержки были сокращены на 31 день.

Начиная с 2008 г. зафиксированы 27 положительных изменений, способствующих упрощению ведения бизнеса, снижению затрат и ускорению прохождения процедур по трем сферам. Что касается регистрации предприятий, то 7 из 10 рассматриваемых городов: Воронеж, Иркутск, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Томск дважды добились успехов в постепенной реализации федерального законодательства на местном уровне. В частности, по двум показателям - «получение разрешений на строительство» и «регистрация собственности» - улучшения отмечаются в каждом из 10 городов: Воронеж, Иркутск, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Томск, Казань, Москва, Тверь.

В 2011 г. приняты федеральные нормативные акты, в которых оговаривается возможность регистрации в Фонде обязательного медицинского страхования через Пенсионный фонд. В результате в Воронеже, Иркутске, Ростове-на-Дону, Томске больше не требуется отдельное посещение Фонда обязательного медицинского страхования. Эти организационные меры особенно удачно применены в Санкт-Петербурге, где в «одном окне» осуществляется прием всех уведомлений о регистрации и передача их предпринимателям, что экономит предпринимателям 5 дней.

Однако в других городах сокращение числа посещений не означает автоматической экономии времени для предпринимателей из-за длительных сроков доставки регистрационных уведомлений по почте. Именно по этой причине в ряде городов, таких как Новосибирск, предприниматели предпочитают самостоятельно пройти 11 процедур за 22 дня (это 10-е время среди городов России), чем ждать. Помимо обычного «физического одного окна», в некоторых городах возможна регистрация в режиме онлайн.

Кроме того, с 2006 г. ряд банков не требует нотариально заверенных копий учредительных и регистрационных документов для открытия компанией банковского счета, и в большинстве городов для открытия счета визита к нотариусу большее не требуется.

Начиная с 2008 г. произошли значительные изменения в регулировании процесса строительства в России. Принятие в 2004 г. Градостроительного кодекса Российской Федерации привело к положительным изменениям во всех российских городах. Если в 2008 г. в Москве оформление полного комплекта документов для получения разрешений на строительство занимало почти 2 года, то в настоящее время - 392 дня.

Регистрация собственности начиная с 2008 г. так же была упрощена на всей территории России. Согласно принятому в 2008 г. закону, была создана Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая объединила функции регистрации права собственности и ведения земельного кадастра. Помимо этого, начиная с 2009 г. в Росреестр передаются кадастровые данные о зданиях. База данных, объединяющая данные кадастра и реестра прав на недвижимое имущество, будет способствовать развитию планирования и благоустройства территорий. Все это упрощает процедуры для предпринимателей, желающих зарегистрировать собственность, так как вся информация может быть получена в одном месте.

В 30 рассматриваемых городах регистрация предприятий требует проведения в среднем 9 процедур, занимает 23 дня и обходится в 2, 3 % от дохода на душу населения. Проще всего зарегистрировать компанию в Санкт-Петербурге, сложнее - Сургуте. После завершения регистрации в «одном окне» предприниматели могут получить на руки все необходимые свидетельства о регистрации в фондах медицинского и социального страхования, пенсионном фонде и органах статистики, либо ждать их доставки по почте.

В зависимости от наиболее типичного набора, количество процедур варьируется от 7 в Кирове, Мурманске, Перми, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Якутске и Ярославле до 12 во Владикавказе. Необходимое время варьируется от 16 дней в Калининграде до 33 в Екатеринбурге. Средняя стоимость регистрации нового предприятия в размере 2, 3 % дохода на душу населения ставит Россию в ряд из 30 стран с самой низкой стоимостью регистрации предприятия. Эта стоимость колеблется от 1, 7 % дохода на душу населения в Казани до 3 % в Хабаровске и Сургуте. Так как размер пошлины за регистрацию определяется федеральным законодательством, местные отклонения обусловлены различиями в размерах тарифов на услуги банков, нотариусов и изготовителей печатей.

Для получения разрешения на строительство склада и подключение его к инфраструктурным сетям в Мурманске придется пройти 16 процедур, в Новосибирске - 20, а в Москве - 47. Такие расхождения связаны с различиями в регулировании, преимущественно на этапе подготовки к строительству: 6 процедур в Екатеринбурге, Мурманске, Сургуте и при этом 21 процедура в Москве и 18 - в Воронеже. Различия в сроках - от 5 месяцев в Сургуте до года или более в Москве, Твери и Воронеже - обусловлены сложностью регулирования выдачи разрешений на строительство в различных городах. Варьирование затрат связано с разной стоимостью подключения к коммунальным сетям и проведения топографических и геодезических исследований.

Для подключения к системе электроснабжения российские предприниматели должны пройти от 6 до 10 процедур, которые занимают от 4 месяцев во Владикавказе и Саранске до 1 года в Екатеринбурге. Самый сложный этап - это согласование проекта. Он может включать несколько посещений регулирующих органов и занимать от 30 дней в Сургуте до 120 дней в Мурманске и Петрозаводске. При этом в Кемерово, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Ставрополе и Якутске коммунальные службы сами осуществляют проектирование подключения, согласование проекта и проведение работ по внешнему подключению.

В других городах заказчики нанимают проектные и электромонтажные организации. Подключение склада к электросети в среднем обходится в 661, 5% от дохода на душу населения - это больше, чем в Бразилии (130 %), Турции (624 %) или Китае (641 %), но меньше, чем в Нигерии (1056 %) или Вьетнаме (1343 %). Стоимость подключения включает тарифы распределительных компаний, а также расходы на привлечение частных фирм для подготовки проекта и работ по подключению. В Омске стоимость подключения составляет 112 % от дохода на душу населения, тогда как дороже всего оно обходится в Самаре и Москве - соответственно 1153 % и 1852 % от дохода на душу населения (114 259 и 183 575 долл. США).

Регистрация собственности в России является простым и недорогим процессом. Российские предприниматели проходят в среднем 4 процедуры в течение 35 дней и оплачивают сумму в размере 0, 23 % от стоимости имущества за передачу прав на недвижимость, что соответствует средним показателем для стран ОЭСР - 5 процедур и 31 день. В 18 из 30 исследованных городов требуются только 3 процедуры – по проверке прав собственности, проверке данных о покупателе и продавце и регистрации передачи права на недвижимость в Росреестре. В других городах проводятся 1 или 2 дополнительные процедуры. Например, в Екатеринбурге, Кирове, Мурманске, Санкт-Петербурге и Томске предприниматели, как правило, заверяют документы у нотариуса, хотя законодательство этого не требует. В Хабаровске вся процедура регистрации собственности занимает только 13 дней, тогда как в Санкт-Петербурге - 44 дня. Тарифы на регистрацию являются одними из самых низких в мире.

Они варьируются от 0, 2 % от стоимости имущества в 26 из 30 городов до 0, 53 % в Калининграде и 0, 4% в Якутске, что гораздо ниже среднего показателя для стран ОЭСР - 4, 4 % от стоимости имущества.

Итак, самые лучшие результаты обеспечивают комплексные реформы в области бизнеса, затрагивающие несколько тематических направлений. Проведение таких реформ требует сотрудничества нескольких государственных органов на местном и национальном уровнях. Основу успеха при проведении реформ составляют политическая воля и видение политического лидера - будь то президент, министр или мэр. Более того, последовательные реформаторы вовлекают в процесс все заинтересованные стороны, включая частный сектор, поддерживая усилия по проведению реформ институциональными преобразованиями.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал