![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные характеристики и виды толпы
I По типу доминирующей эмоции и особенностям по- ' ведения исследователи выделяют следующие виды I толпы. Случайная (окказиональная) толпа возникает в свя-зи с каким-либо неожиданным событием. Ее образуют I «зеваки», лица, испытывающие потребность в новых | впечатлениях. Основной эмоцией является любопыт- | ство людей. Случайная толпа может быстро собирать- I ся и так*же быстро рассеиваться. Обычно немного- I численна. ! Конвенциональная толпа - толпа, поведение кото- I рой основывается на явных или подразумеваемых
нормах и правилах поведения - конвенциях. Собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, | людьми обычно движет вполне направленный инте- I рес, и они должны следовать нормам поведения, I соответствующим характеру мероприятия. ' Экспрессивная толпа отличается особой силой I массового проявления эмоций и чувств. Является результатом трансформации случайной или конвен- | циональной толпы, когда людьми в связи с опреде-
ленными событиями, свидетелями которых они стали, и под действием их развития овладевает общий I эмоциональный настрой, выражаемый коллективно. ' Экспрессивная толпа может трансформироваться I в крайнюю форму - экстатическую толпу, т. е. вид тол-! пы, когда люди, ее образующие, доводят себя до ис- I ступления в совместных молитвенных, ритуальных или j иных действиях. ( Все три вида толпы относятся к пассивным. Д. Д. Бессонов предлагал рассматривать толпу как выжидательную (пассивную) и действующую (активную). | Действующая! активная) толпа - наиболее важный вид ' толпы, учитывая социальную опасность некоторых ее V подвидов. Наиболее опасной считается агрессивная толпа -скопление людей, стремящихся к разрушению и даже убийству. Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий. Чаще является результатом трансформации случайной, конвенциональной или экспрессивной толпы. В толпе люди опускаются до примитивного состояния, которое характеризуется иррациональным поведением, доминированием бессознательных мотивов, подчинением индивида коллективному разуму или «расовому бессознательному». Качества, обнаруживаемые индивидом в толпе, являются проявлением бессознательного, в котором содержится все зло человеческое (3. Фрейд). Другим подвидом действующей толпы является паническая толпа - скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой воображаемой или реальной опасности. Паника - это социально-психологический феномен проявления группового аффекта страха. Возникшие страх блокирует способность людей рационально оценивать возникшую ситуацию. Подвидом действующей толпы является стяжатель-ная толпа - скопление людей, находящихся в непосредственном и неупорядоченном конфликте между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недостаточно для удовлетворения потребностей или желаний всех участников этого конфликта. Некоторые исследователи феномена толпы выделя-ют повстанческую толпу как непременный атрибут всех революционных событий. Действия повстанческой толпы отличаются конкретностью и направленностью на немедленное изменение ситуации, которая каким-то образом не устраивает ее участников. пы - это ее внезапная организация. В ней нет никакого предварительного стремления к общей цели, она не обладает коллективным желанием. Между тем среди разнообразия ее движений наблюдается некоторая целесообразность в поступках и стремлениях. " Само слово «толпа» как имя собирательное указывает на то, что масса отдельных личностей отождествляется с одной личностью. Среди причин единства мыслей, наблюдаемого в толпе, П. Бордье выделяет способность к подражанию. Каждый человек расположен к подражанию, и эта способность достигает максимума у людей, собранных вместе. Многие писатели пытались объяснить это явление, прибегая к гипотезе о нравственной эпидемии Жоли: «Подражание - это настоящая эпидемия, зависящая от примера так же, как возможность заразиться оспой зависит от того яда, при помощи которого последняя распространяется». На этом основании нравственной эпидемией объяснялись эпидемии преступлений, следовавшие за каким-нибудь преступлением, о котором много писали в прессе. По Сергии и Г. Тарду, всякая идея, всякое душевное движение индивида не что иное, как рефлекс на полученный извне импульс. Всякий действует, думает только благодаря некоторому внушению. Это внушение может распространиться или только на одного индивида, или на нескольких, или даже на большое число лиц; оно может распространиться подобно настоящей эпидемии. В основе формирования и развития ценностей класса лежат его потребности, определяющие базовую значимость всей их системы - характер собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. Наряду с материальными ценностями выступают и феномены общественного сознания, выражающие эти интересы в идеальной форме, -духовные ценности. Важное место в содержании классовой психологии занимают нормы поведения, функционирующие в виде определенных требований, предписаний и ожиданий соответствующего поведения. Класс или межклассовая группа с помощью норм, выработанных ими, регулируют, контролируют и оценивают поведение своих представителей. Нормы поведения вырабатываются с учетом систем общественных отношений, интересов, классов и представлений его о должном, допустимом, одобряемом, приемлемом или о нежелательном, неприемлемом. По мнению ряда исследователей, классовая психология включает «психический склад» - некоторый психический облик социального класса, проявляющийся в социальном характере, традициях, нравах, привычках и т. д. Они играют роль важных регуляторов поведения членов класса или межклассовой группы, а потому имеют большое значение в понимании особенностей классовой психологии. Все составляющие классовой психологии находятся между собой в отношениях тесной взаимосвязи и взаимовлияния. Изучение ее должно осуществляться с учетом этих взаимосвязей и взаимовлияний, что позволит глубже понять и объяснить ее своеобразие.
|