Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комбинирование производства в промышленности.






Деятельность предприятия осуществляется с использованием специализации, кооперирования, концентрации и комбинирования производства.

Специализация производства - это форма общественного разделения труда, выражающаяся в разделении процесса производства на самостоятельные отрасли, каждая из которых производит определенную продукцию или ее часть.

Специализация проявляется в сосредоточении производства определенной продукции в одной отрасли и на меньшем числе предприятий, загрузкой предприятий преимущественно однородной продукцией.

 

Специализация предприятий означает развитие производства конструктивно и технологически однородных видов продукции. Разделение труда внутри предприятия выражается в специализации всех его звеньев, вплоть до каждого рабочего места.

Специализация имеет различные формы:

· технологическую, представляющую собой обособление в самостоятельные производства отдельных стадий технологического процесса;

· предметную, представляющую собой сосредоточение в отдельных отраслях и на предприятиях производства готовых изделий;

· подетальную – выделяющую отрасли и предприятия, изготовляющие детали или части готового продукта.

 

Повышая однородность производства, специализация:

  • способствует определению его оптимальных размеров;
  • обеспечивает благоприятные предпосылки для внедрения высокопроизводительной техники и технологии, поточных методов организации производства;
  • повышает квалификацию кадров;
  • помогает установить устойчивые связи с поставщиками и потребителями;
  • улучшает организацию материально-технического снабжения и сбыта;
  • содействует совершенствованию организационной и производственной структуры предприятия.

Чем более однородна выпускаемая продукции или чем меньше различных видов работ выполняется, тем глубже специализация или выше ее уровень.

Для оценки уровня специализации на практике используют следующие показатели:

  • число самостоятельных отраслей промышленности (увеличение их отражает углубление общественного разделения труда в промышленности);
  • доля специализированного производства в общем выпуске данного вида продукции (рассчитывается как отношение выпуска продукции специализированными предприятиями или цехами к общему объему ее производства в промышленности);
  • доля основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия. (основная продукция- это конструктивно-технологически подобная продукция, которая соответствует профилю предприятия, т.е. характеру имеющегося оборудования, технологическим процессам и специализации кадров);
  • количество родов, классов, видов, типов и моделей изделий, выпускаемых предприятием или отраслью (чем меньше групп, видов и типов выпускаемой продукции, тем выше уровень специализации);
  • доля продукции предприятий и цехов, специализирующихся на выпуске отдельных деталей, узлов и заготовок в общем объеме производства (назначение этого показателя – определить уровни развития подетальной и технологической специализации по отдельным отраслям и предприятиям).

 

Сосредоточение предпринимательских усилий в какой-то одной области бизнеса имеет, кроме того, ряд организационных и управленческих преимуществ. Концентрация в одной области побуждает менеджеров бороться за укрепление конкурентных позиций предприятия на длительную перспективу, а не извлекать сиюминутную прибыль. Когда внимание менеджеров сосредоточено на одной сфере деятельности, значительно увеличивается вероятность возникновения идей по улучшению технологии производства, повышению эффективности цепочки «производство-затраты».

 

Однако если продукция предприятия по каким-либо причинам уже не является привлекательной, чрезмерная специализация будет иметь негативные последствия. Изменения в потребностях потребителей, технологические нововведения или появление новых товаров могут существенно подорвать позиции предприятия на рынке. Следует помнить также о сильной зависимости специализированных предприятий от поставщиков и потребителей.

 

Научно-технический прогресс в промышленности характеризуется не только усилением специализации, но и увеличением и частой сменой номенклатуры производимой продукции, расширением ассортимента, освоением новых технологий с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, страховки от банкротства. Это процесс диверсификации производства, представляющий собой расширение номенклатуры выпускаемых предприятием изделий или увеличение сфер деятельности. Диверсифицированное предприятие имеет шансы компенсировать неуспех в одной из областей своей деятельности повышенными доходами в другой. Диверсификацию желательно осуществлять в тех сферах деятельности, где предприятие может эффективно использовать свои преимущества. Осуществление же данного процесса в совершенно новых для предприятия областях деятельности возможно лишь тогда, когда ни одна из родственных сфер не обеспечивает успеха.

 

Процесс диверсификации облегчается, когда новый и традиционный виды бизнеса предприятия обладают производственной, управленческой, рыночной идентичностью (соответствием).

Производственная идентичность – это производственно-техническая близость двух видов бизнеса, т.е. когда есть возможность на имеющейся у предприятия производственно-технической базе организовать изготовление нового продукта или освоить новый вид услуг.

Управленческая идентичность имеет место в случае, когда у двух видов бизнеса (старого и нового) одинаковые принципы организации производства и труда, материально-технического обеспечения и сбыта, управления персоналом и т.п.

Рыночная идентичность возникает тогда, когда старый и новый продукт используются одними и тем же потребителями, распределяются через общие дилерские и розничные сети, когда совпадают подходы к организации маркетинга.

Кроме страховки от неудач в отдельных видах бизнеса, диверсификация может способствовать росту объема продаж, получению ценного опыта при освоении новой продукции или новых сфер деятельности. В то же время диверсификация обычно требует дополнительных затрат и усложняется организация производства и труда.

 

 

Кооперирование производства – это или оказанию услуг между специализированными установление длительных производственных связей по совместному изготовлению продукции отраслями, предприятиями, цехами.

Кооперирование является следствием специализации, второй стороной процесса общественного разделения труда. Предпосылкой кооперирования является наличие постоянной потребности в определенных материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях у отраслей, предприятия, цеха, участка. Кооперирование организуется также при наличии свободных производственных мощностей на одних предприятиях и недостатке их на других.

 

Экономические выгоды кооперирования производства во многом обусловлены эффективностью специализации. Вместе с тем его непосредственный эффект обеспечивается лишь в том случае, когда поставляемые узлы и детали нужного качества обходятся дешевле, чем при собственном производстве, а снабжение осуществляется в полном соответствии с договором о поставках.

 

Процесс кооперирования может осуществляться на различном уровне: внутрипроизводственном (цехи, участки, рабочие места), внутриотраслевом (предприятия одной отрасли), межотраслевом (предприятия разных отраслей), региональном, межрегиональном, международном. При этом кооперирование на любом из этих уровней может осуществляться как на «входе» специализированной структуры, так и на ее «выходе», причем на «входе» партнерами предприятия являются поставщики, а на «выходе» - потребители.

При выборе поставщиков предприятия руководствуется качеством и ценой продукции или услуг поставщика, надежностью поставок, качеством пред-и послепродажного сервиса, затратами на эксплуатацию продукции (определяемые экономичностью, ремонтопригодностью и т.п.), деловой репутацией поставщика.

При выборе потребителей обращают внимание на объем и характер запросов (в какой продукции и в каком ее количестве нуждаются потребители), на их платежеспособность и деловую репутацию.

 

Для характеристики уровня кооперирования применяют следующие основные показатели:

  • доля комплектующих деталей, полуфабрикатов, заготовок, поступающих по кооперированию в общем объеме продукции отрасли или предприятия;
  • количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием;
  • доля внутриотраслевых, межотраслевых, внутрирайонных и межрайонных кооперированных поставок в общей стоимости всех поставок;
  • количество потребителей готовой продукции предприятия.

 

Концентрация производства - это сосредоточение производства определенных видов продукции или услуг на немногих крупных предприятиях.

Концентрация производства может осуществляться в двух основных формах:

  • производство однородной продукции, когда обеспечивается сосредоточение однородного производства на крупных предприятиях, что позволяет применять высокопроизводительное оборудование, автоматизированные и поточные линии, современные методы организации производства;
  • производство разнородной продукции, когда обеспечивается последовательность выполнения технологических процессов, комплексная переработка сырья, использование побочных продуктов и отходов.

 

Основными побудительными мотивами реализации процесса концентрации производства являются стремление снизить издержки на единицу продукции, увеличить объем продаж, желание выиграть конкурентную борьбу, завоевав максимально возможную долю рынка.

Реализовать эти задачи можно путем увеличения единичной мощности основных агрегатов (интенсивный путь) или путем увеличения количества самих агрегатов без роста их единичной мощности (экстенсивный путь).

 

Для определения уровня концентрации чаще всего используют такие показатели:

  • объем выпуска продукции (в натуральном и стоимостном выражении);
  • среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;
  • стоимость основных производственных фондов и энергетической мощности, обслуживающей технологический процесс.

Концентрация производства обеспечивает эффективное использование техники (требуется меньшее количество дублирующего оборудования, возрастает загрузка оборудования); применение прогрессивных методов организации производства, позволяющих сократить длительность производственного цикла, транспортные расходы, потребность в производственных площадях; повышение гибкости производства, и совершенствование планирования и управления производством.

В то же время крупные предприятия требуют больших одновременных капитальных вложений, их строительство и освоение мощностей затягиваются иногда на длительные сроки.

Строительство новых крупных предприятий – лишь один из возможных путей концентрации производства. Второй путь – реконструкция, техническое перевооружение и расширение действующих предприятий. Создание высокопроизводительных автоматических и конвейерных линий, гибких автоматизированных систем, обрабатывающих центров позволяет существенно поднять показатели уровня концентрации производства.

Возможен еще один путь осуществления концентрации производства – слияние предприятий, поглощение крупными производителями более мелких, экономически менее устойчивых. Подобные процессы концентрации производства активно идут во всем мире в рамках глобализации хозяйственной деятельности.

 

Следует отметить, что высокий уровень концентрации сам по себе не гарантирует высокую экономическую эффективность производства. Если предприятие, обладая большими размерами, имеет нерациональную структуру основных фондов, неоптимальную номенклатуру выпускаемой продукции, то уровень концентрации не может служить показателем эффективности производства.

Кроме того, чрезмерная концентрации производства ведет к монополизации рынка, нарушению принципа честной конкуренции.

 

Комбинирование производства - это соединение на одном предприятии производств, относящихся к разным отраслям промышленности. На уровне предприятия комбинирование означает объединение всех или части разнохарактерных процессов по изготовлению определенных видов продукции в пределах одного участка, цеха или производства. Такое объединение представляет собой единый производственный комплекс, расположенный на одной территории и имеющий общую производственную инфраструктуру. Соединение производств разных отраслей в рамках одного предприятия основано на постоянной технологической и экономической связи между ними.

Необходимыми предпосылками комбинирования являются высокий уровень концентрации и специализации производства.

 

Уровень комбинирования в отрасли характеризуется следующими показателями:

§ доля продукции комбинатов в общем объеме выпуска продукции данной отрасли;

§ количество рабочих, занятых в комбинированных производствах;

§ доля основных фондов комбинированных производств в общем их размере по отрасли.

Уровень комбинирования производства на предприятии определяется количеством отраслей и производственных стадий, входящих в состав комбината.

Комбинирование производства позволяет: более полно использовать сырье, отходы производства; уменьшить расходы топлива, пара, электроэнергии; повысить непрерывность производственных процессов (так как объединяются несколько технологически связанных между собой производств); уменьшить потребность в оборотных средствах, особенно в производственных запасах; сократить капвложения по ряду строительных объектов: сеть водоснабжения, канализация, теплофикация, транспортное, складское и ремонтное хозяйство.

 

Важным моментом при организации работы предприятия является его размещение – это организация изготовления продукции или оказания услуг на определенной территории. Такая привязка бизнеса к конкретному месту не может быть случайной.

Выбирая местоположение своих объектов, компания принимает решение о значительных капитальных вложениях с достаточно продолжительным сроком окупаемости, обеспечивая возможность устойчивого получения дохода в течение длительного времени результате деятельности на выбранном месте. Размещение является критическим условием для величины постоянных и переменных затрат. В зависимости от изготавливаемого продукта и типа производства транспортные затраты могут быть очень значительными. Это определяется удаленностью предприятия от поставщиков исходного сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий и потребителей готовой продукции.

 

Важными факторами, влияющими на выбор места расположения предприятия, являются ситуация в регионе с трудовыми ресурсами (их наличие, качество, стоимость) и состояние коммуникаций (наличие подъездных железнодорожных путей, автомобильных дорог, водных артерий, аэродромов).

 

Климатические условия в регионе также оказывают существенное влияние на решение вопроса о размещении предприятия. Естественно, что в регионах с холодным и жарким климатом будут разные затраты как на этапе строительства предприятия, так и в период эксплуатации. Это связано с различным конструктивным решением и технологией строительства, затратами на отопление в одном случае и на кондиционирование – в другом, разным уровнем оплаты труда.

 

Влияет на решение об организации производства. Уровень налогов в регионе также самым непосредственным образом: инвестиции в первую очередь направляются в те регионы, где налоги ниже.

Далеко не второстепенными при выборе места расположения предприятия являются уровень конкуренции, экологическая ситуация в регионе, развитость социальной инфраструктуры.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал