Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научный стиль в системе стилей английского языка
Стилистический энциклопедический словарь под ред. М.Н. Кожиной определяет «стиль» как «общественно осознанную, исторически сложившуюся, объединенную определенным функциональным назначением и закрепленную традицией за той или иной из наиболее общих сфер социальной жизни систему языковых единиц всех уровней и способов их отбора, сочетания и употребления [Кожина 2006: 508]. Функциональные стили− научный, разговорный, деловой, поэтический, ораторский и публицистический− являются подсистемами языка, каждая из которых обладает своими специфическими особенностями в лексике и фразеологии, в синтаксических конструкциях, а иногда и в фонетике. Возникновение и существование функциональных стилей обусловлено спецификой условий общения в разных сферах человеческой деятельности [Арнольд 2002: 264]. Функциональный стиль является открытой системой со своим ядром и периферией. Ядро функционального стиля составляют наиболее типичные воспроизводимые способы и средства выражения типичных функций, на периферии находятся нетипичные и пограничные стилистические средства [Хомутова 2008: 100]. Многообразные формы функционирования литературного английского языка постепенно привели к его дифференциации. Эта дифференциация заключается в расслоении письменной и устной разновидностей языка на отдельные стили речи. Стили речи различаются в зависимости от цели коммуникации и сферы употребления. Их различие в основном определяется характером отбора средств выражения, образующих определенную систему, которая является осознанной коллективом, говорящим на данном языке. Стили речи поэтому нельзя понять без анализа системы стилистических и других средств языка, образующих данный стиль [Гальперин 1958: 27]. Стиль научной прозы оформляется как разновидность литературного языка в связи с теми конкретными задачами, которые наука вообще ставит перед собой. Это — доказательство, в широком смысле этого слова, систематизация объективных знаний о действительности, описание результатов исследований [Гальперин 1958: 423]. Стиль английской научной прозы во многом обязан своим происхождением стилю эссе. Постепенно освобождаясь от априорности, характерной для манеры изложения эссе, стиль английской научной прозы все больше «логизировался», т.е. высказывания принимали такую форму, которая обеспечивала достаточное количество иллюстраций, фактов и обобщений для соответствующих научных выводов. Отличительными особенностями стиля научной прозы являются синтаксическая организация предложений и выбор лексики. Вообще, наиболее характерным для стиля научной прозы является использование слов в основных предметно-логических значениях. В этом стиле слова редко употребляются в переносных и других контекстуальных значениях [Гальперин 1958: 424]. Стилеобразующими факторами являются необходимость доходчивости и логической последовательности изложения сложного материала, большая традиционность. Отсутствие непосредственного контакта или ограниченность контакта с получателем речи (доклад, лекция) исключает или сильно ограничивает использование внеязыковых средств; отсутствие обратной связи требует большей полноты. Синтаксическая структура должна быть стройной, полной и по возможности стереотипной [Арнольд 2002: 277]. Характер научного изложения может варьироваться в зависимости от той специальной области, к которой оно относится. Это объясняется различиями между самими науками по их предмету, кругу понятий, техническим приемам исследования и аргументации. Так, математический текст часто состоит из ряда формул с самыми сжатыми, вводящими или комментирующими их фразами. Наоборот, текст по истории – это обычно развернутое описание событий или подробно аргументированный анализ исторического процесса. Однако есть некоторые общие черты, объединяющие все эти разнообразные способы изложения в единый научно-профессиональный стиль [Кузнец 1960: 127]. Данные черты рассмотрены ниже.
|