Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Налоговый механизм и его элементы.
Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм. Подчиненность формируемого налогового механизма реализуемой налоговой политики представлена на рис. 4. Рис. 4. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма страны Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретных субъектов, ответственных за реализацию функций управления налоговой системой страны, совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обусловливаются сущностью и функциями налогов. Они ориентированы на обеспечение функционирования налоговой системы. Налоговый механизм — совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация целей налоговой политики. Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налог, в каком объеме, что подлежит налогообложению, в каких единицах измеряется объект налогообложения, из каких доходов уплачивается налог. Внутреннее содержание налоговой политики формируется исходя из сущности налогов, паритета двух функций: фискальной. и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами. Рис.5
Налоговое планирование – экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий В зависимости от периода различают планирование: - оперативное; - текущее; - долгосрочное; -стратегическое. Основная задача планирования — обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны исходя из разработанных и принятых налоговых законов. На государственном уровне роль налогового планирования — анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы. В дальнейшем и на этой основе — определение объемов налоговых поступлений в бюджеты.
Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов. Принципы налогового регулирования: • экономическая обоснованность; • финансовая целесообразность; • сбалансированность интересов. Основная задача налогового регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала. Налоговое регулирование осуществляется при помощи различных налоговых инструментов, таких, как: - величина налоговых ставок - налоговые льготы - установление объекта налогообложения - установление круга налогоплательщиков - налоговые санкции Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, _не_ изменяя всего массива налогового законодательства, а -лишь корректируя установленные_ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет " дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно менять приоритеты в политике регулирования доходов. . Роль налоговой ставки для проведения государственной политики состоит в возможности использования различных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных Особенно значимую роль отводят прогрессивным и регрессивным ставкам. Благодаря налоговым ставкам централизованная Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что соответствующим физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут to установлены в любых случаях, когда есть заинтересованностъ государства в развитии предпринимательской деятельности оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности. Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. Наиболее типичными используемыми формами налоговых льгот являются: • полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения; • отнесение убытков на расходы будущих периодов; • применение уменьшенной налоговой ставки; • освобождение от налога (полное или частичное) на определенный вид деятельности или дохода от такой деятельности; •: освобождение от налога отдельных социальных групп; • стсрочка или рассрочка платежей и некоторые другие, Наиболее частый объект налогового стимулирования — инвестиционная деятельность. Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели. С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на расходы следующего года или следующих лет. В ряде стран осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное налогообложение прибыли государственных корпораций. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирования иностранных инвестиций.
Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития. Система налогообложения большинства стран предусматривает, в частности, различные_фррмы создания налоговой_б азы, связаннрй_с^амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т. е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и соответственно к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит, и налоговых выплат. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования, у нас 10% амортизационная премия. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного метода амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.
К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств. С другой стороны, налоговые санкции нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов. Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом. | Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан. Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений с целью принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие для эффективного налогообложения.
|