Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Gt; Классификация налоговых реформ по целям проведения
Налоговые реформы в зависимости от объема поставленных целей подразделяются на многоцелевые и ограниченно целевые. При проведении ограниченно (одно) целевой реформы обеспечивается достижение наиболее актуальной целевой установки по изменению отдельных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов, как правило, стимулирующего характера в отношении отдельных отраслей хозяйства, территорий, форм собственности, форм предпринимательства, производства отдельных видов продукции и т.д. Проведение многоцелевой налоговой реформы призвано обеспечить достижение определенной совокупности взаимосвязанных целевых установок по изменению основных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов в народнохозяйственном комплексе страны в соответствии с целями налоговой политики, избранными приоритетными. > Классификация налоговых реформ по продолжительности проведения Налоговые реформы по своей продолжительности подразделяются на кратко-, средне- и долгосрочные. Краткосрочная налоговая реформа характеризуется незначительным временным периодом реализации, как правило, около трех лет. В столь короткий срок невозможно осуществить масштабные преобразования, но вполне укладывается реализация ограниченно целевых реформ. Например, возможно снизить налоговые ставки и достичь цели — снижения налоговой нагрузки. Среднесрочная реформа, имея более продолжительный период, как правило, до восьми лет, позволяет осуществить более существенные структурные преобразования. Долгосрочная реформа, характеризуясь значительным периодом реализации, обычно свыше восьми лет, позволяет осуществить системные преобразования. Столь значительная растянутость налоговых преобразований во времени обусловливается: во-первых, крайне осторожным реформаторским подходом большинства правительств к такой болезненной для всех теме, как налоги; во-вторых, внутренней логикой реформ, последовательно проходящих в несколько этапов. На рис. 7. представлен условный алгоритм проведения налоговой реформы.
Рис.7
Объективной предпосылкой налоговых преобразований, как упоминалось ранее, является существенное изменение социально-экономической политики государства, ведущее к пересмотру концепции и стратегии налоговой политики. Когда оформилась объективная необходимость проведения реформы, происходит выбор целей, средств и методов налоговых преобразований. В зависимости от сложности и количества поставленных целей проведение реформы может планироваться в один или несколько последовательных этапов с соответствующей разбивкой по целям, средствам и методам. Например, в Германии реформа проводилась в три этапа 1986, 1988, 1990 гг.), в США — в два этапа (1981, 1986 гг.), в России - в три этапа (1991, 1998 и 2001 гг.). Каждый этап состоит из трех основных периодов: подготовительного, непосредственного проведения и завершающего. Подготовительный период — это планирование реформы, обоснование и подготовка общественного мнения. Данный периодочень значим, хотя зачастую его роль и недооценивается в полной мере. Для того чтобы обеспечить успех проведения реформы, необходимо не только ее квалифицированно спланировать, обосновать, разработать новое законодательство, но и подготовить общественное мнение. Реформа должна быть объективно необходима и поддержана народом, цели ее должны быть просты и понятны. Период проведения — это период непосредственной реализации налоговой реформы, когда вводится в действие новое налоговое законодательство, видоизменяется налоговый механизм, происходит апробация нововведений, достаточная по своему временному кон тексту для выявления законодательных недоработок и практических нестыковок функционирования обновленного механизма. Завершающий период — анализ полученных результатов реформы, оценка их фискальной и социально-экономической значимости, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, декларация вывода о мере достижения заявленных целей и подготовка обоснования для завершения или продолжения реформ. При анализе любой реформы следует отличать планируемую поэтапную реализацию, т.е. этапность, изначально планируемую при запуске реформы, от вынужденной поэтапной реализации. Вынужденная этапность возникает, когда цели реформы не достигаются и появляется необходимость корректировки средств, методов, целей, а иной раз даже и концепции налоговой политики уже по ходу реформы. В этом случае готовится реализация следующего этапа реформы. Если ожидаемый результат и в таком случае не достигается, тогда планируется третий этап (см. рис. 7.). Этапы реформы не всегда строго последовательны. Они нередко накладываются друг на друга: завершающий период одного этапа совпадает с подготовительным периодом следующего, поэтому порой их трудно разграничить, они воспринимаются подчас как непрерывный процесс преобразований. Малоисследованной областью является проблема частоты налоговых реформ. При каких изменениях социально-экономической политики становится неизбежным проведение налоговых преобразований? Ведь любые преобразования — процесс достаточно болезненный для всех субъектов, результат которых невозможно в полной мере предвидеть. Ответ здесь может быть дан только качественный, а не количественный. При незначительных изменениях социально-экономической политики возможно обойтись текущим совершенствованием налоговой системы, в то время как при существенном (принципиальном) изменении ее содержания кардинальные налоговые преобразования неизбежны. Новая социально-экономической политика будет неизбежно порождать новую налоговую политику, а соответственно, и новую налоговую реформу. В результате реализации реформ обеспечивается эволюционное развитие налоговой системы и достигается временное ее соответствие текущей социально-экономической ситуации. Следовательно, налоговая реформа не может опережать социально-экономические реформы, она следует в их фарватере. Надо отметить, что реформирование всегда должно быть эволюционным. Революционные преобразования характеризуются ломкой старой и строительством принципиально новой налоговой системы. Такие преобразования вряд ли можно охарактеризовать как налоговую реформу. В частности большинство стран бывшего социалистического содружества при переходе к рыночным отношениям (в том числе и Россия в 1991 г.) изначально не реформировали, а формировали принципиально новые налоговые системы, а реформировать их они стали позже. Таким образом, основными признаками налоговых реформ в рыночной экономике являются эволюционность, последовательность и периодичность. А главной целью налоговых преобразований должно стать приведение в соответствие налоговой системы новым потребностям социально-экономического развития страны и новому курсу налоговой политики. Следовательно, налоговые реформы являются неотъемлемым атрибутом меняющейся социально-экономической и налоговой политик государства. Вся вторая половина XX в. связана с перманентными налоговыми реформами в развитых странах. Объективная необходимость их была обусловлена вначале приданием экономической политике мощного социального контекста, а позднее — вхождением этих стран в эпоху постиндустриального развития.
|