![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспертные методы в сложных задачах принятия решений
Экспертные методы применяются в тех случаях, когда ситуация полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена известными математ методами. Решение проблемы в этом случае сводится к проведению экспертизы. Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями, опытом, в целях получения выводов, мнений, рекомендаций, оценок. По количеству лиц, принимающих решение, выделяют следующие задачи: · задачи индивидуального выбора, когда решение формирует и принимает один человек, наделенный полномочиями и ресурсами для принятия решений в соответствующей сфере и на соответствующем этапе процесса управления; · задачи группового выбора, когда в решении задачи участвуют несколько экспертов. Процедура проведения экспертного опроса и оценки мнений проводится в несколько этапов: · отбор и формирование экспертной группы, т.е. отбор группы экспертов; количество экспертов в группе 5-15 человек (оптимальный вариант); · проведение опроса; для этого нужно задать процедуру оценивания, указать тип шкалы, по которой будут оцениваться объекты и их параметры; процедура оценивания обычно проводится в виде интервью, анкетирования или дискуссии; · обработка данных – данные сводятся в специальные таблицы как отдельно по каждому эксперту, так и по всей группе в целом. Обработка данных может быть количественной (статистической) и качественной. При этом оцениваются как сами эксперты, так и проблемная ситуация. На основе личных оценок каждого эксперта вычисляются групповые, которые дополнительно оцениваются на достоверность (коэффициент конкордации); · формирование решений с использованием различных стратегий принятия решений и принципов согласованности мнений экспертов. Индивидуальные экспертные оценки применяются: · для обобщения результатов, представленных другими экспертами; · для выдачи заключения о работе других экспертов или организации (отзыв, рецензия, экспертизы); · для прогнозирования развития проблемных ситуаций и оценки их значимости в текущем периоде. К числу групповых экспертных оценок относят: · открытое обсуждение вопросов с последующим голосованием. Это наиболее простая и широко используемая форма выработки групповой оценки. Усиленных требований к членам экспертной группы не предъявляются, т.к. используются простые способы голосования. Недостатки: взаимное влияние суждений экспертов; нежелание их отказываться от мнений, высказанных ранее публично; · закрытое обсуждение (без прямого контакта его участников при сохранении анонимности их мнений) с последующим заполнением анкет экспертного опроса (закрытое голосование). Обычно используется при подготовке важных ответственных прогнозных решений. Недостатки: отсутствие деловой дискуссии; усложнение обратной связи из-за неточности формулировок, недоразумений, ошибок; трудности или ошибки в понимании причин высказанного мнения и неясности по поводу его источников. Эти недостатки можно уменьшить путем сочетания устной и письменной форм опросов. Закрытое обсуждение проводят либо в один тур (однократное заполнение анкет), либо в несколько туров, в этом случае часто используют метод Дельфи; · свободные высказывания без обсуждения и голосования; · совместная выработка синтетических решений как композиция разных частей решения, сформулированных разными экспертами; наиболее часто применяются метод «мозгового штурма» и деревья решений.
|