![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология класса выступает как форма духовного освоения классом условий его бытия и представляет собой совокупность психологических черт, процессов и состояний.
Психология одного класса отличается от психологии другого по тому, какие из общественно-психологических явлений е ней доминируют и каково их содержание в данный исторический момент. В классовой психологии находят свое отражение и национально-психологические особенности людей. Социальные условия жизни класса не создают всей совокупности психических черт индивида, но они подавляют одни черты, стимулируют развитие других и тем самым формируют типичные для данного класса черты личности. Поэтому, в общности психологических черт, типичных для представителей данного класса, и выражается реальность классовой психологии. сов. Психология класса формируется под воздействием его идеологии и испытывает влияние идеологии других социальных классов и межклассовых групп, прежде всего господствующих. В классовом обществе общественное сознание существует и функционирует в форме сознания классов. Сознание класса - продукт длительного социально-исторического развития, в основе которого лежит динамика потребностей людей, принадлежащих к данному классу, и возможностей их осуществления, а также связанных с этим представлений и практических социальных действий людей. Различающиеся условия существования разных социальных классов порождают различные потребности, интересы и мотивы деятельности людей. В своей совокупности они складываются в специфические психологические особенности, общие для большинства представителей класса. Осознаваемые элементы классовой психологии, трансформируясь определенным образом, составляют содержание сознания класса. Развитие сознания класса включает три уровня: 1)типологический, при котором представители класса идентифицируют себя и друг друга по внешним признакам; 2)идентификационный, когда появляется групповое самосознание на уровне первичной общности; 3)уровень солидарности, при котором возникает осознание единства интересов и ценностей большой общности и своей принадлежности к ней. Психология социального класса выступает как выражение психологической общности его интересов, взглядов, представлений, чувств. хологических феноменов. Структура динамических компонентов: мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности, проявляющиеся как результат непосредственного реагирования психики представителей конкретных этнических общностей.
Мотивационно-фоновые национально-психологи-ческие особенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие их мотивов и целей; интеллектуально-познавательные -определяют своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики. Эмоционально-волевые национально-психологические особенности обусловливают функционирование у представителей этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит их деятельность. Коммуникативно-поведенческие -определяют информационное и межличностное взаимодействие и взаимоотношения представителей конкретных народов. Свойства национально-психологических особенно-стей: 1) обладают способностью детерминировать на уровне личности или группы характер функционирования всех других психологических явлений, придавая им особую направленность; 2) невозможность приведения их своеобразия к какому-то общему знаменателю;
|