![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экзаменационный билет № 13. 1. Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ).
1. Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ). 2. Эксплуатация электроустановок и задачи персонала. 3. Общие требования пожарной безопасности к кинотеатрам и киноустановкам. Требования к помещениям зрительного комплекса.
1 .Основные требования к построению и функционированию системы управления охраной труда (СУОТ). Организационная структура СУОТ В Украине функционирует многоуровневая СУОТ, функциональными звеньями которой являются соответствующие структуры государственной законодательной и исполнительной власти различных уровней, управленческие структуры предприятий и организаций, трудовых коллективов. В зависимости от направления решаемых задач все звенья СУОТ можно разделить на две группы: • звено, обеспечивающее решение законодательно-нормативных, научно- технических, социально-экономических и других общих вопросов охраны труда; • звено, в функциональные обязанности которых входит обеспечения безопасности труда в условиях конкретных организаций, предприятий. К первой группе относятся органы государственной законодательной инициативы и органы государственного управления охраной труда: - Верховная Рада Украины; - Кабинет Министров Украины; - Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины (Госгорпромнадзор Украины); - Министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти; - Фонд социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний; - Местная государственная администрация, органы местного самоуправления. Верховная Рада Украины по своей инициативе во взаимодействии с соответствующими структурами исполнительной власти определяет государственную политику в сфере охраны труда, решает вопросы по совершенствованию и развитию законодательной базы охраны труда, социальные вопросы, связанные с состоянием условий и охраны труда. Кабинет Министров Украины обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны труда, исходя из состояния охраны труда в государстве, организует разработку общегосударственных программ согласно улучшение этого состояния, утверждает эти программы и контролирует их выполнение, определяет функции органов исполнительной власти о решению вопросов охраны труда и надзора за охраной труда. Для решения этих вопросов при Кабинете Министров Украины функционирует Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, которую возглавляет вице-премьер-министр Украины. Госгорпромнадзор Украины осуществляет комплексное управление охраной труда на государственном уровне, реализует государственную политику в этой сфере, координирует работу государственных органов и объединений предприятий по вопросам безопасности труда, разрабатывает и пересматривает совместно с компетентными органами систему показателей и учета условий и безопасности труда, осуществляет международное сотрудничество по вопросам охраны труда и надзор за охраной труда в государстве. Решение Госгорпромнадзора Украины, относящийся к ее компетенции, обязательные для исполнения всеми министерствами, другими центральными органами государственной исполнительной власти, местными государственными администрациями, местными советами народных депутатов и предприятиями. Фонд социального страхования от несчастных случаев осуществляет профилактику несчастных случаев и профзаболеваний, а также координацию всей страховой деятельности, связанной с охраной труда. Министерство труда и социальной политики Украины осуществляет также государственную экспертизу условий труда, определяет порядок и осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест согласно их соответствию нормативным актам об охрану труда, участвует в разработке нормативных документов по охране труда. Другие министерства и центральные органы государственной исполнительной власти как звенья системы управления охраной труда определяют научно-техническую политику отрасли по вопросам труда, разрабатывают и реализуют комплексные мероприятия по улучшение безопасности труда, осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий отрасли по охране труда, сотрудничают с отраслевыми профсоюзами о решение вопросов безопасности труда, организуют в установленном порядке обучение и проверку знаний правил и норм охраны труда руководителями и специалистами отрасли, создают, в случае необходимости, профессиональные военизированные аварийно-спасательные формирования, осуществляющие внутренний контроль за состоянием охраны труда. Для обеспечения выполнения перечисленных функций в аппаратах министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти создаются службы охраны труда. Местные государственные администрации и органы местного самоуправления в пределах подведомственной им территории обеспечивают реализацию государственной политики в сфере охраны труда, формируют с участием профсоюзов местные программы мер по улучшения безопасности, гигиены труда и производственной среды, осуществляющих контроль за соблюдением нормативных актов об охране труда. Для обеспечения выполнения названных функций при местных органах исполнительной власти создаются соответствующие структурные подразделения. Управленческие структуры предприятий обеспечивают в условиях конкретных производств реализацию требований законодательных и нормативных актов об охране труда с целью создания безопасных и безвредных условий труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, решают весь комплекс вопросов по охраны труда, связанных с данным производством. В своей деятельности по охраны труда управленческие структуры предприятий взаимодействуют с комиссией по вопросам охраны труда предприятия (при наличии таковой), с профсоюзами предприятия и уполномоченными трудовых коллективов. СУОТ в условиях конкретной организации, на конкретном объекте всегда есть многоуровневой системой управления, в которой верхним уровнем является государственное управления, а нижним - управления охраной труда на конкретном объекте. Как промежуточные уровни управления могут выступать ведомственное, региональное управление, а также управления в объединении, тресте подобное. Следует отметить, что исходные параметры СУОТ определяются, исходя из требований норм, правил, проектной документации, анализа фактического состояния производственной ситуации и ряда факторов производственной среды, поэтому СУОТ следует отнести к категории обычных, многоконтурных систем, подвергающихся программированию. Правовой основой СУОТ являются: Конституция Украины, Кодекс законов о труде Украины, Законы Украины «Об охране труда» и «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности», приказы и распоряжение Президента Украины, распоряжения и постановления Кабинета Министров, Госгорпромнадзор, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной политики, а также других директивных органов Украины по вопросам охраны труда (органы Государственного управления охраной труда).
|