![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Субъекты малого и среднего бизнеса. Особенности налогообложения.
Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. Комиссия Европейских Сообществ (КЕС) относит к категории малых фирмы с числом занятых до 100 человек и размером собственных средств не более 75 млн. экю. КЕС выделяет микро предприятия с численностью занятых до 9 человек и мелкие - от 10 до 99 человек занятых. В России в соответствии с Законом РФ " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 14 июня 1995 г.. N 88-ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и прочих фондов не превышает 25%, доля, npинaллeжaщaя одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых предельный размер численности работников за отчётный период установлен следующий: - в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек; сельском хозяйстве - 60 человек; - в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Численность работников, позволяющая отнести предприятие к малым, включает всех работников (постоянных и временных, работающих полный и неполный рабочий день), с учетом лиц, работающих по совместительству. Как показывает мировая практика, малые предприятия обладают следующими положительными чертами: - гибкость и оперативность в действиях - приспособляемость (адаптация) к местным условиям - невысокие расходы по управлению - возможность более быстрой реализации идей - высокая оборачиваемость капитала и другие. Однако малые предприятия (а к ним относят и индивидуальных предпринимателей) имеют и серьезные недостатки: - малый объем первоначального капитала, поэтому длительные сроки развития предприятия - финансовые трудности (сложность получения кредита) - невысокий уровень профессионального менеджмента - относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия - неуверенность партнеров при заключении контрактов - трудности привлечения высококвалифицированных кадров - высокий уровень занятости руководителя малого предприятия и др. Поэтому, во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные органы поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры поддержки малых предприятий. В России в соответствии с Законом государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям: - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; - создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий - установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности, - поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. В соответствии с действующим законодательством вновь созданные малые предприятия в течение первых 2 лет работы налог на прибыль не уплачивают, если выполняют следующие виды деятельности: - производство и переработку сельскохозяйственной продукции; - производство продовольственных товаров и товаров народного потребления; - производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; - производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов; - строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы). Малые предприятия, производящие вышеназванные товары (выполняющие работы), освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы от реализации малым предприятием всей своей продукции (работ, услуг). В последующие 3-й и 4-й годы деятельности малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% основной ставки, если сумма выручки от реализации вышеуказанных видов деятельности составит свыше 90% общей суммы выручки от реализации малым предприятием продукции (работ, услуг). Данная льгота действует при условии, что малое предприятие с момента его государственной регистрации действует не менее 5 лет. Если же малое предприятие прекратит свою деятельность до истечения пятилетнего срока, то сумма льгот налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет РФ в полном размере. Данную льготу малые предприятия получают при условии, что доля государственной и муниципальной собственности и собственности общественных организаций в уставном капитале малого предприятия составляет не более 25%. Малые предприятия могут иметь и другие льготы в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность предприятий всех форм собственности.
|