Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эксплуатационные показатели работы теплохода
Провозная способность флота, качество и эффективность его использования на перевозках определяются системой эксплуатационных и экономических показателей. Совокупность показателей, отражающих использование транспортного флота на перевозках, составляет систему эксплуатационных показателей, а показателей, отражающих экономические результаты работы судов, - систему экономических показателей работы транспортного флота. По составу эксплуатационные и экономические показатели подразделяют на количественные и качественные. Количественные показатели определяют общий объем выполняемой транспортной продукции и абсолютные размеры произведенных затрат флота, денежные средства и трудовые затраты на выполнение этой продукции. К количественным показателям относят затраты флота в сила (тоннаже) – сутках и сила (тоннаже) – километрах, численность работников плавающего состава, общие расходы по судну и в целом по флоту. Качественные показатели выявляют качество использования флота по нагрузке, скорости, времени и производительности. К этой группе показателей относят производительность труда, себестоимость единицы транспортной продукции, фондоотдачу, рентабельность и др. По назначению эксплуатационно-экономические показатели подразделяют на комплексные и элементные. Комплексные показатели наиболее полно отражают эксплуатационно-экономические результаты работы флота. Они дают основную оценку использования судов с количественной и качественной сторон. К ним относят объем перевозок, производительность флота, производительность труда, себестоимость перевозок, фондоотдачу и рентабельность. Элементные показатели имеют главным образом вспомогательное значение и отражают количественные и качественные изменения отдельных элементов транспортного процесса. К таким показателям относят использование судов по нагрузке, скорости и времени, себестоимость транспортной операции и др. Исходными данными для расчета эксплуатационно-экономических показателей работы транспортного флота служат нормы и показатели схемы графика движения; характеристики и расписания линий; планы портового, тягового и путевого обслуживания флота; эксплуатационно-экономические справочники по флоту и другие материалы. Эксплуатационные показатели работы флота делят на четыре группы. Это показатели использования судов по нагрузке, скорости, времени и производительности. При определении эксплуатационных показателей за расчетную единицу принимают регистрационные грузоподъемность, мощность и пассажировместимость судов. К количественным эксплуатационным показателям относят: провозную способность флота в тонно-километрах; объем перевезенного груза в тоннах; затраты времени судами на операции транспортного процесса в тоннаже-сутках, сила-сутках; пробег судов в тоннаже-километрах, сила-километрах. Показатели использования судов по нагрузке отражают степень использования грузоподъемности и мощности. По грузоподъемности - = Qэ/Qр и по мощности - = Qc/Nр. Где Qэ, Qc – масса груза погруженного в судно или состав; Qр, Nр – регистрационная грузоподъемность и мощность. Показатели скорости характеризуют скоростные качества судна и сроки доставки грузов. Различают техническую, путевую и маршрутную скорость движения судов. Техническая скорость – средняя скорость, с которой движется судно между любыми пунктами бассейна (u = l/tх [км/сут], где l – расстояние между пунктами, км; tх – время чистого хода между этими пунктами, сут). Путевая скорость – средняя скорость движения судна за все время нахождения в пути с учетом затрат времени на шлюзование, подбуксировку и отбуксировку барж, смену тяги и т.п. (uп = l/(tх +tпут) [км/сут], где tпут – затраты времени на стоянки в пути, сут). Маршрутная скорость – средняя скорость доставки груза судном с учетом всех затрат времени (uм = l/(tн + tх + tпут + tк) [км/сут], где tн, tк – затраты времени на обслуживание судна в начальном и конечном пункте соответственно, сут). Показатели затрат времени: затраты времени судами на рейс и в целом за круговой рейс, коэффициенты использования времени по элементам рейса. Затраты времени на рейс и за круговой рейс определяют в результате обоснования графика движения флота и характеристик грузовых и пассажирских линий. Средняя длительность рейса (сут): для грузовых судов tрейс = Tсут.в/Tрейс и для тяговых средств tрейс = Ссут.в/Срейс, где Tсут.в и Ссут.в – количество валовых тоннаже-суток и сила-суток за расчетный период; Tрейс и Срейс – количество выполненных тоннаже-рейсов и сила-рейсов). Коэффициент использования времени на ход с грузом для одиночного судна tх.о = tх.г/tв[%], где tх.г – затраты времени судна на ход с грузом за расчетный период; tв – общие затраты времени за расчетный период. Показатель производительности в валовые сутки определяет количество тонно-километров, приходящихся на 1тонну грузоподъемности или 1л.с. в валовые сутки. Этот показатель может быть рассчитан как произведение элементных показателей использования судов по нагрузке, скорости и коэффициента использования времени на ход с грузом или как частное от деления объема транспортной продукции на валовые затраты тоннаже-суток и сила-суток. Показатель производительности в валовые сутки: для грузового судна P’в = ’пр * u’гр * t’х или P’в = А/Тсут.в; для тягового средства Pв = пр * uгр * tх или Pв = А/Тсут.в. Расчет эксплуатационных показателей работы теплохода, необходимых для данного проекта, представлен в таблице 8.
Таблица 8
|