Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 4: Конституционное регулирование экономических отношений
Вопросом собственности уделяли внимание Конституции, принятые 17, 18, 19 века, однако данные вопросы рассматривались фрагментарно. Экономический кризис в начале 20 века показал, что данные вопросы должны регулироваться государством. В Современных Конституциях данному блоку вопросов отводится особое внимание. После Второй мировой войны акты законодательства стали уделять особое внимание регулированию экономических отношений. Развернутые положения по данному поводу содержатся в Конституциях Германии, Франции, Италии и Испании. Конституционное законодательство не закрепляют определения экономической системы. Однако важнейшие черты экономики закреплены в конституциях. Экономическая система – совокупность экономических характеристик, действующих в стране. Конституция уделяет существенное внимание видам и формам собственности. Конституции, принятые после 1945, установили публичную и частную собственность. Существует государственная собственность, собственность субъектов, муниципальная собственность и частная собственность (собственность на имущество и сбережения). Возникла акционерная собственность и собственность предприятий с иностранным участием. К частной форме собственности относится кооперативная собственность. Публичная собственность всегда коллективна. При помощи закрепления статуса публичной собственности осуществляется регулирование деятельности таких предприятий, которые являются важными для всего государства. Публичная собственность неделима и изъята из гражданского оборота. Главное не субъект собственности, а режим собственности. Это ярко выражено в конституционных актах послевоенного времени. Любая собственность должна служить публичным задачам, целям и интересам. После Второй мировой войны появились особые нормы, посвященные переходу публичной собственности в частную – приватизации. Перевод частной собственности в публичную именуется национализацией. В целом в государствах запада уровень государственной собственности относительно небольшой. В то же время в Испании, Италии и Франции уровень государственной собственности весьма значителен. Многие оборонные предприятия, производства стратегического значения находятся в государственной собственности. Многие государства применяют мягкое индикативное развитие социально-экономического развития. Эту функцию осуществляют особые ведомства. Государство обеспечивает гарантии собственности. Они были сформулированы в 17, 18 века, во время и после буржуазных революций, однако стали реальностью и приобрели четкий и системный характер после Первой мировой войны. 1. Право собственности является неотъемлемым правом; 2. Лишение этого права возможно как исключение; 3. Порядок лишения собственности устанавливается только законом; 4. Лишение собственности возможно в случае общественной государственной необходимости; 5. Необходимо выяснить содержание общественной государственной необходимости – она должна быть очевидной, а не конъюнктурной; 6. Лишение права собственности возможно лишь с возмещением подобного объекта; 7. Возмещение должно быть справедливым, то есть должна восстанавливаться рыночная цена; 8. Как правило, возмещение должно быть предварительным. Конституции, принятые после 1945 года, уделяют значительное внимание развитию и охране социально-экономических отношений. Установлены разветвленные гарантии охраны различных видов собственности, включая частную. Нет приоритета государственной собственности к частной.
|