Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы внедрения системы автоматизации
Как правило, внедрение комплексной системы автоматизации ДОУ в организации включает следующие основные этапы:
1. Создание рабочей группы, состоящей и представителей заказчика и внедряющей организации с желательным утверждением ее распорядительным документом. В команду внедрения должны входить как специалисты ИТ-подразделения, так и специалисты от подразделений, которые затрагивает проект внедрения (эти подразделения определяются на этапе определения связей проекта). Эти специалисты должны хорошо знать работу предприятия в своей области, хорошо представлять себе всю бизнес-деятельность предприятия, уметь грамотно сформулировать задачи для проекта внедрения, в идеале – иметь опыт работы с корпоративными информационными системами. Оптимальное количество членов команды внедрения, принимающих принципиальные решения по проекту (конфигурация программного продукта, бизнес-логика и т.п.) – не более 5-6 Тщательный анализ бизнес-процессов предприятия (документооборота), состояния используемого оборудования и технологий; (материал о внедрение Дела в КГУ, статью методы предпроектного обследования)
Учет и анализ документооборота традиционно относятся к числу постоянных задач службы ДОУ. К основным задачам анализа, как правило, относят: o регламентацию создания и прохождения документов, возможное сокращение излишней переписки; o обоснование управленческих решений о структуре и штатной численности службы ДОУ; o совершенствование технического оснащения, внедрение новых информационных технологий [36, 43]. Отметим также, что результаты анализа документооборота могут использоваться для обоснования управленческих решений по оптимизации процедур работы, совершенствованию структуры и штатной численности подразделений и отдельных участков, использованию электронных технологий обмена конкретными видами информации, а также по другим вопросам, исходя из информационных потребностей руководства и специалистов организации. В связи с использованием автоматизированных систем документооборота, основанных на корпоративной технологии, основные методические подходы к анализу документооборота заслуживают специального рассмотрения. С одной стороны, появляются принципиально новые возможности получения информации, а с другой — проведение многоаспектного, комплексного анализа документооборота организации является одним из непременных условий подготовки к внедрению корпоративных систем. При этом следует исходить из таких характеристик документооборота, как структура (состав), направленность и объем. Анализ структуры документооборота заключается в определении признаков классификации документов (виды документов, носители). На этой основе должен быть подготовлен классификатор (справочник) групп или видов документов для его ввода в систему автоматизации документооборота. В соответствии с этим классификатором для определенных групп документов устанавливаются самостоятельные номерообразование и индексация, используемые при регистрации. Документооборот организации охватывает входящие, исходящие и внутренние документы. Эти группы документов являются основой для разработки классификатора (справочника) групп или видов документов, используемого в системе автоматизации документооборота. Входящие документы представляют собой, как правило, корреспонденцию, поступающую из вышестоящего органа управления, от органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (на территории которых осуществляет деятельность организация), прочие законодательные и нормативные акты и другую служебную корреспонденцию, а также письма, заявления и обращения граждан. К исходящим документам относятся письма в адрес вышестоящего органа управления, письма в адрес иных организаций и граждан, а также другие виды документов, издаваемых организацией в соответствии со своими задачами и функциями, установленными в учредительных документах. К внутренним относятся документы, не выходящие за пределы подготовившей их организации (протоколы коллегиальных органов, служебные записки, планы работы, акты, а также другие виды документов, используемых в процессе взаимодействия подразделений и должностных лиц). С точки зрения направленности документооборота двойственный характер могут иметь распорядительные документы организации (приказы, распоряжения, приказы по личному составу): o если данная организация имеет подведомственные структуры, которым рассылаются названные распорядительные документы, эти документы можно относить к исходящим; o если организация не имеет подведомственных и иных структур, которым рассылаются распорядительные документы, их можно рассматривать как внутренние. Анализ направленнности движения документов связан не только с классификацией на входящие, исходящие и внутренние, но и с выявлением основных информационных потоков, посредством которых обеспечиваются коммуникации внутри организации, а также маршрутов движения отдельных категорий документов. На этой основе могут приниматься решения по оптимизации технологии документооборота в условиях внедрения и использования автоматизированной системы. С этой целью могут составляться оперограммы или технологические схемы работы с конкретными группами документов (пример оперограммы см. в приложении 8). Существенное значение при анализе документооборота может иметь классификация носителей информации и способов передачи документов. С учетом практикуемых в организации способов доставки (почта, заказная почта, курьерская доставка, телеграф, факс, электронная почта и др.) могут вноситься соответствующие позиции в справочник видов документов либо в справочник видов доставки (при его наличии в автоматизированной системе). Если организация ориентируется на применение элементов электронного документооборота, то важно определить категории документов, подлежащих сканированию, а также документов, пересылаемых адресатам в электронной форме. Анализ структуры документооборота должен дополняться изучением содержания и функциональной принадлежности конкретных групп документов. Именно на этой основе возможно подготовить тематические рубрикаторы документов, типовые тексты, используемые как для составления самих документов, так и для их аннотирования в автоматизированной системе (включаются в справочник типовых текстов). Наличие таких возможностей в программном продукте, используемом для автоматизации документооборота, позволяет существенно экономить трудозатраты на регистрацию документов и справочно-информационную работу. Анализ документооборота по названным критериям необходим также для подготовки качественной номенклатуры дел организации, поскольку для ее разработки должна использоваться совокупность признаков классификации и систематизации документов. В последние годы вопросам ведения номенклатуры дел не всегда уделялось должное внимание, особенно предприятиями и организациями негосударственных форм собственности. Сейчас те из них которые функционируют уже около 10 лет и более, столкнулись с проблемой хранения образовавшихся массивов документации и выделения документов, утративших практическую и историческую Ценность, для их уничтожения. Для этого необходимо продумать вопросы классификации документов, формирования дел и установления им соответствующих сроков хранения, закрепить их в номенклатуре дел организации. Важнейшей характеристикой документооборота организации является его объем Данные об объеме документооборота имеют определяющее значение при расчете штатной численности и формировании структуры службы ДОУ, обосновании потребности в технических средствах обеспечения документационных процессов. Кроме того, показатели объема документооборота в определенной мере характеризуют масштаб деятельности учреждения, объем и характер его взаимосвязей с другими организациями. Поэтому можно считать, что объем документооборота показывает загруженность всего управленческого аппарата (учреждения или подразделения), так как всем его работникам приходится иметь дело с документами. При отсутствии автоматизированных технологий делопроизводства и документооборота служба ДОУ или экспедиция обычно осуществляют ежедневный учет документооборота, на основе которого готовят сводные статистические сведения за месяц, год или конкретные периоды. В условиях использования систем автоматизации документооборота статистические данные об объеме документооборота готовятся с помощью компьютерных программ. При этом возможно использовать как режимы поиска (наряду с перечнем документов система может сообщать сведения о числе документов, релевантных данному поисковому запросу, например: «найдено 286 документов»), так и специальные режимы формирования сводных статистических данных о документообороте. Эти сведения можно получать с требуемой периодичностью или по специальным запросам. Тем самым не только снижаются трудозатраты на подготовку статистических данных, но и появляются новые возможности выполнения аналитической работы. Основываясь на знакомстве с практикой внедрения систем автоматизации документооборота в ряде учреждений, можно рекомендовать готовить статистические сведения об исполнении документов, поставленных на контроль, ежемесячно, а статистические данные об объеме и составе документооборота периодически, но не реже одного раза в квартал. По поручению руководства учреждения служба ДОУ должна осуществлять подготовку и анализ сведений об объеме и составе документооборота по отдельным структурным подразделениям, видам документов и другим признакам. При рассмотрении критериев оценки деятельности служб ДОУ мы уже отмечали, что нередко объемом документооборота называют как «количество зарегистрированных документов» (официальный показатель объема документооборота), так и «количество документов, включая их копии» (показатель, характеризующий объемы работы копировально-множительной службы и экспедиции). Вследствие этого можно получить разные значения показателей. В условиях использования систем автоматизации документооборота повышается возможность получения объективной и сопоставимой информации по различным количественным параметрам документооборота учреждения на основе единой методики подсчета объема документооборота как по учреждению в целом, так и по его подразделениям. В суммарный показатель объема документооборота учреждения следует включать количество зарегистрированных документов (входящих, исходящих и внутренних документов). При этом учет документооборота ведется по каждой из названных категорий документов. При необходимости в учреждении может вестись учет общего количества документов, включая их копии. В этом случае показатель объема документооборота оформляется в виде дроби, где в числителе число зарегистрированных документов (т.е. суммарный показатель объема документооборота), а в знаменателе общее число документов (в том числе нерегистрируемых) и их копий. Практика показывает, что можно выделить некоторые типовые информационные потребности по различным аспектам анализа документооборота. Учет типовых, а в ряде случаев и специфических информационных потребностей и запросов относится к числу задач разработчиков систем автоматизации документооборота. Реализация этих задач возможна на основе: o использования режима поиска (за выбранный период по определенным реквизитам или сочетанию реквизитов электронной регистрационной карточки); o использования специального режима подготовки сводок по документообороту по установленным формам; o разработки и использования средств, позволяющих пользователю — прикладному программисту осуществлять произвольную выборку данных из базы данных системы автоматизации документооборота и на этой основе формировать новые формы сводок, справок и других выходных документов; таким средством является API -интерфейс (интерфейс прикладного программирования). Названные функциональные возможности получения статистических сведений и перечней зарегистрированных документов могут использоваться при выполнении работниками служб ДОУ достаточно трудоемких видов работ. К примеру, для отдельных категорий документов требуется составлять опись документов в деле. Для этого необходимо получить перечень документов в деле и иметь возможность при необходимости его отредактировать. Реализовать это в принципе возможно через режим поиска (при условии, что индекс дела по номенклатуре будет поисковым признаком) либо с использованием API-интерфейса. На наш взгляд, к числу типовых информационных потребностей можно отнести следующие. 1. Статистические данные по числу входящих, исходящих и внутренних документов, зарегистрированных в системе автоматизации документооборота (как по каждой группе, так и суммарный показатель). На основе этих данных можно оценить динамику объемов документооборота за год или отдельные периоды времени. 2. Статистика по видам документов (в соответствии с классификатором документов). На основе этих данных можно оценить динамику по видам документов за год или отдельные периоды времени (к примеру, сколько было зарегистрировано приказов, распоряжений, обращений граждан и т.п.). В условиях начала практического использования элементов электронного документооборота желательно также иметь возможность получения сведений о количестве файлов документов, введенных в систему автоматизации документооборота. При этом могут представлять интерес как суммарные данные, так и конкретные виды документов. Например, сколько приказов, зарегистрированных в автоматизированной системе, имеют прикрепленные к электронным регистрационным карточкам файлы. 3. Статистика по корреспондентам (число поступивших и отправленных документов по конкретным корреспондентам, с которыми организация ведет переписку). На основе этих данных можно оценить динамику и относительные объемы (долю от общего объема) переписки с конкретными организациями или группами организаций. 4. Статистика по подразделениям (число входящих, исходящих и внутренних документов, число документов, поставленных на контроль в службе ДОУ и в подразделении). На основе этих данных можно оценить динамику и относительные объемы (долю от общего объема) документооборота подразделения в суммарном документообороте организации, выполнить сравнительный анализ объемов документооборота подразделений организации, при необходимости сопоставить его со штатной численностью подразделения и численностью делопроизводственного персонала или числом пользователей системы автоматизации документооборота. Последнее обстоятельство бывает существенным при ограниченном количестве клиентских мест. 5. Статистические сведения о работе конкретных должностных лиц с документами (количество резолюций, автором которых является данное лицо; количество исполненных входящих документов, в том числе по резолюциям; количество подготовленных исходящих и внутренних документов; количество подписанных подготовленных исходящих и внутренних документов). Эти сведения позволяют оценить «личный документооборот» руководителя или другого должностного лица, сделать выводы на основе оценки динамики и сопоставительных данных. 6. Статистические сведения об исполнении документов, поставленных на контроль, в том числе по документам, исполненным с превышением срока. При этом требуются данные об исполнителях (подразделениях), а также о корреспондентах, исполнение документов которых было задержано. Эти сведения позволяют оценить уровень исполнительской дисциплины (в сопоставлении с количеством документов, поставленных на контроль). Иногда могут интересовать сведения о документах, срок исполнения которых был продлен. Эти данные могут использоваться для выявления и анализа причин задержки исполнения документов. Следует также специально отметить различие типовых информационных потребностей и прав пользователей системы автоматизации документооборота, работающих в службе ДОУ и в структурных подразделениях. Получать обобщающие сведения о документообороте работники должны только в рамках своих должностных полномочий. Поэтому в системе автоматизации документооборота должны быть предусмотрены возможности соответствующего разграничения прав пользователей (права на получение обобщающих сведений по организации в целом или только по конкретному подразделению). Достаточно широкий спектр типовых информационных потребностей в статистических данных о документообороте, различные, в том числе нестандартные, ситуации их применения свидетельствуют в пользу точки зрения, что невозможно создать «идеальную» сводку о документообороте. На основе специфических задач организации могут быть выбраны три-четыре формы сводки, дополняющие одна другую и составляемые с требуемой периодичностью. На основе анализа этих данных может проводиться дополнительное изучение различных аспектов работы с документами в организации с использованием отмеченных выше и других возможностей систем автоматизации документооборота. Таким образом, в условиях внедрения и применения корпоративных систем автоматизации документооборота вопросы комплексного анализа документооборота организации требуют значительного внимания. Результаты анализа объема и состава документооборота могут использоваться для обоснования, планирования и проведения мероприятий по различным направлениям совершенствования документационного обеспечения управления, а также для стратегического и тактического планирования деятельности организации и улучшения информационного менеджмента.
Совершенствование информационно-документационного обеспечения управления на основе компьютерных технологий, активно проводимое сегодня в большинстве организаций, обязательно требует предварительного проведения оргпроектных работ.
Практика рационализации делопроизводства в аппарате управления, накопленная в нашей стране, позволяет выделить основные этапы проектирования:
Обследованию подлежат:
В предпроектном обследовании используются следующие методы:
Ко второй группе относятся различные учетные формы, перечни и сведения, дающие материал о состоянии технологии обработки документов в учреждении. В копировально-множительном центре собираются данные из журнала учета копировально-множительных работ и выдачи готовой продукции. Особого подхода требует изучение материалов, характеризующих организацию текущего хранения документов. Требуется выявить наличие и изучить номенклатуру дел (сводную и индивидуальную), описи дел постоянного хранения, акты о выделении к уничтожению документов и дел и сами первичные комплексы (дела).
Изучая уровень автоматизации и механизации делопроизводственного процесса, оборудование и организацию рабочих мест, обращаются к спецификации оборудования, средств автоматизации и оргтехники, изучается поэтажный план, который дает сведения о размещении структурных подразделений организации, размере площади, приходящейся на сотрудников различных категорий. Эти данные используются впоследствии при проектировании размещения и организации рабочих мест.
Отдельной задачей является изучение самих документов, поступающих в учреждение извне (входящих) и создаваемых в нем. Это наиболее трудоемкая и кропотливая часть исследования. Вся совокупность документов или какая-то их часть могут изучаться как для рационализации технологического процесса их обработки, так и для решения вопросов унификации и трафаретизапии документов по форме и содержанию. Для рационализации делопроизводственных процессов из документов могут быть получены сведения о составе корреспондентов и основных вопросах переписки. Эти данные необходимы при составлении классификаторов, решении вопросов прямоточности движения документов, автоматизации документооборота.
Метод наблюдения. Этот метод также является одним из основных. Он заключается в непосредственном присутствии в учреждении на конкретных рабочих местах и визуальном фиксировании происходящих процессов и условий труда, дает возможность проектанту не только собрать необходимый исходный материал, лично разобраться, но и проверить и уточнить данные, полученные другими методами, т. е. действовать по принципу: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Наблюдение в зависимости от цели и выбора формы записи собираемых данных может проводиться различными способами. · состав и очередность операций; · вид обработки документа; · состав исполнителей и распределение работы между ними; · длительность каждой операции и паузы между ними; · длительность маршрутов исполнителей и документов.
Для определения характера загрузки рабочего времени основных категорий делопроизводственного персонала и выявления видов работ, выполняемых отдельными сотрудниками организации, используется фотография рабочего дня (ФРД). Результаты ФРД входят составной частью в отчет об организации делопроизводства, а при проектировании структуры и штатов делопроизводственного участка организации служат и доказательной частью. · наблюдение; · сводка по группировочным признакам; · анализ полученных результатов. После заполнения наблюдательного листа исследователь в тот же день на обратной стороне бланка составляет расчет затрат рабочего времени. Такой баланс является предварительным, но он позволяет не только суммировать затраты времени, но и оперативно, по своим впечатлениям, записать мысли и соображения для разработки в последующем предложений по рационализации исследуемых участков и элементов работ. При составлении предварительного баланса достаточно писать только шифр данного элемента работ. Например, шифр 11 элемента " Вкладывание письма в конверт". Такой элемент встречается в бланке трижды: 23 минуты, 20 минут, 17 минут. Выработка соответственно составила 316, 240, 204 вложенных письма в конверты. Запись на обороте бланка будет выглядеть так: Шифр 18 элемента " Телефонные служебные переговоры". После окончания фотографии рабочего дня исследователь приступает к анализу, обработке и составлению баланса и сводного баланса рабочего времени по специальным формам.
Самофотография рабочего дня (СФРД ) имеет элемент субъективизма. В случае необходимости проведения ФРД большого числа работников и при малочисленности разработчиков метод самофотографирования может быть рекомендован.
Хронометраж - вид наблюдения, при проведении которого изучаются циклически повторяющиеся элементы работы.
Опрос (интервьюирование). Этот метод чаще всего позволяет проверить, уточнить и дополнить данные, полученные другими методами, и проводится вместе с ними.
Анкетирование - техническое средство конкретного социального исследования. В оргпроектировании применяется для сбора необходимых сведений путем обработки анкет, заполняемых сотрудниками аппарата управления. Графический метод предусматривает детальную и лаконичную фиксацию наблюдаемых операций и явлений с помощью чертежа. Графики находят широкое применение в оргпроектных работах. Они используются при изучении документов (схема организационной структуры учреждения, секторные диаграммы, схемы документационных потоков, документооборота, графики входящей и исходящей корреспонденции и др.), наблюдении (технологическая цепочка, оперограммы), оформлении результатов анализа ФРД, СФРД, хронометража, анкетировании (хронооперограммы, карты ФРД, СФРД, хронокарты, графики состава и распределения работ с указанием затрат во времени). Метод применяется на всех этапах оргпроектирования. Тесно связан с анализом и проектированием.
Статистический метод предусматривает количественный учет однородных, повторяющихся операций и явлений. Этот метод также широко применяется на всех объектах оргпроектирования. Он используется при подсчете объема документооборота, числа регистрируемых и контролируемых документов и средств автоматизации, результатов, полученных при ФРД, СФРД, наблюдении, анкетировании. Анкета используемая при обследовании организации Вопросы для выяснения параметров проекта внедрения системы автоматизации делопроизводства (на примере LanDocs) 1 Официальное название организации. 2 Какие задачи планируется решить в результате выполнения проекта? Какие проблемы, существующие в компании в настоящее время, планируется решить путем внедрения системы автоматизации делопроизводства? Примеры задач (добавьте свои, если они не описаны): - Автоматизация делопроизводства – регистрация документов, учет движения документов, контроль исполнения, рассылка документов исполнителям в электронном виде; - Создание корпоративного хранилища электронных документов (с поддержкой версионности, разнообразных технологий поиска документов и т.д.); - Внедрение безбумажной технологии согласования (визирования) документов в электронном виде – например, договоров, приказов, финансовых документов и т.п.; - Возможность графического моделирования типовых маршрутов движения документов и обеспечения автоматического прохождения документов по типовым маршрутам; - Автоматизация деятельности архивного подразделения предприятия, хранящего документы постоянного и долговременного сроков хранения – поддержка процедур передачи дел в архив, составление описей дел, обработка заявок на выдачу документов из архива, внедрение технологий массового (пакетного) сканирования больших объемов документов и ввода их в архив; 3 Какой планируется масштаб внедрения системы автоматизации делопроизводства? - Какова территориальная структура проекта – предполагается установка системы только в главном здании или и в филиальных структурах? - Какое количество полнофункциональных рабочих мест планируется установить? 4 Планируется ли интеграция системы автоматизации делопроизводства с другим программным обеспечением? С каким? 5 Какую программную платформу планируется использовать? - СУБД (LanDocs работает с двумя СУБД - Oracle или MS SQL); - Почтовую систему (LanDocs работает с двумя почтовыми системами – MS Exchange или Lotus Notes). 6 Планируется ли создание юридически значимого документооборота? Какие криптографические библиотеки, из приведенных ниже, предпочтительны для использования? В настоящее время подсистема безопасности LanDocs (обеспечивается поддержка механизмов шифрования и электронной цифровой подписи, а также Центр регистрации и сертификации ключей) может работать со следующими криптографическими библиотеками: - С криптобиблиотекой компании «ЛанКрипто». Реализуемые алгоритмы: ГОСТ 28147-89, ГОСТ Р34.10-94, ГОСТ Р34.11-94 - На основе базового криптопровайдера Microsoft (CSP), (встроенного в операционные системы Windows). Реализуемые алгоритмы: RC4, RSA, MD5. - На основе криптопровайдера (CSP) компании КриптоПро, имеющего сертификат ФАПСИ РФ. Реализуемые алгоритмы: ГОСТ 28147-89, ГОСТ Р34.10-94, ГОСТ Р34.11-94. - С криптобиблиотекой «Верба-W/ОW», имеющей сертификат ФАПСИ РФ. Реализуемые алгоритмы: ГОСТ Р. 34.10-2001, ГОСТ Р 34.10-94, ГОСТ Р 34.11-94, ГОСТ 28147-89. 7 Какова планируется степень участия сотрудников ЛАНИТ в проекте? В практике нашей компании используются следующие варианты внедрения системы автоматизации делопроизводства: - Реализация проекта внедрения преимущественно силами заказчика – при этом ЛАНИТ передает заказчику лицензии на ПО системы LanDocs и проводит обучение (на территории ЛАНИТ или на территории заказчика) группы сотрудников заказчика, которые в дальнейшем осуществляют внедрение самостоятельно при консультационной поддержке ЛАНИТ; - Реализация обследования и пилотного проекта (10-15 рабочих мест) силами ЛАНИТ, а дальнейшее тиражирование и ввод в промышленную эксплуатацию силами заказчика – при этом варианте сотрудники ЛАНИТ осуществляют установку, настройку системы и обучение пользователей пилотного проекта; дальнейшее внедрение заказчик осуществляет самостоятельно при консультационной поддержке ЛАНИТ; - Реализация проекта внедрения силами ЛАНИТ – при таком варианте все работы по выполнению проекта осуществляются сотрудниками ЛАНИТ, включая обследование, пилотный проект, разработка нормативных документов (инструкция по электронному документообороту, положение об электронной цифровой подписи), сопровождение опытной эксплуатации, тиражирование и внедрение в промышленную эксплуатацию. 8 Какова планируемая организация обучения сотрудников: - Есть класс с подключенными в сеть ПК (укажите количество мест); - Обучение по 2-3 человека на местах; - Персональное обучение
3. Разработка информационно-функциональной модели предприятия, реинжиниринг его бизнес-процессов; (в качестве примера привести проект внедрения “ Directum”)
|