Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Систем организационно-экономического управления
Рассмотрим критерии классификации автоматизированных инфор-мационных систем (АИС) организационно-экономического управления и определим следующие виды систем, соответствующие указанным критериям: 1. По степени автоматизации функций ИС: · информационно-справочные (фактографические), обеспечива-ющие выдачу информации; · информационно-советующие (документальные), обеспечивающие формирование одного или нескольких вариантов возможных решений, но окончательный выбор делает человек-пользователь; · информационно-управляющие, предполагающие наивысший уро-вень автоматизации, выдачу управляющих решений непосредственно объектам управления. 2. По способу автоматизации органов управления: · в виде автономных АРМов специалистов управления; · в виде автономных локальных сетей, объединяющих функционально взаимосвязанные АРМы управленцев; · в виде единой корпоративной сети организации, включая ее головные структуры и территориально удаленные филиалы. 3. По видам автоматизируемых управленческих функций: · функциональные, т. е. автоматизирующие конкретные функции управления, отражающие специфику предметной области — бухгалтерские, финансовые, плановые, кадровые и т. п.; · административные, автоматизирующие делопроизводство, документооборот и т. п., не зависящие от предметной области; · интегрированные ИС, охватывающие все виды управленческой деятельности. Для функциональных АИС объектом управления служат производственно-хозяйственные, социально-экономические процессы, реализуемые на всех уровнях управления экономикой. В этой связи следует выделить в составе таких АИС автоматизированные информационные системы финансово-кредитных органов. 4. По характеру взаимосвязи с внешней информационной средой: · закрытые ИС (автономные системы без автоматизированного взаимодействия с внешними информационными системами, например, с сетью " Интернет"); · открытые ИС (имеют выход в общедоступные информационные системы, например, через сеть " Интернет"); · экстрасистемы (полноценно функционально взаимодействующие с определенным кругом внешних информационных систем). 5. По уровню в системе государственного управления: · отраслевые АИС (функционируют в сферах промышленного и агропромышленного комплексов, строительстве, на транспорте; решают задачи информационного обслуживания аппарата управления соответствующих ведомств); · территориальные АИС (предназначены для управления административно-территориальными районами; их деятельность направлена на качественное выполнение управленческих функций в регионе, формирование отчетности, выдачу оперативных сведений местным государственным и хозяйственным органам); · межотраслевые АИС (являются специализированными системами функциональных органов управления национальной экономикой (банковских, финансовых, снабженческих, статистических и др.); имея в своем составе мощные вычислительные комплексы, они обеспечивают разработку экономических и хозяйственных прогнозов, государственного бюджета, осуществляют контроль результатов и регулирование деятельности всех звеньев хозяйства, а также контроль наличия и распределения ресурсов). 6. По концепции построения: · системы стандарта MRPII (планирование производственных ресурсов); · системы стандарта ERP (планирование ресурсов предприятия); · системы стандарта CSRP (планирование ресурсов, синхронизированное с потребителем). Системы MRPII (Manufacturing Resource Planning) предлагают ряд следующих способов решения задач управления производством: · формирование производственного плана; · планирование продаж; · планирование производства; · планирование потребностей в материальных ресурсах и производственных мощностях; · оперативное управление. Системы стандарта ERP (Enterprise Resource Planning) ориентированы на работу с финансовой информацией и позволяют управлять финансовыми ресурсами. Дополнительно к функциям MRPII появляются следующие: · прогнозирование спроса; · управление проектами; · ведение технологической информации; · управление затратами; · управление кадрами. Системы стандарта CSRP (Customer Synchronized Resource Plan-ning) — последние по сроку разработки. Сущность концепции системы состоит в том, что при планировании и управлении предприятием нужно учитывать не только производственные и материальные ресурсы предприятия, но и " вспомогательные" ресурсы, потребляемые во время маркетинговой и текущей работы с клиентом (затраты на сервис, логистику и маркетинг). В настоящее время развитие информационных систем характеризуется существенными качественными изменениями. Это связано, во-первых, с использованием интернет-технологий, которые приводят к формированию единого информационного пространства и созданию виртуальных управленческих структур; во-вторых, происходит интеграция всех информационных служб и систем, функционирующих в рамках одной организации. Сводная характеристика ключевых этапов развития информационных систем на базе компьютерных технологий представлена в табл. 2.
Таблица 2. Этапы развития информационных систем
|