Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пророк Захария также воодушевлял евреев, указывая на скорое пришествие Мессии, и предсказал торжественный вход Господень в Иерусалим.






В третьей (пророческой) части (9-14) книги пророка Захарии содержатся проро­чества о последних днях жизни Спасителя, на­пример, о входе Господнем в Иерусалим (9, 9), о предании Его за 30 сребренников, и об употреблении этих денег (11, 12-13), о прободении ребра Спасителя (12, 10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (13, 7).

Пророчество о торжественном входе Господа в Иерусалим и о мирном характере Его духовного царства (9, 9-10)

В стт. 9-10 возвещается пришествие Мес­сии-царя. Пророк от лица Божия приглашает жителей Иерусалима (дщерь Стона) к радости и ликованию по поводу вступления в го­род Царя праведного, спасающего всех верных Ему; в знак смире­ния и миролюбия восседшего не на коня, а на молодого ослика: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (9, 9 – наизусть). По свидетельству всех евангелистов это про­рочество буквально исполнилось на Иисусе Христе, когда за несколько дней до своих страданий и крестной смерти Он дейст­вительно воссел на ослика и при громких восклицаниях народа вступил в Иерусалим (Мф. 21, 4-6; Мк. 11, 1-10; Лк. 19-29-40; Ин. 12, 14-15). (О въезде в Иерусалим на осляти).

В 10 ст. говорится о мирном и духовном характере царст­вования Спасителя. Агрессивность будет чужда Ему, поэтому, Он, Царь Мира, уничтожит военные колесницы, конницу и все ору­дие и «возвестит народам мир». Владычество Его будет «от моря и до моря, и от рек до исходишь земли», т.е. до пределов вселенной. Оно будет духовным: под ним следует понимать всепобеж­дающую силу евангельской проповеди мира и любви, пронесенную апостолами по всей земле.

О предании Спасителя за 30 сребренников (11, 12-13)

В начале 11 гл. говорится о бедствиях овец от нерадивых пастырей, которые будут наказаны, а далее речь идет о Добром Пастыре и возвещается пророчество о предании Его врагам за 30 сребренников. Пророчество изложено в виде символического образа оплаты труда Доброго Пастыря: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах. 11, 12-13 – читать наизусть).

Евангелист Матфей приводит это место как предсказание о продаже Иисуса Христа Иудой предателем синедриону за цену раба – 30 сребренников (ср. Ис. 21, 32). Эти сребренники, бро­шенные в храме раскаявшимся Иудой, как деньги крови, не были вложены в церковную сокровищницу (корвану), но на них было куплено поле горшечника для погребения странников (Мф. 26, 15; 27, 5-10).

О прободении ребра Спасителя и раскаянии (12, 10)

«...они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне...»

Пророчество о прободении Спасителя, по свидетельству св. ев. Иоанна Богослова, исполнилось, когда воины, послан­ные Пилатом, увидев Христа уже мертвым на кресте, не пере­били у Него голеней, но «един от воин копием ребра Его прободе... да сбудется Писание: кость не сокрушится от Него... воззрят Нань, Егоже прободоша» (Ин. 19, 31-37). Также понима­ли и объясняли это пророчество: св. Кирилл Александрийский, бл. Иероним, бл. Феодорит и другие экзегеты.

Выражения 10 ст. «воззрят Нань... и восплачутся о Нем» говорят об искреннем обращении к Распятому и Пронзенному с плачем раскаяния. Исполнение этого пророчества, по сви­детельству кн. Деяний, началось в день Пятидесятницы креще­нием трех тысяч иудеев, уверовавших во Христа. Исполнение пророчества продолжается по сей день и завершится, по словам ап. Павла, когда в Церковь «войдет полное число язычников, и весь Израиль спасется».

О поражении пастыря и рассеянии Овец (13, 7)

В 13, 7 – говорится о мече, поднимающемся на Пастыря, и рассеянии овец при поражении Пастыря. «Поражу Пастыря и рас­сеются овцы стада». Мессианский смысл стиха засвидетельство­ван в Евангелии, Сам Христос слова этого пророчества относил к Себе и предсказывал, что апостолы оставят Его в страданиях одного и рассеются в страхе (Мф. 26, 31; Мк. 14, 27). Также по­нимают это пророчество и свв. отцы.

14, 4-9. В последней главе книги говорится о бедствиях, предшествующих «дню Господню», когда Господь проявит Свое величие и могущество в наказании злых и спасении избранных; и будет Богом всей земли, а св. град – местом паломничества. Некоторые места этой главы экзегеты относят еще и к земной жизни Христа Спасителя. «И станут ноги его на горе Елеонской» (4 ст.) – объясняют как пророчество о вознесении Господнем. Вознесение, по кн. Деяний (1, 12), произошло именно на Елеон­ской горе.

Землетрясение и тьму среди дня, упоминаемые в 6-7 стт., толкуют как пророчество о солнечном затмении, бывшем при распятии Спасителя.

14, 5 – «... и придет Господь Бог мой и все святые с Ним» – предсказание о втором пришествии Христовом. Такими словами учил об этом событии и Сам Христос (ср. Мф. 24, 30).

14, 8 «... в тот день живые воды потекут из Иерусалима...». Живая вода – благодать Святого Духа, о которой говорил Хрис­тос в беседе с самарянкой.

- седьмины Даниила, гора и камень, исполин:

Пророк Даниил - пророк вавилонского плена - происходил из царского рода и еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. В плену, по желанию царя Навуходоносора, Даниил был избран с некоторыми другими пленными мальчиками из лучших иудейских семейств, для служения при царском дворе.

За строгое исполнение закона - за воздержание (пост) и благочестие - Бог наградил этих отроков хорошими способностями и успехами в учении. Даниилу Бог, кроме того, дал еще способность разъяснять сны.

Однажды Навуходоносор увидел необыкновенный сон, но, проснувшись утром, не мог его вспомнить. Сон же этот очень беспокоил царя. Он созвал всех мудрецов и гадателей и велел им напомнить ему сон и объяснить его значение. Но они не в силах были это сделать и ответили царю: «Нет на земле человека, который бы мог открыть это дело царю …» (Дан. 2, 10). Навуходоносор разгневался и хотел предать смерти всех мудрецов. Тогда Даниил упросил царя дать ему некоторое время, и он разъяснит сон. Возвратившись домой, Даниил усердно молил Бога открыть ему эту тайну. В ночном видении Господь открыл ему сон Навуходоносора и значение его. На следующее утро Даниил предстал перед лицом Навуходоносора и сказал: «Царь! Когда ты ложился спать, ты думал о том, что будет после тебя. И вот, во сне ты увидел огромного истукана: в блеске стоял он и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь и руки - из серебра, чрево и бедра - из меди, голени - из железа, а ступни ног - частью из железа, частью из глины. Затем ты увидел, как от горы сам собой, без содействия рук человеческих, оторвался камень и ударил в ноги истукана и разбил их, тогда весь истукан рассыпался и превратился в прах, а камень тот так увеличился, что покрыл собою всю землю. Вот царь, твой сон!»

«Этот сон, - продолжал Даниил, - означает следующее: ты царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу... и ты владеешь другими народами. Царство твое - это золотая голова истукана. После тебя настанет другое - серебряное царство, которое будет ниже твоего. Затем настанет третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. Четвертое царство будет крепкое как железо. В дни последнего царства Бог Небесный воздвигнет Вечное Царство, которое не будет передано какому-либо народу, но сокрушит все Царства земли и распространится по всему миру на вечные времена. Так Великий Бог дал знать царю, что будет после всего».

Выслушав все, царь Навуходоносор встал и поклонился пророку Даниилу до земли, и сказал: «Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей …» (Дан. 2, 47). После этого Навуходоносор назначил Даниила начальником вавилонской области и старшим над всеми вавилонскими мудрецами.

Пророческое истолкование Даниилом снов Навуходоносора

2: 13-23. Как видно из этого отрывка, Даниил и его друзья были в числе мудрецов Вавилонских и в числе умервшляемых. Даниил получает откровение сна, он приходит к царю, излагает содержание его сна, говоря о том, что его сновидение было ответом на личный вопрос царя, что будет после него, и Даниил открывает ему это. Царь видел большого истукана в чрезвычайном блеске. Потом от горы оторвался камень, разбил истукана, сделался большой горой и наполнил землю. Пророк истолковывает видение: глава - царство Вавилонское, серебряные грудь и руки — царство Персидское, медный живот и бедра — царство Греческое, которое, однако, будет владычествовать всей землей, и последнее царство — железное — символ Римского государства. С одной стороны, оно обладает прочностью железа, но и имеет ряд слабых мест (сосредоточение в Средиземноморском регионе) — ноги глиняные. Камень, который отвалился от горы, символизирует то царство, которое будет воздвигнуто Богом, вовеки не разрушится, сокрушит все царства, будет стоять вечно.

Аналогичный смысл имеет видение 7 главы. Но здесь - видения, который видел сам Даниил, - видения 4-х животных: 1-й — подобный ему, с орлиными крыльями, которые были у него вырваны, он встал на ноги, как человек, и дано ему сердце человеческое; 2-й зверь — похожий на медведя, у которого во рту было три клыка; 3-й зверь — подобен барсу, у него четыре головы, на спине - четыре птичьих крыла; 4-й зверь (его описания не дается) — страшный, ужасный и сильный, у него большие железные зубы, он пожирает и сокрушает. После чего были поставлены престолы. Воссел Ветхий Днями, и тысячи тысяч служили ему. Четвертый зверь был убит. Сын Человеческий подошел к Ветхому Днями. Ему была дана власть, слава, и царство, чтобы все служили Ему. Истолкование — то же: до пришествия Ветхого Днями — четыре зверя — четыре царства.

Еще одно истолкование сновидений дается в 4-й главе. Видение срубленного дерева означает унижение Навуходоносора. Вероятно, это было помешательство психическое, причем Даниил указывал Навуходоносору путь избавления от этого бедствия. Через некоторое время разум Навуходоносора восстановился, и он продолжил царствовать, и еще более возвеличился.

Откровение о седмидесяти седминах - Дан 9

Откровение было во время правления Дария, когда заканчивались 70 лет плена, кот. были предсказаны пророку Иеремии.

9: 3-19 - Молитва Даниила о Иерусалиме и Храме. Даниил говорит о греховности иудеев и отступлении от Бога, бедствии плена и помиловании народа. Во время этой молитвы к пророку был послан архангел Гавриил, который принес ему откровение.

9: 24-27. Что подразумевать под седминами? Понятно, что это седмины не дней, а лет. За годы плена искуплены грехи, заглажены беззакония — это можно понимать в историческом смысле; 70 лет плена в мессианском смысле — избавление от первородного греха.

Предсказания пророка Даниила исполнились в точности. После Вавилонского царства следовали одно за другим еще три всемирных царства: Мидийско - Персидское, Македонское, или Греческое, и Римское, из которых каждое владело иудейским народом.

Во время же Римского царства пришел на землю Христос, Спаситель мира, и основал Свое всемирное, вечное Царство - святую Церковь. Гора, от которой отвалился камень, означала Пресвятую Деву Марию, а камень - Христа и Его вечное Царство.

Пророчество о седминах

В 9-й главе содержится третье видение, которое называется о семидесяти седминах. Начинается оно с того, что в тот год, когда исполнялось уже 70 лет вавилонского плена, т.е. в последний год, мы видим Даниила молящимся Богу о народе израильском и о том, чтобы за грехи народа, Господь не продлил этого испытания, чтобы Он исполнил обещанное и в этот 70-й год вывел народ из плена и даровал им прощение. Когда он молился, то явился ему Архангел Гавриил и сказал ему: «Даниил! … уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ], и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9, 22-27).

Это пророчество о времени пришествия Христова. Под седминами традиционно всегда понималось семилетие, поскольку на семилетних циклах было основано летоисчисление. Даниил говорит о седминах дней. Таким образом, семьдесят седмин - это 490 лет.

С какого момента следует вести отсчет? С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима. Традиционно всегда толковалось это повеление как указ Артаксеркса, в седьмой год его правления. По разным оценкам это или 458-57 годы до Р.Х., или 453, в зависимости от хронологии, которую мы примем.

Семь седмин даны на возрождение и восстановление Иерусалима и шестьдесят две до того, как помазан будет Святой святых. Всего 69 седмин, т.е. 483 года до того времени, как явится Христос. Как мы помним из Евангелия, Христос крестился примерно в 15 год Тиберия Кесаря. Это, если считать с начала его самостоятельного правления, - 29 год, а если считать с того времени, как он был соправителем Августа, то 27 год по Р.Х.. Посчитав, мы увидим, что пророчество достаточно точно сбылось.

Половина седмины, в течение которой утвердится завет, это - 3, 5 года. Тоже знакомое нам число – время служения Спасителя. А затем говорится о народе, который придет и разрушит Иерусалим и храм, что исполнилось через 35 лет после распятия Христова Титом, когда он пришел и разрушил Иерусалим, причем жертва в Иерусалимском храме прекратилась не в момент разрушения, а еще во времена осады, потому что зилоты были слишком увлечены вопросами политическими, и им было уже не до богослужения.

Правда, можно встретить в литературе, что это пророчество не о Христе, а просто пророчество времени, когда явится Иуда Маккавей и освободит Иерусалимский храм, т.е. что на самом деле это пророчество не о Христе, а об Иуде Маккавее. У прп. Ефрема Сирина никаких апокалиптических моментов нет - он полностью все пророчества книги Даниила истолковывает в историческом аспекте, у него все укладывается в ветхозаветные времена. Но, тем не менее, трудно не согласиться, что гораздо проще это объясняется событиями, связанными с Новым Заветом.

(Дан. 9: 24) - О времени пришествия Христа:

Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.

(Дан. 9: 25) - пророчество о времени пришествия Христа:

Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

(Дан. 9.26) - о смерти Христа:

И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.

- рождение в Вифлееме:

Пророк Михей - малый пророк в Иудее до вавилонского плена -в своей книге, содержащей семь глав, предсказывает, что неверность иудеев и израильтян Божьему завету станет для них роковой. Пророк говорит о близкой гибели не только Самарии, но и Иерусалима. В то же время он верит в конечное исцеление и спасение народа Божия. Михей говорит, что местом рождения Мессии будет Вифлеем - город Давидов: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих. 5, 2).

- о Предтече Господа:

Пророк Малахия - последний ветхозаветный пророк. Посланник Божий призывал евреев очистить свои сердца и подготовить себя к славному пришествию в мир Помазанника Божия - Мессии. Пророк предсказал, что перед пришествием Мессии Господь пошлет им великого Пророка, который приготовит путь к пришествию Сына Божия. Предтеча зовется гласом, вопиющим в пустыне. Мессия - Ангел Завета. Возвещается пришествие пророка Илии.

Книга пророка Малахии состоит из 4 глав и содержит одну пророческую речь, изложенную в форме диалога. Речь эта по характеру содержания может быть разделена на 2 части: обличительную (1-2 глл.) и пророческую (3-4 глл.)

Пророк обличает священников, угрожает им проклятием и крайним унижением за нарушение завета с Господом и неблагоговейное отношение к жертвеннику (стт. 1-9).

Во второй, пророческой части книги (3-4 глл.) пророк предвозвещает явление Господа и Его предтечи, но не для дарования иудеям внешнего благополучия, а с целью всеобщего нелицемерного суда. О Предтече Господнем (3, 1; 4, 5-6). «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (3, 1).

Ангел, приготовляющий путь Господу, – Предтеча Господень, предсказанный Исаией, как «глас вопиющего в пустыне» (Ис. 40). Мессия назван в пророчестве «Господом» и «Ангелом Завета» в смысле вестница воли Триипостасного Бога. Это пророчество как предсказание об Иоанне Крестителе и Предтече Христа приводится у евангелистов-синоптиков (Мф. 11-10; Мк. 1, 2; Лк. 2, 27).

Далее говорится, что это пришествие Мессии будет в «день Господень», т.е. оно не даст иудеям никаких внешних преимуществ, но будет сопровождаться судом. «День Господень» будет как огонь, переплавляющий золото и серебро, и как щелок очищающий. Господь обличит и накажет чародеев, прелю­бодеев, ложно клянущихся, удерживающих плату у работавших, притесняющих вдов и сирот и помилует всех, боящихся Господа.

В 4, 5-6 пророк вторично предсказывает явление вестника пришествия Господа: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного, И он обра­тит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием».

Толкование этого пророчества основывается на свидетель­ствах синоптических Евангелий и Откр. 11, 3-13. Евангелисты-синоптики, указывая, что в пророчестве этом говорится об Иоанне Предтече (Лк. 1, 17; Мф. 17, 10; Мк. 9, 11), отмечают, что Иоанн придет «в духе и силе Илии» приготовить путь для евангельского служения Господа.

Действительное же и личное пришествие пророка Илии, сог­ласно толкованиям свв. Отцов и верованию всей Церкви, ожидается перед вторым пришествием Господним. Церковное учение об этом запечатлено в тропаре пророку Илии, где он называется «вторым предтечей пришествия Христова». Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги. Ветхозаветные пророчества оканчиваются тем, чем начина­ется Евангелие, – повествованием об Иоанне Крестителе.

- о служении в Галилее и о помазании Духом

(Ис. 9: 1-2) - пророчество - Христос из Галилеи:

Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

- о крестных страданиях и о обстоятельствах смерти Христа:

Пророк Исаия много пророчествовал о грядущем Спасителе мира – Мессии. В своих пророчествах он называет Мессию Богом и человеком, Учителем всех народов, Основателем царства мира и любви. Пророк предсказывает, что Мессия родится от Девы, приимет Дух Божий, будет совершать чудеса, пострадает и умрет за грехи людей, воскреснет на небо. Будущие страдания Спасителя Исаия описывает так ясно, как будто он видел их своими глазами (Ис. 53). За ясность пророчества о Христе Исаию называют пророком-евангелистом.

- о сошествии Святого Духа:

Пpорок Иоиль - малый пророк в Иудее до вавилонского плена -пpoпoвeдoвaл в конце IX и начале VIII веков. Его можно назвать пророком Пятидесятницы, так как он в ярких чертах предсказал сошествие Святого Духа на народ Божий.

Пророчество Иоиля об излиянии даров Св. Духа (2, 28-29). 2, 28 – наизусть:

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам ва­шим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те же дни изолью от Духа Моего».

«Излию» – значит: нашлю в изобилии. В Ветхом Завете Дух Святой изливался преимущественно на помазанников: пророков, первосвященников, теократических царей. Пророк же Иоиль пред­возвещает излияние Даров Святого Духа «на всякую плоть», сыновей, дочерей, старцев, юношей, на «рабов и на рабынь», т.е. на всех людей, независимо от пола, возраста и состояния. Следствием излияния даров Св. Духа будет проявление в них пророческого дара, получение откровения о воле Божией в ви­дениях и сновидениях.

Это пророчество исполнилось, прежде всего, при сошест­вии Св. Духи на апостолов, получивших при этом дар знания языков (необходимый для проповеди Евангелия среди язычни­ков); затем, в ниспослании христианам, особенно первенству­ющей Церкви, чрезвычайных даров Святого Духа: дара пророче­ства, дара языков, дара истолкования того, что говорилось на неизвестном языке (1 Кор. 12, 14).

Об исполнении пророчества Иоиля в день первый по Вос­кресении Христовом Пятидесятницы говорит св. апостол Петр. Когда иудеи и прозелиты, из многих стран собравшиеся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, услышали необыкновен­ный шум, бывший при сошествии Святого Духа, и устремились к горнице апостолов, увидели их говорящими на разных язы­ках, «как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 3), - удивились и не могли объяснить происшедшего. Тогда «Петр, встав с одиннадцатью», объяснил им, что то, что они видят и слышат, является исполнением пророчества Иоиля об излиянии даров Святого Духа, - и привел текст пророчества. Свою речь апостол Петр закончил призывом к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа, что является необходимым условием для получения да­ров Святого Духа. «Ибо вам принадлежит обетование, и детям ва­шим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2, 39). Следовательно, по мысли ап. Петра, ниспослание да­ров Святого Духа будет продолжаться в Церкви (через крещение и др. таинства) во все времена ее исторического существования на земле, но под непременным условием веры во Христа и кре­щения.

 

8. Мессианские псалмы Давида.

 

Псалтирь представляет собой собрание ду­ховных песен народа Израиля. Всего из 150 или 151 псалма, в зависимости от издания и редакции. Наибольшее количество псалмов написано Давидом. Из них 73 имеют в еврейском тексте непосредственное надписание авторства. Его мы называем псалмопевцем и пророком, потому что многие псалмы имеют мессианское значение и проро­чество: в них предсказана судьба Мессии, Его служение, Его воскресение и все, что связано с Его рождением и будущей эсхатологией. Псалтырь - вторая по частоте цитирования книга (после пророка Исаии).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал