Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура медицинской психологии






Любая болезнь всегда является болезнью не отдель­ного органа, не отдельной системы, а всего организ­ма. В медицине закрепилось правилр: лечить следу­ет не болезнь, а больного. Вместе с тем медицина строится преимущественно на принципах органной или системной патологии.

В практической медицине сложилось деление бо­лезней, рассмотрение которого представляется су­щественным для понимания некоторых сторон меди­цинской психологии.

Условно все болезни делят на: 1)соматические, внутренние болезни, при которых патологические изменения происходят в органах и системах человеческого тела. При этом не рас­сматривают причины болезненных изменений. Это деление условно, поскольку основанием для него становятся самые различные критерии;

2) нервные болезни. В XIX в. они были выделены из
внутренних болезней в самостоятельную группу.
Главным обоснованием этого послужили особен­
ности патологии. В отличие от соматических,
преимущественно органных форм патологии нерв­
ные болезни в основном имеют характер систем­
ных. При этом имеется в виду повреждение (нару­
шение) тех или иных систем, составляющих единую
нервную систему. Особенность нервных болезней
состоит в том, что в основе их лежат нарушения

афферентной (приводящей, чувствительной) или эфферентной (отводящей, двигательной) проводи­мости в нервных путях. Нервные.болезни представ­ляют собой'болезни центральной и периферической нервной системы;

3) психические болезни в истории врачевания внача­
ле отделились от соматических вместе с нервными,


а позднее были выделены в самостоятельную

группу.

Как любой другой орган организма, головной мозг имеет биологические (физиологические) функции. Изучение их у подростков, с раннего возраста вскорм­ленных в логове животных (вне общества людей), обнаружило все типичные биологические качества, определяемые современными методами. В то же вре­мя признаков человеческой психики у таких детей и подростков не было выявлено.

Отличие психических болезней и состоит в преиму­щественном расстройстве специфически человече­ских, идеальных, субъективных, рассудочных форм деятельности человека, которые находят выражение в изменениях продуктивности целенаправленной его деятельности, изменениях полноты, последователь­ности и адекватности психомоторики, содержания мимики, пантомимической выразительности, в неадек­ватных оценках окружающего и изменений, происхо­дящих в самом себе, и, наконец, в субъективном пере­живании утраты былого самочувствия и смены его новыми состояниями. Все эти расстройства имеют в своей основе сложные биологические (физиологи­ческие) изменения, которые изучены еще недостаточ­но. " Психические болезни представлены формами:

1) большой психиатрии - психозами;

2) малой психиатрии, или пограничными нервно-пси­хическими расстройствами - аномальными реак­циями, неврозами.

Каждая рассмотренная группа болезней отражает реальность лишь в том случае, если речь идет пре­имущественно о соматических, нервных и психичес­ких болезнях.


томы и синдромы психических болезней, подменяя тем самым медицинскую психологию общей психопатоло­гией. Предметом изучения медицинской психологии в этом случае становятся психические болезни.

Предметом медицинской психологии являются мно­гообразные особенности психики больного и их влия­ние на здоровье и болезнь, а также обеспечение опти­мальной системы психологических целебных влияний, в том числе всех обстоятельств, сопутствующих об­служиванию больного, которое правомерно объединить в систему «врач - пациент».

Медицинская психология способствует не только улучшению необходимых контактов с больными, быстрейшему и полному выздоровлению, но и преду­преждению болезней, охране здоровья, воспитанию гармонической личности. Медицинская психология изучает весь диапазон благотворных или пагубных влияний на меняющуюся личность человека и меж­личностных отношений на его здоровье и болезнь.

Медицинскую психологию делят на общую и част­ную.

Общая медицинская психология изучает основные закономерности психологии больного человека (кри­терии нормальной, временно измененной и болезнен­ной психики), психологию врача (медицинского работника), психологию повседневного общения больного и врача, психологическую атмосферу лечеб­но-профилактических учреждений.

Частная медицинская психология раскрывает веду­щие аспекты врачебной этики при общении с конк­ретным больным и при определенных формах болез­ней.


допускает полуответственность для всех тех, кото­рые совершили преступление, будучи увлечены толпой.

Он назвал коллективным преступлением странное и сложное явление, когда толпа совершает преступ­ление, увлеченная словами демагога или раздра­женная каким-нибудь фактом, который является не­справедливостью или обидой по отношению к ней или кажется ей таковым.

Два вида коллективных преступлений: преступле­ния, совершенные вследствие общего природного влечения к ним; преступления, вызванные страстя­ми, выражающиеся самым ясным образом в преступ­лениях толпы.

Первый случай аналогичен преступлению, совер­
шенному прирожденным преступником, а второй -
такому, которое совершено случайным преступни­
ком.

Первое всегда может быть предупреждено, вто- *** рое - никогда. В первом одерживает верх антропо­логический фактор, во втором господствует фактор социальный. Первое возбуждает постоянный и весь­ма сильный ужас против лиц, его совершивших; вто­рое - только легкое и кратковременное спасение.

Л. Лавернь для объяснения преступлений толпы использовал предположение о природной склоннос­ти человека к убийству. Сама по себе толпа больше расположена ко злу, чем к добру. Героизм, доброта могут быть качествами одного индивида; но они по­чти никогда не являются отличительными признака­ми толпы.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал