Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Жизненный цикл автоматизированных систем
Жизненный цикл (ЖЦ) — период создания и использования АИС, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной автоматизированной системе и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления у пользователей. Жизненный цикл АИС и АИТ позволяет выделить следующие четыре стадии: предпроектную, проектную, внедрение и функционирование. Каждая стадия проектирования разделяется на ряд этапов и предусматривает ведение определенных работ и составление документации, отражающей результаты проведенных мероприятий. Рассмотрим содержание проектных работ на стадиях и этапах проектирования. Предпроектная стадия включает следующие этапы: 1) сбор материалов для проектирования — формирование требований, изучение объекта проектирования, разработка и выбор варианта концепции системы; 2) анализ материалов и формирование документации — создание и утверждение технико-экономического обоснования и технического заданияна проектирование системы на основе анализа материалов обследования, собранных на первом этапе. Стадия проектирования состоит из следующих этапов: 1) техническое проектирование, на котором ведется поиск наиболее рациональных проектных решений по всем аспектам разработки, создаются и описываются все компоненты системы, а результаты работы отражаются в техническом проекте; 2) рабочее проектирование, в процессе которого осуществляется разработка и доводка программ, корректировка структур БД, создание документации на поставку, установку технических средств и инструкций по их эксплуатации, подготовка для каждого пользователя системы обширного инструкционного материала, оформленного в виде должностных инструкций исполнителям-специалистам. Результаты проектирования на этом этапе оформляются в виде рабочего проекта. Технический и рабочий проекты могут объединяться в единый документ — техно-рабочий проект. Стадия внедрения системы в действие включает следующие этапы: 1) подготовка к внедрению — установка и ввод в эксплуатацию технических средств, загрузка БД и опытная эксплуатация программ, обучение персонала; 2) проведение опытных испытаний всех компонентов системы перед передачей в промышленную эксплуатацию, обучение персонала; 3) сдача в промышленную эксплуатацию (завершающая стадия создания АИС и АИТ); оформляется актами приема-сдачи работ. стадия функционирования кроме повседневной эксплуатации включает сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование БД. ЖЦ образуется в соответствии с принципом нисходящего проектирования и, как правило, носит итерационный характер: реализованные этапы, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с изменениями требований и внешних условий, введением ограничений и т. п. На каждом этапе ЖЦ формируется определенный набор документов и технических решений, при этом для каждого этапа исходными являются документы и решения, полученные на предыдущем этапе. Этап завершается проверкой предложенных решений и документов на их соответствие сформулированным требованиям и начальным условиям. Содержание и методы ведения проектировочных работ Создание автоматизированных информационных систем и технологий в финансово-экономической сфере может осуществляться по двум вариантам. Первый вариант предполагает, что этой работой занимаются специализированные фирмы, имеющие профессиональный опыт подготовки программных продуктов, их продажи и дальнейшего сопровождения. По второму варианту проектированием и созданием программных разработок занимаются проектировщики-програм-мисты, находящиеся в штате предприятий и организаций, где осуществляется автоматизация. И в первом, и во втором случае участниками процесса проектирования являются две стороны: заказчики (специалисты проблемной сферы, например, финансовые менеджеры) и разработчики (проектировщики). В процессе автоматизации между этими сторонами зачастую возникают следующие проблемы: · проектировщику сложно получить исчерпывающую информацию для оценки формулируемых заказчиком требований к новой системе или технологии; · заказчик нередко не имеет достаточных знаний о проблемах автоматизации обработки данных в новой технической среде, чтобы судить о возможности реализации тех или иных инноваций; · проектировщик сталкивается с чрезмерным количеством подробных сведений о предметной области, что вызывает трудности моделирования и формализованного описания решения функциональных задач; · спецификация проектируемой системы из-за большого объема и технических терминов часто непонятна заказчику, а чрезмерное ее упрощение не может удовлетворить специалистов, создающих систему. Перечисленные проблемы можно разрешить с помощью современных методов проектирования, среди которых центральное место занимает методология структурного анализа. Структурным анализом принято называть метод исследования системы, который начинается с ее общего обзора и затем детализируется, приобретая иерархическую структуру со все большим числом уровней. Структурный анализ предусматривает разбиение системы на уровни абстракции с ограниченным числом элементов на каждом из уровней (обычно от 3 до 6–7). На каждом уровне выделяются лишь существенные для системы детали. Данные рассматриваются в совокупности с операциями, выполняющимися над ними. Используются строгие формальные правила записи элементов информации, составления спецификации системы и последовательного приближения к конечному результату.
|