Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Колесные пары






Колесные пары являются важнейшими частями вагона, они несут на себе массу всего вагона, направляют его движение по рельсовому пути, жестко воспринимают все удары от неровностей пути и в свою очередь жестко воздействуют на путь. На каждой колесной паре обязательно должны быть нанесены клейма (рис. 9, 10), указывающие завод-изготовитель, дату изготовления, марку стали, и клеймо инспектора.

Типы, основные размеры и технические условия на изготовление вагонных колесных пар определяются государственными стандартами, а содержание и ремонт – правилами технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) и инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар. Тип колесной пары определяется типом оси и диаметром колеса (табл. 2). Например: колесные пары типа РУ1-957, РУ1Ш-957 - с роликовыми подшипниками (РУ – роликовая унифицированная, 1 – горячая посадка, Ш – крепление подшипников приставной шайбой, 957 – диаметр колеса).

 

Рис. 9. Места нанесения клейм на колесной паре

 

Колесная пара состоит из оси и двух укрепленных на ней колес. Вагонная ось - это элемент колесной пары, на котором укрепляются колеса, она представляет собой стальной брус круглого (переменного по длине) поперечного сечения.

 

Рис. 10. Места нанесения клейм на оси:

а – правая сторона оси типа РУ1: 1 – номер завода-изготовителя (39) и предприятия, проводившего опробование ступиц колес на сдвиг (403); 2 – дата изготовления оси; 3, 4 – знак и дата опробования ступиц колес на сдвиг; 5 – номер оси; 6, 7 – знак и номер пункта формирования; 8 – клейма инспекторов ОАО «РЖД»; 9 – дата формирования; б – левая сторона оси типа РУ1Ш: 11, 12-дата и номер пункта полного освидетельствования; 10 – знак и дата установки

редуктора

 

У вагонной оси (рис. 11) имеются две шейки 1, две предподступичные 2, две подступичные 3 и одна средняя 4 части.

 

Т а б л и ц а 2

Типы колесных пар вагонов

Тип колесной пары Тип оси Диаметр колеса, мм Тип торцевого крепления подшипника Вид посадки подшипника Применение
РУ1-957 РУ1   Гайка Горячая Вагоны построй-ки после 1963 г.
РУ1Ш-957 РУ1Ш   Шайба Горячая Вагоны построй-ки с 1979 г.

 

Предподступичная часть является ступенью перехода от шейки к подступичной части оси и служит для установки уплотняющих устройств буксы. На подступичных частях прочно закрепляются колеса. Шейка оси служит для размещения подшипников. Для снижения концентрации напряжений зоны переходов выполнены в виде галтелей определенного радиуса.

Колесные пары с осями (см. рис. 11), предназначенными для эксплуатации с роликовыми подшипниками, различают между собой по конструкции торцевого крепления внутренних колец роликовых подшипников на шейке и изготавливают двух видов:

с нарезной частью для навинчивания корончатой гайки (рис. 11, а) и пазами с двумя отверстиями на торцах – для размещения и крепления болтами стопорной планки в осях типа РУ1;

при помощи приставной шайбы, для чего на торцах оси типа РУ1Ш делаются отверстия с нарезкой для болтов крепления (рис. 11, б).

 

 

Рис. 11. Оси колесных пар: РУ-1 (а); РУ-1Ш (б)

 

В пассажирских вагонах в основном применяются колесные пары с цельнокатаными стальными колесами диаметром по кругу катания 957 мм.

Рис. 12. Конструкция колеса

Колесо (рис. 12) состоит из ступицы 3, обода 4 и диска 2. У внутреннего края обода колеса имеется гребень 1, предохраняющий колесную пару от схода с рельсов. Процесс сборки колесной пары из оси и колес называется ее формированием (с помощью прессовой посадки колесо в холодном состоянии под большим давлением наса-живают ступицей на подступичную часть вагонной оси). Для получения прочного сое-динения диаметр подступичной части оси должен быть несколько больше диаметра отверстия в ступице. Разность значений этих диаметров, за счет которой создается после сборки неподвижное соединение, называется натягом. Поверхность колеса, соприкасаю-щаяся с рельсом, называется поверхностью катания (рис. 13).

Рис. 13. Эскиз профиля поверхности катания колеса  
Профиль поверхности катания колеса соответствует профилю го-ловки рельса, форма и размеры которого обеспечивают наиболее ра-циональное взаимодействие колеса с рельсом.

Расстояние между внутрен-ними гранями колес у незагру-женной колесной пары должно быть равно 1440 мм.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал