Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Gt; Классификация налоговых реформ по целям проведения






Налоговые реформы в зависимости от объема поставленных це­лей подразделяются на многоцелевые и ограниченно целевые.

При проведении ограниченно (одно) целевой реформы обеспечи­вается достижение наиболее актуальной целевой установки по изменению отдельных параметров функционирования налоговой сис­темы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов, как правило, стимули­рующего характера в отношении отдельных отраслей хозяйства, территорий, форм собственности, форм предпринимательства, про­изводства отдельных видов продукции и т.д.

Проведение многоцелевой налоговой реформы призвано обеспе­чить достижение определенной совокупности взаимосвязанных це­левых установок по изменению основных параметров функциони­рования налоговой системы. Результатом такой реформы становит­ся изменение характера проявления основных функций налогов в народнохозяйственном комплексе страны в соответствии с целями налоговой политики, избранными приоритетными.

> Классификация налоговых реформ по продолжительности про­ведения

Налоговые реформы по своей продолжительности подразделя­ются на кратко-, средне- и долгосрочные.

Краткосрочная налоговая реформа характеризуется незначитель­ным временным периодом реализации, как правило, около трех лет. В столь короткий срок невозможно осуществить масштабные пре­образования, но вполне укладывается реализация ограниченно це­левых реформ. Например, возможно снизить налоговые ставки и достичь цели — снижения налоговой нагрузки.

Среднесрочная реформа, имея более продолжительный период, как правило, до восьми лет, позволяет осуществить более сущест­венные структурные преобразования.

Долгосрочная реформа, характеризуясь значительным периодом реализации, обычно свыше восьми лет, позволяет осуществить сис­темные преобразования.

Столь значительная растянутость налоговых преобразований во времени обусловливается: во-первых, крайне осторожным реформа­торским подходом большинства правительств к такой болезненной для всех теме, как налоги; во-вторых, внутренней логикой реформ, последовательно проходящих в несколько этапов. На рис. 7. пред­ставлен условный алгоритм проведения налоговой реформы.

 


Рис.7

 

Объективной предпосылкой налоговых преобразований, как упоминалось ранее, является существенное изменение социально-экономической политики государства, ведущее к пересмотру кон­цепции и стратегии налоговой политики. Когда оформилась объек­тивная необходимость проведения реформы, происходит выбор це­лей, средств и методов налоговых преобразований. В зависимости от сложности и количества поставленных целей проведение рефор­мы может планироваться в один или несколько последовательных этапов с соответствующей разбивкой по целям, средствам и методам. Например, в Германии реформа проводилась в три этапа 1986, 1988, 1990 гг.), в США — в два этапа (1981, 1986 гг.), в Рос­сии - в три этапа (1991, 1998 и 2001 гг.).

Каждый этап состоит из трех основных периодов: подготовительного, непосредственного проведения и завершающего.

Подготовительный период это планирование реформы, обоснование и подготовка общественного мнения. Данный периодочень значим, хотя зачастую его роль и недооценивается в полной мере. Для того чтобы обеспечить успех проведения ре­формы, необходимо не только ее квалифицированно спланиро­вать, обосновать, разработать новое законодательство, но и под­готовить общественное мнение. Реформа должна быть объектив­но необходима и поддержана народом, цели ее должны быть просты и понятны.

Период проведения это период непосредственной реализации налоговой реформы, когда вводится в действие новое налоговое законодательство, видоизменяется налоговый механизм, происходит апробация нововведений, достаточная по своему временному кон тексту для выявления законодательных недоработок и практических нестыковок функционирования обновленного механизма.

Завершающий период анализ полученных результатов рефор­мы, оценка их фискальной и социально-экономической значимо­сти, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства, декларация вывода о мере достиже­ния заявленных целей и подготовка обоснования для завершения или продолжения реформ.

При анализе любой реформы следует отличать планируемую по­этапную реализацию, т.е. этапность, изначально планируемую при запуске реформы, от вынужденной поэтапной реализации. Вынуж­денная этапность возникает, когда цели реформы не достигаются и появляется необходимость корректировки средств, методов, целей, а иной раз даже и концепции налоговой политики уже по ходу ре­формы. В этом случае готовится реализация следующего этапа ре­формы. Если ожидаемый результат и в таком случае не достигается, тогда планируется третий этап (см. рис. 7.).

Этапы реформы не всегда строго последовательны. Они нередко накладываются друг на друга: завершающий период одного этапа совпадает с подготовительным периодом следующего, поэтому по­рой их трудно разграничить, они воспринимаются подчас как не­прерывный процесс преобразований.

Малоисследованной областью является проблема частоты нало­говых реформ. При каких изменениях социально-экономической политики становится неизбежным проведение налоговых преобра­зований? Ведь любые преобразования — процесс достаточно болез­ненный для всех субъектов, результат которых невозможно в пол­ной мере предвидеть. Ответ здесь может быть дан только качест­венный, а не количественный.

При незначительных изменениях социально-экономической по­литики возможно обойтись текущим совершенствованием налого­вой системы, в то время как при существенном (принципиальном) изменении ее содержания кардинальные налоговые преобразования неизбежны. Новая социально-экономической политика будет неиз­бежно порождать новую налоговую политику, а соответственно, и новую налоговую реформу. В результате реализации реформ обес­печивается эволюционное развитие налоговой системы и достигает­ся временное ее соответствие текущей социально-экономической ситуации. Следовательно, налоговая реформа не может опережать социально-экономические реформы, она следует в их фарватере.

Надо отметить, что реформирование всегда должно быть эволю­ционным. Революционные преобразования характеризуются ломкой старой и строительством принципиально новой налоговой системы. Такие преобразования вряд ли можно охарактеризовать как налоговую реформу. В частности большинство стран бывшего социали­стического содружества при переходе к рыночным отношениям (в том числе и Россия в 1991 г.) изначально не реформировали, а формировали принципиально новые налоговые системы, а рефор­мировать их они стали позже.

Таким образом, основными признаками налоговых реформ в рыночной экономике являются эволюционность, последовательность и периодичность.

А главной целью налоговых преобразований должно стать приведение в соответствие налоговой системы новым потребностям социально-экономического развития страны и новому курсу налоговой политики. Следовательно, налоговые реформы являются неотъемлемым атрибутом меняющейся социально-экономической и налоговой политик государства.

Вся вторая половина XX в. связана с перманентными налого­выми реформами в развитых странах. Объективная необходимость их была обусловлена вначале приданием экономической политике мощного социального контекста, а позднее — вхождением этих стран в эпоху постиндустриального развития.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал