Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синдром Дауна.






Проявляется врожденной аномалией роста и развития. Поражение тканей пародонта распространяется на весь зубной ряд, характеризуется развитием воспаления в виде гингивита, выраженной кровоточивостью, наличием пародонтальных карманов с гнойным отделяемым. На рентгенограмме - деструкция межальвеолярных перегородок с образованием костных карманов. Лечение симптоматическое.

 

Кроме перечисленных наследственных синдромов, большое влияние на ткани пародонта оказывает ряд общих заболеваний и физиологических состояний организма. При этом поражение тканей пародонта не всегда коррелирует с тяжестью основного заболевания, а во многих случаях пародонт остается интактен. Общим для этих заболеваний является ослабление защитных механизмов тканей пародонта к воздействию вредных факторов, в первую очередь микробного и травматического.

К таким заболеваниям и состояниям относятся:

Сахарный диабет: выражает нарушение углеводного, липидного и белкового обмена, поражение сосудов (микроангиопатии), утолщение базальной мембраны концевых отделов сосудистого русла, снижает функциональную активность ПМЯ лейкоцитов и хемотаксис. Повышение содержания глюкозы в тканевой жидкости, слюне, ацидоз способствует усиленному размножению микрофлоры полости рта и ее токсичности в отношении пародонта. Подавляются процессы коллаген - и остеогенеза.

Воспалительный процесс отличается гиперемией десневого края, десневые сосочки имеют цианотичный оттенок, легко кровоточат. Зубодесневые карманы с обильным гнойно-геморрагическим отделяемым, выбухающими грануляциями. Отмечается значительная подвижность зубов, большое количество зубных отложений. На рентгенограмме - диффузный остеопороз с различной степенью резорбции костной ткани альвеолы. Лечение комплексное, с участием эндокринолога.

Заболевания пародонта в период беременности, полового созревания, менопаузы, приема противозачаточных средств характеризуются накоплением женских половых гормонов в тканях десны. Их действие проявляется в повышении проницаемости сосудов, формировании новых сосудистых сетей в зубодесневых областях, в повышенном скоплении ПМЯ лейкоцитов в эпителии десневой борозды. Эти факторы вызывают нарушение обменных процессов в пародонте, обусловливают повышенную сосудистую и клеточную реакции на обычные раздражители, поэтому в ответ действие даже облигатной микрофлоры десна отвечает интенсивным воспалением и гипертрофией. Лечение предусматривает гигиену полости рта, местную противовоспалительную терапию, внутрь - аскорбиновую кислоту, препараты фтора, кальция, фосфора, иммуномодуляторы; совместно с эндокринологами, гинекологами.

Тромбоцитопеническая пурпура, первичная и вторичная, проявляется множественными геморрагиями, кровоточивостью десен и гипертрофией десневого края.

Стресс, нарушения режима питания приводят к резкой активации эндокринной и автономной нервной систем. Вследствие вазоконстрикции нарушается метаболизм тканей. Повышенное содержание катехоламинов дополнительно влияет на проницаемость сосудов. Резко уменьшается содержание аскорбиновой кислоты, снижается саливация, часто отмечаются вредные привычки и неудовлетворительная гигиена полости рта. Все это в итоге подавляет механизм защиты от микробных токсинов. Наиболее ярким проявлением стресса в пародонте является язвенно-некротический гингивит у лиц молодого возраста в периоды больших эмоциональных перегрузок. На фоне нарушения режима правильного питания происходит угнетение обменных процессов, снижение функциональной нагрузки, детренировка жевательного аппарата, изменение кровообращения, угнетение факторов местной защиты, в результате - развитие воспаления в пародонтальных тканях. Лечение симптоматическое, с привлечением невропатологов, психотерапевтов, гастроэнтерологов, диетологов.

К числу заболеваний, усугубляющих течение патологического процесса в пародонте или создающих условия для поражения пародонта, относятся также заболевания щитовидной железы (тиреотоксикоз, гипотиреоз, аутоиммунный тиреоидит Хашимото и др.), гиперкортицизм (синдром и болезнь Иценко-Кушинга), ювенильный остеопороз, половые дисфункции, гиперпаратиреоидоз, коллагенозы (особенно склеродерма), мочекаменная болезнь, заболевания печени и желудочно-кишечного тракта, поражения вследствие длительно назначаемых медикаментозных препаратов (стероидные гормоны, цитостатики, иммунодепрессанты.).

 

 

4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- таблицы,

- муляжи,

- фильмы,

- презентации

5. Практическая работа:

Название практической работы:

- осмотр пациента, сбор анамнеза,

- заполнение карты пациента,

- профессиональная гигиена полости рта,

 

Цель работы: научиться проводить осмотр и сбор анамнеза,

снятию зубных отложений,

наложению лечебных повязок на десну,

 

Методика выполнения работы:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска, лоток с набором инструментов, микромотор, щетки для профессиональной чистки зубов, паста для чистки и полировки поверхности зуба, ультразвуковой аппарат, аппарат Air-flow и порошок к нему, противовоспалительные мази (бутадионовая, индометациновая, гепариновая, метрогил дента и т.д), антисептики для полости рта (хлоргексидин, ротокан и т.д.

Порядок выполнения работы:

1.Опрос с выяснением жалоб и сбором анамнеза.

2. Заполнение карты обследования

3.Антисептическая обработка полости рта,

4.Профессиональная чистка зубов с использованием ультразвукового аппарата «скайлер»,

5. Полировка поверхности зубов аппаратом Air-flow,

 

Результаты работы и критерии оценки: грамотно заполненная карта обследования, правильное проведение профессиональной чистки, правильно выбранный антисептик.

6. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Строение пародонта.

2. Функции пародонта.

3. Кровоснабжение, иннервация пародонта.

4. Травматическая окклюзия.

5. Нормальные и патологические виды прикусов.

6. Аномалии зубных рядов.

7. Патогенез и клиника заболеваний сердечно-сосудистой системы.

8. Опухолевый процесс. Понятие, виды.

 

7. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Понятие «пародонтоз»

2. Этиология, патогенез, патоморфология,

3. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика

4. Лечение и профилактика пародонтоза.

8.Хронокарта учебного занятия:

  • Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) – 5 минут.
  • Оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние – 5 ми­нут.
  • Опрос сту­ден­тов – 35 ми­нут.
  • Приём пациентов - са­мо­стоя­тель­ная ра­бо­та сту­ден­тов (кон­троль и по­мощь пре­по­да­ва­те­ля), про­дол­жи­тель­ность это­го эта­па – 2 часа 35 минут.
  • Кон­троль вы­пол­не­ния прак­ти­че­ской час­ти, заполнение истории болезни – 15 минут
  • Подведение итогов занятия, за­да­ние на дом – 5 ми­нут.

9. Самостоятельная работа студентов:

1. Ответить на вопрос (№1, 2)

2. Изобразить в виде схемы этиопатогенез пародонтоза.

3. Заполнить таблицу (№3)

4. Описать алгоритм лечения пародонтоза.

5. Выписать рецепты средств для общего и местного лечения пародонтоза

6. Используя информацию из интернета или периодической печати подготовить краткое сообщение о новых методах лечения пародонтоза.

7. Решить ситуационные задачи (№7, 8, 9)

8. Решить тесты для самоконтроля (№10)

 

10. Перечень учебной литературы к занятию:

1. Спра­воч­ник по сто­ма­то­ло­гии. – М.: Ме­ди­ци­на, 2008.

 

2.. За­бо­ле­ва­ния сли­зи­стой обо­лоч­ки по­лос­ти рта: Учеб­ное по­со­бие. / Н.Ф.Да­ни­лев­ский, В.К.Ле­он­ть­ев, А.Ф.Не­син, Ж.И.Рах­ний. – М.: ОАО «Сто­ма­то­ло­гия», 2008. – 2711 с.

 

3.. За­бо­ле­ва­ния сли­зи­стой обо­лоч­ки по­лос­ти рта. Кли­ни­ка, ди­аг­но­сти­ка и ле­че­ние: Учеб­ное по­со­бие / Под ред. проф. Г.М.Ба­ре­ра. – М., 2009. –110 с.

4. Максимовский Ю.М. и соавт. Терапевтическая стоматология. – М., 2008.

5. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. – М., 2010

6. За­бо­ле­ва­ния па­ро­дон­та. За­да­ния в тес­то­вой фор­ме / Под ред. проф. Г.М. Ба­ре­ра. – М., 2008 – 43 с.

7. Те­ра­пев­ти­че­ская сто­ма­то­ло­гия: Учеб­ник / Э.Хель­виг, И. Кли­мек, Т. Ат­тин. – Urb. & Schwarzenberg; Munchen, 2009. – 409 с.

8.. Про­фи­лак­ти­ка сто­ма­то­ло­ги­че­скихх за­бо­ле­ва­ний: Учеб­ное по­со­бие / Под ред. проф. Э.М. Кузь­ми­ной. – М.: Мо­с­ков­ский ме­ди­цин­ский сто­ма­толо­ги­че­ский ин­сти­тут, 2009.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал