Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Откровение о Христе в псалмах ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
В отдельную группу выделяют иногда мессианские псалмы, то есть те, в которых содержится пророчество о Христе. К ним можно точно отнести не менее 20-и. Если взять Толковую Псалтирь Евфимия Зигабена, то там есть такая тенденция: буквально каждый стих так или иначе толковать в мессианском плане, то есть в каждом стихе находить какое-то указание о Христе. Есть у святителя Афанасия Великого в 4-м томе сочинений довольно большой раздел, в котором он обобщенно излагает то, что говорится о Христе в псалмах. 2 Пс. Здесь изображены, во-первых, противление иудеев Христу и восстание на Него, цитируется это место в книге Деяний апостольских: «вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным; Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» (Пс.2: 1-2). «Возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (ст.7), – о том, что Христос есть Сын Божий. «Аз же поставлен есмь царь от него над Сионом, горою святою Его» (ст.6), – то есть Христос – Царь, который есть Сын Божий. «Блажени вси надеющиися Нань» (ст.12). 8 Пс., на который ссылается Сам Господь Иисус Христос: «из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради» (Пс.8: 3), – и вот те же самые слова говорит Иисус Христос при входе в Иерусалим (Мф.21: 16). 15 Пс.: «яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Пс.15: 10), – о том, что плоть Христова не увидит тления, и что душа Его не останется во аде. 21 Пс., в котором подробнейшим образом излагается вид страданий Христа на кресте на Голгофе. С 21-м псалмом по выразительности может быть сравнима только 53-я и сопутствующие ей главы пророка Исаии. Во-первых, то, что этот псалом связан с Голгофой, говорит самый первый стих: «Боже, Боже мой, вонми ми, вскую оставил мя еси» (Пс.21: 2) – это вопль Христа на кресте, и эти Его слова в каком-то смысле подразумевают и всю остальную мольбу: «вси видящие Мя поругашасямися, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его» (ст.9). «Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людий» (ст.7); «отверзоша на Мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй. Яко вода излияхся; и рассыпашася вся кости Моя: бысть сердце Мое яко воск таяй посреде чрева моего. Изсше яко скудель крепость моя, и язык Мой прильпе гортани Моему, и в персть смерти свел Мя еси... Исчетоша вся кости моя: тии же смотриша и презреша Мя. Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий» (ст.14-19) – и дальше: «помянутся и обратятся ко Господу вси концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык: яко Господне есть царствие, и Той обладает языки» (ст.28-29), – в таких псалмах-плачах, в молебных псалмах в них в конце всегда бывает славословие. Здесь уже вот это славословие имеет форму пророчества о победе и об избавлении, которое крестом Господним будет совершено. 23 Пс.: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» (Пс.23: 9) – эти слова истолковываются святителем Афанасием Великим как пророчество о Вознесении Господнем; так же как и 6-ой стих 46 псалма: «взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», – тоже относят к Вознесению. 39 Пс., в котором говорится следующее: «жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси: всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се, прииду: в главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева Моего» (Пс.39: 7-9), – речь идет о том, что Христос, который плотию приносит жертву на кресте, смертью своей упраздняет все жертвы ветхозаветные, и делается это по воле Божией. 40: 6-10 Иуда и синедрион. «Враги мои говорили обо мне злое: «Когда же он умрет и погибнет с ним имя его?» И если кто из них навещал меня, неправду говорило сердце его; умножал он беззакония свои; уходил от меня, и совещались они. Обо мне шептались рани мои, на меня замышляли злое. Слова беззаконные говорили обо мне: «Неужели спящий восстанет вновь?» Ибо человек близкий мне, на которого я надеялся, вкушавший хлеб мой, поднял на меня пяту». 44 Пс. Первая его половина вся целиком посвящена Христу: «красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих: сего ради благослови Тя Бог во век» (Пс.44: 3) и так далее... «Престол Твой, Боже, в век века:...возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих» (ст.7-8). Вторая часть – это часть, посвященная Церкви и Божией Матери: «...преста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеянна преиспещренна. Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое» (ст.10-11) – это все используется в качестве прокимна: «Помяну имя твое во всяком роде и роде: сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века» (ст.18). 46: 2 (см. 23) «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». 67: 1 «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». 19: «Возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех, ибо не покаряющыяся, еже вселитися (даже среди непокорных вселишься)». Ап. Павел: «А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф.4: 9, 10). 68: 10 ревность по доме Твоем: 13, 18-22 - страдания, желчь, оцет. 71 Пс. тоже мессианский, в нем - о Соломоне, о сыне Давидовом, но идеальный образ царя, который здесь описан, исполнился не на Соломоне, а на Христе: «да восприимут горы мир людем и холми правду... И пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов» (Пс.71: 3, 5), – в этой поэзии, конечно, более мессианские черты вырисовываются, чем просто черты какого-то царя. Смотрите: «будет утверждение на земли на версех гор: превознесется паче ливана плоть его, и процветут от града яко трава земная. Будет имя его благословенно во веки, прежде солнца пребывает имя его: и благословятся в нем вся колена земная, вси языцы ублажат его» (ст.16-17), – навряд ли, конечно, такие слова могут быть отнесены к Соломону. 88: 5, 26-30, 37 - обетование Давиду о Сыне. Факт неверия во Христа во время Его служения тоже в Псалтири отмечен. В 94 Пс. говорится: «не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни: в оньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя» (Пс.94: 8-9), – на эти слова, в частности, апостол Павел ссылается, как раз говоря о том, что здесь речь идет о тех, кто не принимает Христа: «...присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путий Моих: яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой» (Пс.94: 10-11), – те, кто не веруют во Христа, и те, кто волею уклоняют свое сердце от Него, те не войдут в покои Божии, то есть в Царство Небесное. 109 Пс.: «Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс.109: 1), – псалом короткий – 7 стихов, и все стихи целиком мессианского содержания: о прославлении, о превечном рождении Христовом: «...из чрева прежде денницы родих Тя» (ст.3), и о том, что Он есть первосвященник Нового Завета: «клятся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову» (ст.4). 117 Пс.: «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его» (Пс.117: 1), – псалом, в частности, в котором говорится о камне, отвергнутом строителями, и целиком из этого псалма взяты стихи, которые поются на утренней, после шестопсалмия мирной ектеньи: «Бог Господь явися нам, благословен грядый во имя Господне!» (ст.25-26), – изображается пришествие Бога во плоти, победа Его над всеми неверующими и отвергающими Его: «не умру, но жив буду...» (ст.17); и, наконец, то, что именно о имени Иисусовом «преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних», то, что нет другого имени под солнцем, которым бы нам надлежало спастись – все это в 4-х коротеньких стихах зашифрованным образом содержится. И для человека, который понимает, о чем идет речь, конечно, в этих стихах и возвещается уже радость спасения и избавления человека, которая наступает как раз после чтения покаянных псалмов шестопсалмия на утрени. 131 Пс. «Се, слышахом Я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы» (Пс.131: 6), – о рождестве Христовом. «Клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем» (ст.11), – тоже о Христе – это вспоминается во время Благовещения. «Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе... Священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему» (ст.13, 16-17), – под этим светильником, который уготован Христу, понимается Иоанн Предтеча, о котором Сам Христос говорил: «Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин.5: 35). О Божией Матери – уже упомянутые 44, 71: 6 и 131: 8 «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея»! Есть также в Псалтири, – это не собственно мессианские места, – пророчества о призвании язычников: «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости» (46, 1); «падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах; цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (71, 9-11). (Пс. 2.2.) -О предательстве (осуждении) Христа: Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. (Пс. 15: 9, 10) -Пророчество о Воскресении и Вознесении: Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, (Пс. 21: 2) - Пророчество. Вопль богооставленности, мессианское самосвидетельство в Мф.(26: 46), Мк.(15: 34): Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. (Пс. 21: 8-9) - Пророчество о ругающих и смеющихся: Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: " он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему". (Пс. 21: 18-19) -Пророчество о метании жребия об одежде: Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. (Пс. 21: 17) -Пророчество о избиении и распятии: Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. (Пс. 33: 21) - Пророчество о хранение костей: Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. (Пс. 40: 10) - Пророчество о предателе: Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. (Пс. 46: 9) -Пророчество о Вознесении: Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем. (Пс. 67: 19) -Пророчество о Вознесении: Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога. (Пс. 68: 5) - Ссылка Христа на закон Ин.15.25: Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились; чего я не отнимал, то должен отдать. (Пс. 68: 22) - Пророчество о желчи и уксусе: И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. (Пс. 108: 25) -Пророчество о ругающих и смеющихся: Я стал для них посмешищем: увидев меня, кивают головами [своими]. (Пс. 109: 1) Мф.(22: 44), Лк.(20: 42): Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
|